Цели урока:
а) образовательные:
- закрепить знания о валентности, составе, классификации основных классов неорганических соединений;
б) развивающие:
- выработка умения составлять формулы оксидов, солей, обращаться с лабораторным оборудованием;
-развитие учебно-логических умений: наблюдать, описывать.
в) воспитательные:
- воспитание грамотного проведения химического эксперимента, соблюдение определённых норм поведения в процессе выполнения лабораторного опыта;
- воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность, любовь и интерес к предмету.
Этапы урока:
1.Организационный момент.
2. Этап подготовки учащихся к активизации и сознательному усвоению материала.
3. Объяснение нового материала.
4.Этап закрепления материала.
5. Этап завершения урока.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Этап подготовки учащихся к активизации сознательному усвоению материала.
Учитель: Я пригласила вас, господа, чтобы сообщить приятнейшее известие: через несколько секунд в большом зале химического кабинета будет дан званый химический обед (Приложение 1, слайд 1).
Только у нас в меню. Зачитывает меню. (Приложение 1, слайд 2)
Начнём с закуски. Она у нас загадочная с элементной подливкой.
Вопрос: Знаете ли вы, что такое логогрифы? (Приложение 1, слайд 3)
Логогрифы - это загадки, которые решают путём удаления или прибавления букв или слогов к зашифрованному слову так, чтобы получилось новое слово.
Задания:
А) К напитку, употребляемому раньше пиратами, прибавьте 1 букву, чтобы получилось название элемента VII группы главной подгруппы.
(ром + б = бром)
Б) К студенистому десерту прибавьте 2 буквы и получите название металла
(желе + зо =железо)
В) К сладкому продукту , которым обычно намазывают торт, добавьте 3 буквы и получите название элемента неметалла.
(крем + ний = кремний)
(Приложение 1, слайд 4)
Переходим к салату. Он составлен у нас из оксидов.
Вопрос: Что такое оксиды? (учащиеся формулируют определение)
Задание: Составьте формулы сложных веществ, образованных кислородом и следующими элементами: Hg(I); Al; Mg; C(IV); P(V); S(VI) (Приложение 1, слайд 5)
Учащиеся у доски составляют формулы оксидов.
Учитель: Хорошо. С закуской и салатом покончено. Пора приступать к супу. Но суп невозможно сварить без этого вещества. (Вносится волшебный чемодан.)
В её честь названы многие города, реки озёра. Её недостаток в пище пагубно сказывается на здоровье, а полное её отсутствие несовместимо с жизнью. Полагают, что массовая гибель наполеоновских солдат при их отступлении из Москвы была обусловлена её нехваткой в пище. Римским легионерам часто платили жалованье не золотом и серебром, а ею. У всех народов она - символ гостеприимства и радушия.
Вопрос: Вы догадались, какое вещество находится в волшебном чемодане?
Учитель: Правильно. Соль. Но соли - это не только поваренная соль, это целый класс соединений, с которым мы сейчас познакомимся.
Записывается тема урока: Соли. Составление формул солей. Название солей.
3. Объяснение нового материала.
Определение солей (Приложение 1, слайд 6)
Учитель: Задание по учебнику, стр. 113, упр. 2 (а)
Учащиеся: Задание по учебнику, стр. 113, упр. 2(б)
Учитель: Молодцы. Суп мы тоже сварили. Пора переходить к мясному ассорти.
4. Этап закрепления материала.
Задание: Выпишите отдельно формулы оксидов, кислот, оснований и солей:
P2O5; Ca(OH)2; H2CO3; CuSO4; CaO; NaOH; H3PO4; ZnCl2. Дайте названия (Приложение1,слайд 7)
Учащиеся у доски записывают формулы.
А) оксиды: P2O5; CaO;
Б) кислоты: H2CO3; H3PO4;
В) основания: Ca(OH)2; NaOH
Г) соли: CuSO4, ZnCl2.
Учитель: Какой обед без компота? Здесь вам понадобятся практические умения.
Задание: В 3-х пронумерованных пробирках находятся: соляная кислота, гидроксид натрия, вода. Определите с помощью индикаторов эти вещества.
(Демонстрационный и лабораторный эксперимент)
Учитель: То или иное вещество можно распознать при помощи качественных реакций - реакции, в ходе которых доказывается наличие данного вещества или иона.
№ пробирки | №1 |
№2 |
№3 |
Реактив | |||
фенолфталеин | — | + |
|
метилоранж | + |
+ |
Вывод: в пробирке №1- H2O; в пробирке №2-HCl; в пробирке № 3- NaOH
(Приложение 1 , слайд 8)
5. Этап завершения урока.
Учитель: Наш обед подходит к концу.
Наступил ответственный момент. А теперь сюрприз. (Приложение 1, слайд 9)
(из весёлого чемодана достаётся шоколад)
Учитель: А наш обед я хочу закончить словами: “Нередко шутка служит проводником такой истины, которая не достигла бы цели без её помощи” ( Ф. Бекон)
(Приложение 1, слайд 10)
Домашнее задание: Составить коктейль из
солей:
сульфат железа (III) ;
(Приложение 1, слайд 11)