"Сложение смешанных дробей", 5-й класс. Урок-исследование

Разделы: Математика

Класс: 5


Вдохновение – это такая гостья,
которая не любит посещать ленивых.
Л.Магницкий

Немаловажное условие успешности проведения уроков – активное участие в процессе урока, их работоспособность и конечно творческий настрой. Как это замечательно, научить детей “поглощать” знания с аппетитом. На первом этапе работы в 5-м классе происходит знакомство школьника с наработками авторов учебника (А.Г. Мордковича и Зубарёвой И.И.), который обеспечивает высокий уровень наглядности и помогает заниматься математикой очень увлекательно.

Цель урока. Ориентированность на работу с правилами, понятиями, а непассивное восприятие знаний о них.

ХОД УРОКА

Учитель: Как известно в любом открытии есть 99% личного труда и вовлечённости и только 1% таланта и способностей. На уроке предстоит самостоятельно изучить § 25 (см. далее), а выводы записать в таблицу:

Непонятный рисунок Непонятный ответ Всё понятно Ответ
1        
2        
3        
4        
5        

Учитель: анализируем работу, сверяем ответы и задания усложняются.

Объединившись в группы презентовать решение примеров, подобных данным, объясняя подробно свои действия. Примеры составляем на отдельном листке бумаги, с учётом объектов для решения.

На столе появляется хлеб и нож.

Наблюдения: Глазки детей загораются, запахло бородинским хлебом, вспомнили правила техники безопасности.

Учитель: Вызывается к центральному столу 1-я группа с презентацией примера.

Первая группа:

2 3/4 +1 1/4 =4

Рисунок 1

Вторая группа:

2 + 3/4 = 2 3/4

Рисунок 2

Третья группа:

2 3/4 + 1/4 = 3

Рисунок 3

Учитель: А попробуем сделать маленькое открытие – “Правила вычитания”.

Четвёртая группа:

1 –  3/4 = 4/4 –   3/41/4

1/4 –  1/4 = 1

Делаем выводы:

Рисунок 4

Учитель: Дима умный и хитрый. Уж очень захотелось съесть кусочек ароматного хлеба и он предложил своё правило, вопреки теме урока:

1/4 : 2 = 1/8

Каждую четвертинку Дима разделил на 2 части и быстренько съел 1/8 часть. Приятного аппетита!

Рисунок 5

Учитель: Лариса тоже захотела прославиться и исследовала правило умножения.

1/4 * 2 = 2/4 = 1/2

Рисунок 6

Маленькие исследования детей закончились, все взяли в руки кусочки хлеба, наслаждаясь тем, что есть примеры, которые можно потрогать руками и всё так просто

Урок был предновогодний, но отступать от правил не стали, в конце презентаций проходила короткая диагностическая письменная работа по пройденному материалу. Успеваю проверить на уроке, это помогает приучить детей внимательно слушать объяснения учителя и товарища.

Все кто справился с работой наряжает математическую ёлку (каждый рисует свою игрушку).

А чтобы зажечь звезду в учебнике есть примеры высокого уровня сложности:

1/4 + 1/* = *+* / 12

1/5 + 1/* = *+* / 20

1/*+1/* = *+* / 12

1/*+1/* = *+* / 32

Рисунок 7

Итог.

Создавая на уроке условия для самораскрытия творческих возможностей детей и видя их счастливые лица, становишься богаче и хочется творить, даже вопреки дидактическим целям и задачам конкретного урока.