Вдохновение – это такая гостья,
которая не любит посещать ленивых.
Л.Магницкий
Немаловажное условие успешности проведения уроков – активное участие в процессе урока, их работоспособность и конечно творческий настрой. Как это замечательно, научить детей “поглощать” знания с аппетитом. На первом этапе работы в 5-м классе происходит знакомство школьника с наработками авторов учебника (А.Г. Мордковича и Зубарёвой И.И.), который обеспечивает высокий уровень наглядности и помогает заниматься математикой очень увлекательно.
Цель урока. Ориентированность на работу с правилами, понятиями, а непассивное восприятие знаний о них.
ХОД УРОКА
Учитель: Как известно в любом открытии есть 99% личного труда и вовлечённости и только 1% таланта и способностей. На уроке предстоит самостоятельно изучить § 25 (см. далее), а выводы записать в таблицу:
№ | Непонятный рисунок | Непонятный ответ | Всё понятно | Ответ |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
Учитель: анализируем работу, сверяем ответы и задания усложняются.
Объединившись в группы презентовать решение примеров, подобных данным, объясняя подробно свои действия. Примеры составляем на отдельном листке бумаги, с учётом объектов для решения.
На столе появляется хлеб и нож.
Наблюдения: Глазки детей загораются, запахло бородинским хлебом, вспомнили правила техники безопасности.
Учитель: Вызывается к центральному столу 1-я группа с презентацией примера.
Первая группа:2 3/4 +1 1/4 =4
Рисунок 1
Вторая группа:2 + 3/4 = 2 3/4
Рисунок 2
Третья группа:2 3/4 + 1/4 = 3
Рисунок 3
Учитель: А попробуем сделать маленькое открытие – “Правила вычитания”.
Четвёртая группа:1 – 3/4 = 4/4 – 3/4 = 1/4
1 1/4 – 1/4 = 1
Делаем выводы:
Рисунок 4
Учитель: Дима умный и хитрый. Уж очень захотелось съесть кусочек ароматного хлеба и он предложил своё правило, вопреки теме урока:
1/4 : 2 = 1/8
Каждую четвертинку Дима разделил на 2 части и быстренько съел 1/8 часть. Приятного аппетита!
Рисунок 5
Учитель: Лариса тоже захотела прославиться и исследовала правило умножения.
1/4 * 2 = 2/4 = 1/2
Рисунок 6
Маленькие исследования детей закончились, все взяли в руки кусочки хлеба, наслаждаясь тем, что есть примеры, которые можно потрогать руками и всё так просто
Урок был предновогодний, но отступать от правил не стали, в конце презентаций проходила короткая диагностическая письменная работа по пройденному материалу. Успеваю проверить на уроке, это помогает приучить детей внимательно слушать объяснения учителя и товарища.
Все кто справился с работой наряжает математическую ёлку (каждый рисует свою игрушку).
А чтобы зажечь звезду в учебнике есть примеры высокого уровня сложности:
1/4 + 1/* = *+* / 12
1/5 + 1/* = *+* / 20
1
/*+1/* = *+* / 121/*+1/* = *+* / 32
Рисунок 7
Итог.
Создавая на уроке условия для самораскрытия творческих возможностей детей и видя их счастливые лица, становишься богаче и хочется творить, даже вопреки дидактическим целям и задачам конкретного урока.