Форма проведения: урок - морское путешествие.
Цели урока:
- закрепление изученного материала, проверка знаний и умений по теме;
- показать привлекательность и неповторимость, красоту стран Океании;
- оценить экономический потенциал стран.
Оборудование: политическая карта мира атласы, контурные карты, справочники "Все страны мира", слайды государственных флагов, рельефа.
За три недели до урока учащиеся получают задание самостоятельно познакомиться со странами Океании, используя материалы библиотек, кабинета географии, возможности Интернета.
Ход урока
Класс делится на три группы. Каждая группа получает маршрутные листы и контурные карты. В маршрутные листы нужно записать правильные ответы заданий, а на контурной карте отметить сам маршрут. Основные точки маршрута предлагаются не по порядку. Задача правильно нанести маршрут и его основные точки.
Первый этап – "Прокладка маршрута"
Задание 1-ой группе - "Какая это страна?"
1. Острова были открыты португальским мореплавателем Педро де Сейросом в 1606 г. В 1774 г. острова посетил капитан Джеймс Кук, который назвал их Новые Гебриды. Новые Гебриды получили независимость в I980 году под названием... (Вануату)
2. Государство на юго-западе Тихого океана. На севере страна омывается морем Бисмарка, на востоке - Соломоновым морем, на юге - Коралловым морем, заливом Папуа и проливом Торреса. На западе страна граничит с Индонезией… (Папуа - Новая Гвинея)
3. Государство, расположенное на 30 островах и множестве атоллов на юге Тихого океана, на восток от Новой Гвинеи… (Соломоновы Острова)
4. Государство в южной части Тихого океана. Состоит из более чем 300 островов и островков, 100 из которых населены, В 1987 году на островах произошло два военных переворота, в результате чего государство было объявлено президентской республикой… (Республика Фиджи)
Задание 2-ой группе
1. Островное государство в центре Тихого океана в нескольких км к югу от экватора. Это коралловый остров овальной формы, территория государства занимает 21 кв. км… (Республика Науру)
2. Государство в северной части Тихого океана, находящееся на архипелаге. Состоит из 34 островов, делящихся на две группы: юго-восточная - острова Ратак и северо-восточная - острова Ралик… (Республика Маршалловы Острова)
3. Государство, расположенное на 607 островах в западной части Тихого океана. Прежнее название - Каролинские острова. В разное время острова находились под властью Испании, Германии, Японии и США. В 1991г. страна получила независимость… (Федеративные Штаты Микронезии)
4. Государство на западе Тихого океана, в состав входит 200 островов, лежащих на восток от Филиппин. В 1994 году страна получила право самоуправления, оставаясь в свободном союзе с США… (Республика Палау)
Задание 3-ей группе
1. Государство в Тихом океане, расположенное на юго-восток от Фиджи. Страна протянулась цепочкой с севера на юг. Первыми европейцами на островах были голландцы в начале XVII века. В течение последующих двух столетий на острова высаживались многие мореплаватели, в том числе Абель Тасман и Джеймс Кук. Независимость страна получила в 1970 году… (Королевство Тонга)
2. Островное государство в южной части Тихого океана, занимающее западную часть архипелага Самоа, состоит из двух крупных островов-Савайи и Уполу. В 1962 году государство стало независимым… (Независимое Государство Западное Самоа)
3. Государство в западной части Тихого океана, состоящее из девяти атоллов. Главным островом является атолл Фунафути. Территория занимает 26 кв.км. В 1978 году острова Эллис провозгласили независимость под названием... (Тувалу)
4. Государство в западной, экваториальной части Тихого океана, расположенное на островах Гилберта, Феникс, Лайн, острове Банаба. Название островам Гилберта было дано русским мореплавателем А.Крузенштерном. В 1979 году была провозглашена независимость государства. (Республика Кирибати)
Второй этап - "Смотри в оба"
Задание 1. Флаги участников
Каждой группе выдаются изображения государственных флагов стран, через которые проходит географическое путешествие. Каждая группа должна найти государственные флаги тех стран, которые они определили в первом задании.
Задание 2. Не сбились ли мы с пути?
Каждая группа должна правильно указать столицы государств, через которые проходит их маршрут.
1 группа - Республика Вануату (Вила); Папуа-Новая Гвинея (Порт-Морсби); Соломоновы Острова (Хониара); республика Фиджи (Сува).
2 группа – Республика Науру (Ярен); Республика Маршалловы Острова (Маджуро); Федеративные Штаты Микронезии – (Паликир); Республика Палау (Корор).
З группа - Королевство Тонга (Нукуалофа); Независимое государство Западное Самоа (Апиа); Тувалу (Фонгафале); республика Кирибати (Байрики).
Задание 3. Что на горизонте?
Каждой группе показываются изображения разных форм рельефа. Нужно определить, какая из них "лишняя" для нашего маршрута по странам Океании.
На слайдах изображения форм рельефа, образованные действием экзогенных и эндогенных сил.
Задание 4. Что вокруг? (Визитная карточка страны)
Каждая группа готовит рассказ о странах своего маршрута: "Есть ли будущее у государств Океании за счет развития национальной экономики и рекреационного хозяйства?"
Третий этап. Гонка за лидером - "90 секунд"
Каждая группа в течение 1,5 минут отвечает на вопросы.
1 группа
1. K какому региону принято относить перечисленные ниже острова: Новая Гвинея, Новая Каледония, архипелаг Бисмарка, Соломоновы, Фиджи, Новые Гебриды…(Меланезия)
2. Государство, чья территория находиться одновременно в северном, южном, восточном и западном полушариях… (Республика Кирибати)
3. Самое молодое государство... (Республика Палау,1994 г.)
4. Государственный строй - конституционная монархия…(Королевство Тонга, Независимое Государство Западное Самоа)
5. Какие государства Океании, обладающие запасами фосфоритов, можно выделить? …(Респ.Науру, Федеративные Штаты Микронезии, респ. Кирибати, Палау, Соломоновы Острова, Маршалловы Острова)
6. Юго-восточные склоны гор покрыты влажными тропическими лесами с ценными породами деревьев: сандаловое, тиковое, красное… (республика Фиджи)
7. Фауна страны представлено древесным кенгуру, валлаби (скалистый кенгуру), дикой собакой Динго и т.д. … (Папуа-Новая Гвинея)
8. Фауна островов чрезвычайно скудна… (Тувалу, Маршалловы Острова, Кирибати)
9. Постоянные водотоки отсутствуют, питьевая вода ввозится…(Респ. Науру)
10. Недра страны содержат запасы марганца, серы…(Респ.Вануату)
2 группа
1. K какому региону принято относить перечисленные ниже острова: Марианские. Каролинские, Маршалловы, Гилберта и т.д. … (Микронезия)
2. Государство, расположенное на островах Новые Гебриды… (Респ.Вануату)
3. Государство-остров... (Респ.Науру)
4. Государства, входящие в состав Содружества… (Тувалу, Соломоновы Острова, Папуа-Новая Гвинея, Науру, Кирибати, Вануату)
5. Недра страны содержат запасы золота, серебра, меди, природного газа… (Папуа-Новая Гвинея)
6. На берегу растут солевыносливые сцеволы, панданусы, во внутренних частях островов - папоротники, мангровые заросли... (Респ.Тувалу)
7. Очень богата морская фауна: кораллы, рыба, улитки, моллюски, трепанги, морская звезда и т.д.)... (Респ. Палау)
8. Водится большое количество различных тропических птиц, в том числе райская птица, много рептилий …(Папуа-Новая Гвинея)
9. Государство-атолл, с сохранившимся кольцевым валом коралловых рифов и небольшим пресным лагунным озером…(Респ.Науру)
10. Что такое копра? (Высушенная питательная ткань плода кокосовой пальмы - кокосового ореха. Используется для получения кокосового масла, производства маргарина и мыла)
3 группа
1. K какому региону принято относить перечисленные ниже острова; Туамоту, Самоа, Общества и т.д.?...(Полинезия)
2. Островная республика, значительную часть населения которой составляют индийцы… (Респ. Фиджи)
3. Население страны составляет 10 тыс. человек …(Тувалу)
4. Государственный строй-республика…(Респ.Фиджи, Палау, Федеративные Штаты Микронезии, Маршалловы Острова)
5. Добыча бокситов, фосфоритов, меди, серебра, золота и асбеста…(Соломоновы Острова)
6. Растительность - светлые жестколиственные леса и кустарники...(Респ. Науру)
7. На островах много птиц и практически нет млекопитающих…(Респ.Вануату, Фиджи)
8. На островах обитает редкий вид летучей мыши, называемой летучая лисица…(Королевство Тонга)
9. Острова низменные, сложены коралловыми известняками… (Маршалловы Острова)
10. Что такое таро? (Тропическое многолетнее растение, имеет крупные клубни-до 4кг., содержит 25% крахмала, которое употребляют в пищу).