Урок математики в 1-м классе по теме "Решение текстовых задач. Обобщение изученного материала" (авторы учебника Т.Е. Демидова, С.А.Козлова, А.П. Тонких)

Разделы: Начальная школа


Цели урока: -повторить решение задач изученных типов;
- развивать мыслительные операции детей;
- развивать логическое мышление с помощью с помощью различных заданий и форм их подачи;
- воспитывать навыки работы в коллективе.

Ход урока

1. Организационный момент. - Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. Пожелаем им интересного урока, а вам – хорошего усвоения знаний.
2. Минутка чистописания - Какое сегодня число? (29) Запишите в тетради.
- Что вы можете рассказать об этом числе?
- С помощью каких цифр оно записано? (2, 9)
- На сколько 9 больше 2? (на 7)
- Запишите эти цифры в порядке возрастания: ( 2 7 9 )
- В каком порядке еще могут располагаться данные цифры? Назовите и запишите все варианты:
279, 297. 972, 927, 729, 792
- Кто может прочитать, какие числа мы записали с помощью данных цифр?
- Что общего между этими числами?
(Записаны с помощью одних и тех же цифр; трехзначные)
- На какие группы вы бы их разделили? (Четные и нечетные)
- Сколько всего цифр в математике? (10) А чисел?  (Бесконечность)
- А как называются цифры, о которых сейчас шла речь?
(Арабские)
- А какие еще бывают цифры? (Римские)
- На доске вы видите выражение, записанное римскими цифрами.
II + V = V
- Как переложить одну палочку так, чтобы равенства стали верными?
(I + IV = V     или     I + V = VI )
3. Классификация фигур на группы по разным признакам. -Посмотрите на доску и рассмотрите внимательно фигуры. По каким признакам можно разбить эти фигуры на группы?

- По форме, цвету, размеру.
- Какие равенства можно составить? Запишите в тетради
2 + 7 = 9 (по размеру)
3 + 6 = 9 ( по цвету)
5 + 5 = 9 (по форме)
- Что вы заметили? (Мы повторили состав числа 9)
- Какого равенства на состав числа 9 не хватает? Запишите его.
1 + 8 = 9
- Прочитайте его разными способами.
4. Работа с палочками. - Положите перед собой 9 палочек.
- Разложите их на группы так, чтобы в каждой группе оказалось одинаковое количество палочек.
- Сколько получится групп? (3 по 3 палочки)
- Используя все 9 палочек, изобразите геометрические фигуры.
(Дети выкладывают с помощью палочек  треугольник, семиугольник, пятиугольник, незамкнутую ломаную линию, замкнутую ломаную линию)
6. Решение задач - Расшифруйте анаграммы:
о р а з               а к м         д а з а ч а
- Роза, мак, задача
- Какое слово лишнее? (задача)
- Что такое задача?
- В жизни нам часто приходится решать какие-то задачи. А из каких частей состоит текст математической задачи? (Условие, вопрос)
- Что надо сделать, прежде чем назвать ответ задачи? (Решить её)
-Рассмотрите внимательно схему и составьте по ней задачу.

Дети составляют текст. ( У бабушки было 3 курицы и 7 гусей. На сколько больше было гусей? (или)  На сколько меньше было кур у бабушки?)
- Какое действие надо выбрать, чтобы ответить на вопрос задачи? 7 – 3 = 4 (г.)
- Измените вопрос задачи так, чтобы в нем были слова: «Сколько всего….?»  Решите задачу
7 + 3 = 10 (пт.)
- Что такое обратная задача?
- Составьте к данной задаче обратные задачи. Запишите решение каждой задачи.
(У бабушки было 7 гусей, а кур на 3 меньше. Сколько было кур у бабушки?)
7 – 4= 3 (к.)
(У бабушки было 3 курицы, а гусей на 4 больше. Сколько было у бабушки гусей?)
3 + 4 = 7 (г.)
- Молодцы, вы справились с заданиями.
7. Задачи на развитие внимания. - А теперь хочу посмотреть, насколько вы внимательны.
1. Росли 2 вербы.  На каждой вербе по 2 ветки.  На каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш?
2. На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько всего было яблок?  (10)
3. Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько всего углов? (5)
- Молодцы, вы очень внимательны!
8. Работа  в парах Детям раздаются карточки.
- Найдите значения выражений и заполните таблицу.

Е    6 + 2 + 1 =
Л    7 – 3 – 2 =
П    5 + 2 – 3 =
А    3 + 3 – 1 =
Ч    9 – 3 + 2 =
- Какое слово у вас получилось?
9. Подведение итогов

- Молодцы! Вы сегодня поработали как пчелки.  Держите призы.
- Что было на уроке интересного?
- Что запомнили?
- А что вызвало затруднения?