Цели:
- Закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся по темам “Единицы измерения информации. Кодирование. Основные блоки ПК”, сформировать умения работать с клавиатурным тренажером.
- Развить речевую грамотность, вычислительные навыки, кругозор, мыслительные навыки.
- Воспитать любовь к предмету, интерес, коллективизм, взаимопомощь и сотрудничество, творческие способности.
Оформление:
- ПК с загруженным клавиатурным тренажером.
- Таблички с названиями станций;
- 4 кроссворда;
- карточки с названием клавиш;
- 16 карточек с номерами вопросов;
- 4 таблицы ответов;
- 4 сказки;
- 8 конвертов, 16 звездочек
- 4 карточки с зашифрованной информацией;
- 4 листа и маркеры;
Ход урока:
1. Организационный момент: приветствуем, определяем отсутствующих, проверяем готовность к уроку.
2. Обобщения и систематизации знаний:
- В этом году мы начали изучать новый предмет “Информатика”. Сегодня мы проводим игру “Путешествие в страну Информатика” для того, чтобы увидеть насколько хорошо вы усвоили эти темы “Основные блоки ПК. Кодирование информации. Единицы измерения информации” этого нового и сложного предмета.
Наш путь по стране “Информатика” будет проходить через 8 станций – конкурсов, в результате которых будет выявлена группа – победитель.
В начале пути группы представят друг друга. Каждая группа представляет название и проводника.
Занимайте свои места в нашем виртуальном паровозе, поехали.
1 станция “ЗАМОРОЧКА”
- Каждому участнику группы необходимо вытащить по одной карточке с номером своего вопроса, на который группе предстоит отвечать.
Вопросы:
- Назовите основные блоки ПК.
- Назовите известные вам устройства ввода информации.
- Для чего служит и из каких частей состоит “мозг” компьютера?
- Перечислите дополнительные устройства ПК.
- Что расположено на передней панели системного блока?
- Какие устройства содержатся внутри системного блока?
- Назовите виды мониторов.
- Что означает запись 640х480?
- Что такое разрешение монитора?
- Что такое пиксель?
- Почему нежелательно продолжительное нахождение у экрана монитора?
- Назовите блоки клавиатуры.
- В чем измеряется информация в компьютере?
- Что такое бит?
- Чему равен 1 байт?
- Сколько байт содержится в 1 К байте?
(учитель подводит итог)
2 станция “СТАНЦИЯ ЭРУДИТОВ”
Каждая команда получает кроссворд, на разгадывание которого дается 3 минуты. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее справиться с заданием.
(учитель подводит итог)
3 Станция “КОДИРОВАНИЯ”
Настало время показать себя в умении пользоваться двоичными числами и цифрами. Группам предлагается переведя десятичные числа в двоичные и наоборот найти соответствующую букву ответа и собрать слово.
Задания:
1 команда и 3 команда
Представьте десятичное число в двоичном
1) 1710
2) 2510
3) 11010
4) 3810
5)21310
6) 11610
Представьте двоичное число в десятичном
7) 1010012
8) 11001012
100012 (1710) | 1001102 (3810) | 10110 (11001012) |
110012 (2510) |
11101002 (11610) |
110101012 (21310) |
4110 (10100110) |
11011102 (11010) |
м | и | ы | о | о | т | р | н |
2 команда и 4 команда
Представьте десятичное число в двоичном
1) 1410
2) 1810
3) 11110
4) 23110
5)6310
6) 28210
Представьте двоичное число в десятичном
7) 1100112
8) 10100102
11102 (1410) | 11101112 (23110) | 8210 (10100102) |
100102 (1810) |
1000110102 (28210) |
1111112 (6310) |
5110 (11001110) |
11011112 (11110) |
д | к | д | и | в | о | о | с |
(группа говорит слово)
4 Станция “СКАЗОЧНАЯ”
Каждой группе предлагается сказка на тему “Компьютер”. На этой станции группе предстоит расколдовать героя сказки. (кто быстрее)
СКАЗКА
Однажды злючка заколдовал компьютер. Он превратил его в кактус- Компьюктус и поставил на прилавок в своей лавке, где продавались “жесткие и мягкие товары”.
Быть в облике кактуса компьютеру не очень нравилось потому, что он в таком виде не мог быть основным инструментом реализации информации. Перспектива быть проданным какой-нибудь старушке, которая поставит его на подоконник, тоже радовала мало. В своих снах он видел, как стоит на письменном столе у юного программиста и “блещет” всем комплексом аппаратных и программных средств.
Компьюктус радовался даже тому, что внешне немного смахивал на себя прежнего. У него было два основных отростка, символизирующих две его неразрывные, взаимосвязные части. А на каждом из больших отростков было по несколько маленьких.
На счастье в этом магазине работала добрая Фея, которая очень хотела помочь Компьюктусу вернуться в нормальный цивилизованный мир. Она знала, что если правильно подписать и развесить этикетки на колючках кактуса, то ему можно вернуть первоначальный облик. Но к сожалению в школе волшебников не изучают информатику, и Фея не знает, из чего состоит компьютер.
Ребята, помогите Фее расколдовать злючку. Подпишите правильно Этикетки.
1-3) Устройство вывода информации на экран компьютера
4) В нем собраны важнейшие устройства ПК
5) Устройство ввода информации в ПК
(проверка слов)
5 станция “СКОРОСТНАЯ”
- Вот и настал черед показать свои способности проводникам группы. Ребята мы с вами говорили, что существует большое количество процессоров, но лучшим из них является процессор какой? Вам, капитаны, предстоит сейчас изобразить процессор, который качает информацию. А мы посмотрим, какой самый быстрый, самый лучший.
Задания капитанам: дискета - конверт, звездочки - информация, второй конверт - оперативная память. От команды выбрать одного человека - процессор, который будет при помощи ложки перекачивать информацию с дискеты в оперативную память. Жюри оценивает характеристики процессора - быстродействие и какой процессор больше перекачает информации.
А в это время командам предлагается расшифровать тексты и объяснить способы кодирования.
Задания командам: Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования:
1. Поса шила ф фасе.
2. Коляманлядаля.
3. Акитамрофни.
4. Поса шила ф фасе.
Ответы:
1. Роза жила в вазе. (способ кодирования: глухие
согласные заменяются на звонкие, звонкие - на
глухие)
2. Команда. (способ кодирования: после каждого
слога вставляется слог ля)
3. Информатика. (способ кодирования: слово пишется
наоборот)
6 станция – “ГОРОД ХУДОЖНИКОВ”
Следующая станция нашего пути, к которой мы приближаемся – “Город художников”. К ней мы должны подойти подготовленными. Поэтому командам предлагается приехать на данную станцию с рисунками. Изобразить компьютер в нестандартном виде.
7 станция – “КЛАВИАТУРНАЯ”
На этой станции проверим насколько хорошо вы знаете назначение клавиш. Я буду задавать вопросы всем группам, а вы поднимаете карточку с названием нужной клавиши.
Вопросы:
- Назовите клавишу удаления символов, находящихся слева от курсора, (BACKSPACE).
- Назовите клавишу удаления символов, находящихся справа от курсора (DELETE)
- Клавиша ввода информации? (ENTER).
- Клавиша, устанавливающая заглавную букву?(CAPS LOCK)
- Комбинация клавиш, устанавливающих заглавную букву? (SHIFT+буква)
На этой же станции есть пропускной пункт и чтобы пройти его вам надо помочь буквоежке убежать от монстра. Если вам это удается, то вы продолжаете путь дальше, а если нет то вам предстоит заплатить штраф.
8 станция “КОНЕЧНАЯ”
Подведение итогов.
Помимо основных станций еще существуют и промежуточные остановки.
1 остановка “Разминочная” (наступает через каждые 10 минут)
Учащимся предлагается ответить на вопросы следующим образом: учитель называет вопрос и ответ, если ответ верный, то повернуться вправо (руки на поясе), ели нет то влево.
1. Выберите правильные единицы измерения информации:
a) километр
б) байт
в) килограмм
г) бит
2. Выберите числа, которые относятся к двоичным:
a) 110
б) 52
в) 31
г) 10
Учитель называет вопрос и ответ, если ответ верный, то потянуться вверх, если нет то, наклониться вниз.
3. Какие клавиши не существуют:
a) Enter
б) bac
в) ctrl
г) kappa
2 остановка “Физминутка” (наступает через каждые 20 минут)
Учащиеся проводят самостоятельно.
3 остановка “Гимнастика для глаз” (наступает через каждые 10 минут)