Цель: используя современные информационные технологии, познакомить учащихся с произведением П.П.Ершова “Конек-горбунок”; развивать логическое мышление, память, наблюдательность; воспитывать любовь к книге.
Оборудование:
- выставка книг,
- портрет писателя,
- рисунки,
- видео кассета,
- грамзапись,
- аудио кассета.
На доске: маленькие отвоевали её у больших и навсегда завладели ею, как драгоценной добычей и тут только большим удалось разглядеть что для детей это в самом деле хорошая пища - вкусная, питательная, сытная, способствующая их духовному росту.
Ход занятия
Звучит музыка сказочного характера – балалайка.
Ведущий:
Зачинается рассказ
От Ивановых проказ,
И от сивка, и от бурка
И от вещего каурка.
Это присказка, пожди,
Сказка будет впереди.
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня мы поговорим о творчестве Петра Павловича Ершова, покажем достоинства всеми любимой сказки “Конёк – горбунок”, поговорим об образах главных героев, о языке сказки. У нас в гостях родители, учителя и учащиеся 2 “а” класса.
Сказка – дело серьёзное. А в ней – прибаутки, пословицы, припевки, нескладушки. А вот и артисты скоморохи
1 скоморох:
За горами, за лесами
За широкими морями
Не на небе на земле
Жил старик в одном селе.
2 скоморох:
У старинушки два сына
Старший умный был детина.
Средний сын и так и сяк
Младший вовсе был дурак.
3 скоморох:
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град столицу
Знать столица та была
Недалече от села.
1 скоморох:
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе
Кто – то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.
2 скоморох:
Мужички такой печали
Отродяся не видали
стали думать да гадать
Как бы вора соглядать.
3 скоморох:
Наконец себе смекнули,
Чтоб стоять на карауле.
Хлеб ночами поберечь,
Злого вора подстеречь.
Ведущий:
А что произошло дальше? Поймали ли злого вора и кто это сделал?
Не спешите с ответом.
Послушайте музыку из балета “Конёк- горбунок” автора Родиона Щедрина.
Как замечательному композитору удалось при помощи музыки нарисовать картину ночи?
Звучит музыка.
Что вы представили? Словесное рисование.
А теперь послушаем как Ершов при помощи художественного слова изобразил этот же эпизод.
Слушаем грамзапись.
Ночь настала, месяц всходит
Поле всё Иван обходит…
А теперь посмотрим, как ребята изобразили ночь караула на своих рисунках.
Ведущий:
Да, смекалистому Ивану на счастье достался смешной “игрушечка- конёк”.
А как Ершов описал его?
/ ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами/
Уродец, правду говоря, но многих друзей и приобретений он стоит.
Учёный:
А вы знаете, что Ершов сам выдумал этого конька. В русских сказках, да и в сказках других народов действуют много коней; крылатых, огромных, сильных, волшебных. А вот такой игрушечка конёк в литературе появился впервые из-под пера Ершова. Но конёк недаром говорил, что
Я хоть росту небольшого,
Да сменю коня любого,
Как пущусь да побегу
Так и беса настигу.
Ведущий:
А вы помните, какие дела- подвиги совершили два друга Иванушка и конёк?
Звучит сказочная музыка.
1 скоморох:
Снова сказкой позабавим
православных христиан
что наделал наш Иван
находясь на службе царской
при конюшне государской.
2 скоморох:
Как к суседке он попал
Как перо своё проспал
Как хитро нашёл жар-птицу
Как похитил царь-девицу
3 скоморох:
Как он ездил за кольцом
Как был на небе послом
Как он в солнцевом селенье
Киту выпросил прощенье.
1 скоморох
Как к числу других затей
Спас он 30 кораблей.
1 скоморох:
Как в котлах он не сварился
Как красавцем учинился
Словом наша речь о том
Как он сделался царём
Всё хорошо, но мы ещё не сказали ни слова об авторе этой сказки Петре Павловиче Ершове.
Поэтому сегодня, на встречу со сказкой мы пригласили библиотекаря школы Оксану Алексеевну, знатока творчества П.П. Ершова.
Биография Ершова.
Петр Павлович Ершов родился 6 марта 1815 года в деревне Безруково Тобольской губернии в семье чиновника. Многочисленные переезды с отцом по Сибири обогатили представление Ершова о жизни русского народа.
Во время учёбы в Тобольской гимназии были написаны первые стихи. С 1831 по 1835 учился в Петербургском университете, много занимался самообразованием, увлекался литературным творчеством. После окончания университета вернулся в Тобольск, где сначала работал учителем, а потом и директором гимназии.
Под впечатлением сказок В. А. Жуковского и А.С.Пушкина была написана стихотворная сказка “Конёк-Горбунок”, основанная на сюжетах русского фольклора. Первое чтение сказки состоялось в студенческой аудитории, а первая публикация- в 1834 году. В этом году вышло и отдельное издание сказки. А.С. Пушкин после знакомства с рукописью “Конька-Горбунка” одобрил её и признался, что “теперь этот род сочинений мне можно и оставить”.
Сказка Ершова стала настолько популярной, что через некоторое время появилась в сборнике русских народных сказок.
Сам писатель объяснял этот факт так “Вся моя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилку. Зазвенела родная – и русское сердце отозвалось..”
А как великолепен язык сказки?
- Чтение отрывка
- Видео сюжет без звука
- Ролевое чтение
- Инсценировка
Ведущий. А читали ли гости сказку про Конька-горбунка, про Ивана дурака, про Царь-девицу и про чудную жар-птицу?
- сейчас устроим состязанье,
Вашим знаньям испытанья.
Звучит музыка Алябьева, любимая музыка Ершова.
Скоморохи.
Та-ра-рали, та-ра-ра.
Вышли кони со двора
Вот крестьяне их поймали
Да покрепче привязали.
Эй, послушай, люд честной
Жили- были муж с женой
Муж- то примется за шутки
А жена за прибаутки
И пойдёт у них тут пир
Что на весь крещеный мир
Ведущий:
Это присказка велась,
Вот игра и началась.
Два короба.
Определите, в каком коробе находится перо жар птицы (1 – фонарик, 2 – свеча).
Перо в том, который холоднее.
Каждый участник получит на память о сегодняшней встрече перо жар-птицы.
Вопросы викторины
1. Что делал Иван, чтобы не заснуть, когда караулил царь- девицу?
(колол себя острыми камнями и гвоздями).
2. Что было на спине у рыбы- кита?
3. Назовите любимое занятие Ивана. (Любил петь.)
И лишь только рассвело,
отправляется в село,
напевая громко песню
“Ходил молодец на Пресню”
4. Где провели ночь братья, когда отправились в дозор?
(старший закопался под сенник, средний у соседки под забором, младший под кустом в поле)
5. Кто помогал Ивану достать сундучок с перстнем? (осетры)
6. Каким образом Иван превратится в доброго молодца?
(он нырнул в кипяченное молоко, затем в котел с водой вареной, а оттуда в котел с водой студеной)
За что рыба-кит нес свое мучение?
(За то, что он “без Божьего веление” проглотил среди морей три десятка кораблей)
Как звали братьев Ивана? (Данила и Гаврила)
Опишите Конька-Горбунка.
(Ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами)
3 вершка=14см. 1 аршин=71,12см.
Выберите тот, на котором изображена кобылица П.П. Ершова.
Опишите ее.
(Кобылица та была
Вся, как зимний снег, бела
Грива в землю, золотая,
В мелки кольца завитая)
Ведущий:
Много ль времени аль мало
С той минуты пробежало
Я про это ничего
Не слыхал ни от кого,
Ну да, что нам в том за дело,
Час ли два ли пролетело
Ведь за ними не бежать,
А игру пора кончать.
Вот и всё игре конец.
А кто слушал молодец!
Пусть эти перышки принесут вам удачу, будут напоминать вам о нашей встрече.
Дружите с книгой и вы поверите в чудеса.
Слово библиотекарю:
- А если у Вас ребята появится желание рассмотреть книги П.П. Ершова и еще раз встретиться с героями этой удивительной сказки, ответить на вопросы головоломок “Конек – Горбунок”, то мы будем рады видеть Вас в нашей библиотеке.
Книга - наш друг и без нее как без рук.
Звучит музыка.
Ведущий прощается с аудиторией.