Общеизвестно, что школьные годы – основной этап формирования интереса к осознанному выбору профессии. Поэтому я давно занимаюсь проблемой профориентации школьников, в т.ч. политехнического образования, используя при этом всевозможные методы и приёмы.
Состояние экономики страны, судьба многих промышленных предприятий, проектных бюро и НИИ – далеко не лучший пример применения своих знаний для выпускников среднеобразовательной школы и технических вузов.
Трудно заставить поверить в нужность получения профессии моториста, механика, если тракторный парк в районе сведён практически к нулю, “приватизированы” и разрушены ремонтные мастерские, “оставшиеся в живых” инструментальные и механосборочные цеха испытывают острую необходимость в токарях, фрезеровщиках, слесарях-ремонтниках. Возраст тех, кто ещё работает по этим специальностям, превышает 40 – 45 лет. Мы переживаем трудные времена, времена восстановления, поэтому работа учителя по оказанию помощи учащимся в выборе профессии должна занимать одно из ведущих мест в народном образовании.
Моя работа по профориентации идёт по нескольким направлениям: на уроке физики, через работу классного руководителя, через работу физико-технического кружка и научное общество учащихся. В итоге выработалась система по профориентационной работе, которая начинается с формирования интереса к выбору профессии уже в 7 кл. на уроках физики и заканчивается в 10 – 11 классе более глубоким изучением профессий, интересующих выпускников школы.
В 7 кл. свою работу строю таким образом, чтобы возбудить у детей живой интерес к предмету физики, в 8 кл. работаю над развитием возникшего интереса к предмету, а значит и профессиям. В 9 классе ребятам предстоит решать: продолжить обучение в 10-11 кл. или получить специальность в колледже, училище, техникуме. Многие выпускники 9 кл. в числе своих первых экзаменов выбирают физику. В 10-11 кл. происходит осмысление того, чем, возможно, предстоит заниматься всю жизнь. Меняются приоритеты, взгляды, меняется и выбор будущих профессий.
Вот уже 8 лет я работаю в сельской школе. Скудная библиотека школы, малое количество подписных журналов и газет, “символическая” сельская библиотека – не удовлетворяют потребностей детей по различным отраслям знаний. Подключение к сети Интернет прошло совсем недавно, воспользоваться информационным каналом мы пока не можем, поэтому приходится заниматься старой, но проверенной и дающей хорошие результаты работой: организовывать и проводить уроки – экскурсии, походы, заниматься кружковой и исследовательской работой с детьми.
На первой ступени изучения физики мы “рисуем физику”, т.е. пытаемся через рисунки понять изучаемое на уроках. Одним из видов домашней работы является составление кроссвордов по изученной теме или разделу. Рисунки детей, кроссворды, подборка материалов из газет и журналов составляют папки “Небо”, “Космонавтика”, “Рисуем физику”, “Учёные-физики”, “Природа”. Этот материал является хорошим помощником при объяснении многих тем, используется при проведении вечеров, конкурсов, тематических выставок, КВН, конференций, декад физики, математики, географии, уроков-игр.
Часто применяю на уроках задачи в рисунках, расчётные задачи, монтажные и электрические схемы, учебные кинофильмы, тесты, с помощью которых можно будет сделать вывод о необходимости знаний физики людям той или иной профессии. Хорошо проходят физические киноолимпиады: предлагаю просмотреть фрагменты художественного фильма (“Послезавтра”, “Жажда скорости”, “Троя”, “Смерч” и т.д.) или мультфильм. Фильм подбираю заранее, по соответствующей теме: (“Климат Земли”, “Физика атмосферы”, “Скорость тела”, “Импульс тела”, “Законы сохранения”, “Простые механизмы” и т.д.) Большинство учащихся эти фильмы уже видели в прокате или на DVD, но теперь им нужно увидеть физику, её законы. Работают все учащиеся, вписывают в тетрадки физические термины, формулы, слова, имеющие отношение к теме занятия, одновременно повторяя пройденное за весь курс. Победителем считается тот, кто вспомнит больший объем изученного. Такие мини-олимпиады провожу 2 – 3 раза в год с некоторыми вариациями. Огромное, неоценимое значение при изучении физики имеют уроки-экскурсии, во время которых ребята знакомятся с условиями труда, профессиями, планами предприятия на будущее, с производством, гостями которого ученики являются и где бы хотели работать после окончания учебного заведения. Морской и рыбный порт, предприятие “Аэропорт”, кондитерская и мебельная фабрики, гидроэлектростанция - вот неполный перечень предприятий, где любезно приняли детей, показали производство, ответили на сотни детских вопросов. Огромное спасибо людям, занятым на производстве, за отзывчивость и внимание. Они помнят себя детьми.
Конечно, при подготовке внеурочных мероприятий и уроков используются газетные и журнальные статьи, различная литература. В классе имеются стенды: “Наука и техника”, “Литературная страничка”, “Сила и красота”, “Информбюро”, “Абитуриент”, на которых мы размещаем интересные газетные и журнальные статьи, сообщения. Дети приобщаются к осмысленному, вдумчивому и внимательному чтению, начинают сами приносить различные статьи, иллюстрации. Некоторые заметки мы обсуждаем сообща, т.к. у ребят появляется масса вопросов.
Большим сюрпризом для учащихся 8 кл. является урок “Звуки музыки”, который я готовлю после изучения раздела “Колебания и волны”, как закрепляющий. Ребята слушают звучание различных музыкальных инструментов: струнных, клавишных, ударных, духовых, записи звучания голоса человека различных высот и тембра, звуки леса, шум прибоя, голоса птиц. Используются грампластинки, аудиокассеты, CD диски. Этот урок проходит очень оживленно, запоминается надолго.
Особое место во внеклассной работе по предмету отвожу кружковой работе. Собственно говоря, физико-технический кружок организовала по собственной инициативе и “на общественных началах” сразу, как пришла в сельскую школу учителем физики. Хотелось разнообразить учебный процесс, убрать скуку и “расшевелить” детей, показать им красоту окружающего мира, расширить их кругозор, обогатить уроки физики уже их опытом, их наблюдениями. Хотелось, чтобы дети шли на урок с желанием, чтобы физика не казалась им предметом трудным, далеким, поэтому не интересным. Нужно было на практике показать ребятам связь физики со многими дисциплинами: историей, литературой, химией, технологией, географией, черчением. Нужно было раскрыть, через кружок, сущность и назначение многих профессий, дать возможность ребенку почувствовать, что он способен и что у него есть своя “искра божия”. Занятия кружка посещают и шестиклассники, еще не изучающие физику, но эти дети – мой “движитель”, наша база через год – два. Возраст членов физико-технического кружка колеблется от 10 до 16 лет. Малыши (младшая группа, учащиеся 6-7 класса) занимаются рисованием, лепкой, выпиливанием, выжиганием, несложным макетированием. Старшая группа (учащиеся 8-10 классов) производят ремонт несложных школьных демонстрационных физических приборов, изготавливают более сложные модели и макеты из картона, металла, гипса, занимается изобретательством и исследовательской работой. Три года назад в школе было открыто научное общество учащихся “Эврика”, в котором в настоящее время работают 4 секции: физико - техническая - “Архимед”; эколого-географическая - “Меридиан”, историко-краеведческая - “Поиск”, детский фольклорный ансамбль казачьей песни“Любо”.
С 2005 года мы участвуем в краевой научно-практической конференции школьников “Эврика” (Малая Академия наук Кубани). Тематика ученических исследовательских работ разнообразна: это и “Исследования в области деформации тел”, “Ультразвуковая дефектоскопия”, “История одного копья”, “Фотоисследование, как метод наблюдения за живой природой”, “Социологический паспорт станицы”, “Анализ изменения климата района за период 2003-2006 гг.” и т.д.
В привлечении учащихся к исследовательской работе мы исходим из того, что развитие творческих способностей, обучение навыкам исследовательской работы вполне возможно в условиях общеобразовательной школы, “если даже результаты творчества не имеют высокой общественной значимости”, в виде созданного продукта деятельности. Эта значимость - прежде всего в развитии способностей учащихся.
К кружковой работе можно привлечь большое количество детей в любой период учебного года, но для исследовательской работы требуется способность учащегося к творческой работе, определенный запас знаний, увлеченность, активность, разносторонность развития.
К исследовательской работе привлекались ученики 10- 11 классов, в этом году над проектами работают и ребята 7-8 классов. Тематика работ выбирается на одном из заседаний секции заранее. Летом и осенью собираем материал, выполняем экспериментальную часть работы, обрабатываем статистические данные, анализируем полученные результаты.
Действительно, выбор темы работы по её актуальности для ученика не важен, потому что для него все возникшие задачи – это проблемы. Одну и ту же проблему можно постараться решить разными путями и даже прийти к разным выводам. К примеру, на заключительный тур краевой школьной конференции были представлены 2 работы, в которых рассматривалось влияние электромагнитного излучения на организм человека. Исследованиями занимались ребята из разных городов, по одной и той же проблеме, независимо друг от друга, но пришли они к одному и тому же результату.
Возможно, некоторые выводы противоречат существующему положению, возможно, для нас это не открытие в полном смысле слова, но для ученика - это истинное открытие, в ходе которого достигнута главная цель - научить элементам методики исследовательской работы.
Одаренных детей надо целенаправленно выращивать, как можно раньше приобщать к различным видам творчества, в том числе к серьезным занятиям наукой.
Ярко выраженной прямой зависимости между успеваемостью по предмету и достижениями в профессиональной деятельности не замечено. Однако, все, и очень сильные, и слабо усваивающие школьную программу ученики, благодаря сложившейся в школе за последние годы внеклассной работе, получили возможность многостороннего опробования своих сил в различных видах деятельности.
Направление в приобщении учащихся к творческому труду возможно в любой общеобразовательной школе. Оно необходимо и для того, чтобы как можно больше детей “выходило за рамки” школьной программы, видело необозримые горизонты науки, красоту мира, убеждалось в неисчерпаемых возможностях человеческого ума.
Физика является обязательной составной частью всеобщего среднего образования, одновременно образуя прочный фундамент всего естествознания. Физика может и должна быть интересным, увлекательным для учащихся предметом, а учитель продолжает оставаться центральной фигурой процесса обучения. Его знания, увлечённость, талант, личностные качества – это составляющие успеха детей.
Содержание школьного курса не может считаться решенной проблемой, готовых рецептов для успешной работы нет.
Я твёрдо убеждена в том, что знакомство с разнообразной деятельностью представителей различных профессий, приёмами их работы, особенностями мышления, средствами труда обогащает ученика духовно.
Преподавание даже стандартных тем школьного курса физики может выглядеть по-новому, если на любой стадии знакомства с тем или иным явлением будет учитываться и привлекаться жизненный опыт самих учащихся.
Целесообразность и нужность внеклассной работы по физике несомненна. Ведь конечная цель школьного образования – становление творческой личности и её самореализация.