Системно-деятельностный подход в управлении развитием педагогического коллектива

Разделы: Администрирование школы


Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность.
Г.С.Батищев

Сегодня школа переживает время больших перемен. Инициированные процессом модернизации образования на нас сыплются, как из рога изобилия, все новые и новые инновации: компетентностный подход, профилизация, изменения содержания образования, ЕГЭ и т.п. Как бы мы не относились к подобным изменениям, нам следует признать две вещи.

Даже если нововведение инициировано “сверху”, все равно педагоги воспринимают школьную администрацию в качестве тех, что “заставляет” их меняться.

Жизнь так изменилась в последнее время, что настоятельно требует от нас перемен в школьной организации.

Любое изменение в школьной практике влечет за собой сопротивление членов педколлектива, поскольку оно, сопротивление, заложено в самой природе человека. Получается, что преодоление сопротивление своих подчиненных и есть истинное содержание управленческой деятельности.

Какие же стратегии работы руководителя с педагогами рекомендует нам педагогическая наука?

Разъяснительная работа и жесткая линия проведения нововведений, если это касается преобразований, связанных с формами организации учебного процесса. Если изменения касаются содержания образования, то нам рекомендуется включать как экономические рычаги воздействия, так и психологическое мотивирование. [8]

С целью реализации основных направлений модернизации образования, педагогический коллектив школы № 5 работает над внедрением инновационных технологий школьного обучения в течение трех последних лет. Нами изучены научные разработки, методические рекомендации, мировой и российский опыт по вопросам:

  • компетентностного и системно-деятельностного подходов в технологии обучения;
  • образовательных технологий, отвечающих идеям компетентностно-ориентированного стандарта образования. [3;4]

Среди прочих задач, поставленных перед педагогическим коллективом на 2005-2007 гг. следует выделить такие, как:

  • овладение всеми учителями эффективными педагогическими технологиями;
  • формирование диагностических интересов, творческих возможностей развития личности обучаемого и учителя как основы перевода учебного процесса в учебно-исследовательский.

В целях решения поставленных задач, на этапах проектирования и конструирования конкретного содержания деятельности, нами была разработана комплексно-целевая программа “Управление качеством образовательного процесса в ходе реализации деятельностного подхода”, которая явилась подпрограммой общей концепции развития школы, и включает в себя четыре модуля: научно-методическая работа учителя в школе и городе, ВШК (контроль-смотр теоретической и практической подготовки, творческой лаборатории и конечных результатов), программа работы с аттестуемыми учителями и общественно-личная, государственная экспертиза деятельности педагога. [2]

Цель: Стимулирование деятельности педагогического коллектива по освоению современных технологий обучения и защите права каждого учителя на внедрение инноваций. На этапе педагогических коммуникаций отрабатывались ключевые понятия:

  • учебные компетенции;
  • продуктивное обучение на основе деятельностного подхода;
  • педагогическая система и системность, как неотъемлемое свойство человеческой практики и организации.

В трактовке понятия дидактической системы по В.П.Беспалько-В.М.Монахову системообразующим фактором является учебный процесс и эту функцию может выполнить любой компонент педагогической системы, в т.ч. деятельностный подход к организации учебного процесса и такой компонент как управление системой. Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.

Мы позволили себе смелость распространить этот подход и к работе с педагогическим коллективом. [7]

Планируя конкретное содержание управленческой деятельности на год по выполнению КЦП, мы осуществили попытку внедрения модели единой системы ВШК, аттестации педагогов и методической работы по повышению уровня квалификации. [2]

Интеграция в управленческой деятельности предусматривает укрупнение единиц управленческой деятельности на основе усиления взаимосвязи между составляющими её различными компонентами. Интеграция контроля, аттестации и дополнительного профессионального образования педагогических кадров в системе ВШК – это пример укрупнения информационно-аналитической базы, функций, форм, методов, организационной структуры управленческой деятельности. [9]

Создание единой системы работы с педагогическими кадрами мы начали с моделирования интерактивной информационной аналитической базы, основой которой является определение единых критериев (подходов) оценки профессиональной квалификации. Дальнейшее развитие интеграции было обеспечено модульным построением работы с кадрами, давшим нам возможность объединить не только информационно-аналитическую базу управленческой деятельности но и интегрировать её формы и методы.

Модуль в данном контексте представляет систему (комплекс) форм управленческой деятельности одновременно и в небольшом временном промежутке реализующих функции контроля, аттестации и повышения квалификации.

Основу информационно-аналитической базы составляет технологическая карта учителя и карты мониторинга по различным аспектам и направлениям профессиональной деятельности (таких карт – 16), которые мы предлагаем заполнить каждому из аттестуемых учителей, что и составляет основу методического портфолио учителя.

“Интегральная технология” управления позволяет перейти от надзора к системно-деятельностному управлению качеством образования, и:

  • минимизировать дискомфорт и затраты педагога в ходе аттестации;
  • предупредить физический и моральный износ учителя;
  • высвободить энергию для новых творческих поисков;
  • мотивировать на новые достижения, переходя от методов побуждения к внутренней мотивации педагога.

Дифференцированный подход к работе с педагогическими кадрами определяется на основе:

  • психологической восприимчивости педагога к новому в УВП;
  • распределения учителей по группам контроля на основе мониторинга:
  • сервисный –9, частичный – 20, плановый – 21, усиленный – 8.

Вид, формы и методы ВШК направлены на удовлетворение потребностей педагогов в самовыражении и самоутверждении – для сотрудников сервисной и частичной групп контроля через:

  • перевод на самоконтроль, передачу дополнительных полномочий;
  • привлечение к участию в инновационной деятельности;
  • аттестацию на более высокую квалификационную категорию;
  • привлечение к управленческой деятельности;
  • включение в резерв руководящих кадров.

Функции методической работы по темам: “Деятельностный подход к методике продуктивного обучения как фактор развития каждого ученика” и “Современный урок” мы определили как:

  • систему обучения педагогов в образовательном учреждении;
  • систему взаимообмена педагогическим опытом в ОУ, городе и районе;
  • систему планомерной инновационной деятельности в ОУ;
  • курсовую переподготовку по проблемам модернизации образования с учетом индивидуально-ориентированного подхода к членам педагогического коллектива.

Анкетирование педагогического коллектива, данные мониторинга, диагностика идеологической деятельности учителя по организации учебного процесса на входе в инновационный процесс показали, что технологии продуктивного обучения на основе деятельностного подхода имели место быть в практике работы учителей на различных уровнях освоения. “Инвентаризация” методологий, новых технологий форм, приемов организаций поисковой деятельности учащихся в процессе обучения показали, что банк методических идей продуктивного обучения неисчерпаем, - российский и зарубежный опыт предлагают:

  • образование в глобальном информационном сообществе (ТОГИС);
  • индивидуально-ориентированная система обучения (ИОСО);
  • пилотирование, модульное обучение;
  • технологию полного усвоения, КСО;
  • систему интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;
  • интерактивные формы обучения;
  • теорию решения изобретательных задач (ТРИЗ) и другие. [5;6;7]

Примечательно, что “носители” этих идей оказались среди членов педагогического коллектива и готовы поделиться первым опытом. Ряд семинаров, заседания педагогических советов, недели педагогического мастерства были отведены обмену теоретическими и практическими наработками по данным технологиям.

Разработка методических тем школы “Деятельностный подход и методика продуктивного обучения как фактор развития каждого ученика”, “Современный урок” прошла через работу каждой методической секции, нашла своё отражение в планах и деятельности каждого учителя по повышению квалификации через систему самообразования и прохождения курсовой переподготовки.

В данном вопросе управление учителем осуществлялось на паритетном и латентном уровнях: мы представили учителю веер информации (возможностей) извне, организовали взаимообучение по теме “методом погружения” в информационную среду, стимулировали учительский поиск на основе мотивации педагога, предоставив право выбора привлекательной деятельности, форм отчета по избранной теме. [8]

С целью внедрения идей продуктивного обучения, освоения методики деятельностного подхода, самообразования и саморазвития учителя осваивались диалоговые формы педагогических коммуникаций: педсовет-деловая игра, организационно-деятельностная игра, организационно-обучающая игра, круглый стол, аукцион методических идей и педагогическая мастерская, педагогические чтения, мастер-классы. В течение трех лет “творческая лаборатория” педагогов школы по освоению инновационных технологий представлена в различных формах:

  • мастер-классы – 12 чел.;
  • НПК – 14 чел.;
  • Конкурс “Учитель года” - 3 лауреата городского конкурса, 1 – участник областного;
  • Опубликовано 19 разработок уроков и внеклассных мероприятий и 10 детских работ в различных разделах фестиваля педагогических идей “Открытый урок” ( “Первое сентября”).
  • преподаватель истории Сакович Л.Л. стала победителем городского конкурса “Лучший учитель, внедряющий инновационные технологии” в рамках национального проекта “Образование-2007”.

О ходе разрешения управленческой задачи по мотивации педагогов, смене педагогического мышления и презентации передового педагогического опыта в инновационном процессе свидетельствуют схема продвижения нового в педагогическим коллективе которую мы выстраиваем к концу учебного года на основе таких диагностических методов как наблюдение, интервьюирование, анкетирование, ранжирование и неоконченное предложение, с учетом данных технологических карт членов педагогического коллектива, выбрав в качестве критериев оценки освоения деятельностного подхода к УВП девять ступеней продвижения педагога к новому и нормативные результаты, достигаемые педагогами в работе по-новому. [Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3]

Валидность такой методики оценки инновационного процесса в школе подтверждена и матричным представлением объекта обновления (по М.М.Поташнику) [1], позволяющим нам оценивать общий объем всех начинаний в школе, осуществлять их координацию в случае необходимости скорректировать их выбор.

Таким образом, интеграция контроля, аттестации и повышения квалификации при освоении технологий коррекционно-развивающего обучения, личностно-ориентированной модели обучения и воспитания на основе продуктивного подхода, позволяет повысить эффективность всех механизмов управления качеством образования (обеспечить становление системы управления качеством образования):

  • в течение трех последних лет процент успеваемости учащихся возрос с 99,5% до 100%, при росте качества знаний с 33% до 39%;
  • 90% против 80% учителей оценивают управленческую деятельность руководителей школы позитивно;
  • 42% педагогов повысили квалификационную категорию;
  • 70% учителей овладели IКТ-технологиями.

Переход в режим развития отдельных модулей потребовал от нас нормативной регламентации происходящих преобразований: в новой редакции утверждено Положение о внутришкольном контроле в МОУ “СОШ № 5” г.Братска, должностные обязанности руководителей школы дополнены такой макрофункцией как формирование у учителя потребности непрерывного профессионального роста, разработаны и утверждены Положения об учителе, работающем на самоконтроле и методическом Портфолио педагога.

В планах на будущее мы предполагаем совершенствование мониторинга в системе ВШК – перевод его на компьютерную основу; работу по нивелированию профессиональных стереотипов отрицания нового, постепенное приобщение всего педагогического коллектива к ценностным основам продуктивного обучения, с учетом индивидуально-ориентированного подхода. [10;11]

Вместе с тем, разрабатывая тему “Системно-деятельностный подход в технологии управления школой”, мы отдаем себе отчет в том, что технологической обработке поддаются только формы учебно-воспитательной деятельности. Управление учебно-воспитательным процессом настолько сложно, зависит от массы изменяющихся факторов и обстоятельств, что не поддается точному технологическому расчету и имеет лишь вероятностное, лишь примерно предсказуемое течение и результат. Любая педагогическая технология рассчитана на обученного и точного исполнителя и не спасет учителя и руководителя от самостоятельного и творческого поиска, отбора и комбинирования различных педагогических средств, методов приемов и технологий в его конкретной сложной учебно-воспитательной и управленческой ситуации: внутренне стимулирование, мотивация на самообразование, ответственное принятие решений свойственны не всем педагогам даже при ориентации руководителя на поддержку и создание условий для развития учителя.

Список литературы.

  1. О.Г.Хомерики, М.М.Поташник Развитие школы как инновационный процесс. Новая школа. Москва. 1994
  2. Т.Н. Макарова “Учебный процесс: планирование, организация и контроль”. Центр. Педагогический поиск. Москва, 2002 г.
  3. Д.А.Иванов, Л.Ф.Иванова и др., “Компетентностный подход” г. “Первое сентября”. № 46, 2002
  4. И.Г.Агапов “Учимся продуктивно мыслить” Ж.”Вестник образования”, № 2, 2001.
  5. Е.И.Степанова “Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности”. ТЦ “Сфера”, Москва, 2004
  6. Г.Ю.Ксензова “Перспективные школьные технологии” Педагогическое общество России. Москва, 2002
  7. Педагогические образовательные технологии: определение и классификация. Ж.Директор школы, 2004 (№№ 7,8,9)
  8. С.Фролова “Мотивационная сфера педагогов: ориентиры, потребности и способы их удовлетворения”, Ж.Директор школы , № 22, 2004
  9. Т.Харисов “Интегральная технология: модель единой системы ВШК, аттестации и повышения квалификации. Ж. Директор школы., № 3, 2004
  10. Л.А.Магальник “Теоретические основы и методы управления образовательным учреждением” ИПКРО, Иркутск, 2006.
  11. Д.Е.Фишбейн. Практикум эффективного управления. Ж. Директор школы № 7,8,9,10, 2006 г.