Обобщающий урок по теме "Первоначальные сведения о строении веществ", 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цель урока: Систематизация и уточнение полученных по теме знаний; проведение поверочного тестирования по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества».

Ход урока:

Коротко подведя итог темы, желательно, прежде всего, ответить на те вопросы, которые возникли у учащихся/

Затем, разбив класс на три группы в виде игры обобщить знания учащихся по теме.

Задание № 1.

Учащиеся выходят к доске выбирают карточки с заданиями.

  1. Как можно схематически представить движение молекул в твердых телах?
  2. Как можно схематически представить движение молекул в жидкостях?
  3. Как можно схематически представить движение молекул в газах?
    Команда должна по рисунку на доске определить какое это агрегатное состояние.
    Дополнительный вопрос: Похоже ли движение молекул на движение тел, которое вы наблюдаете в повседневной жизни? В чем сходство и в чем различие.

Задание № 2.

Пока готовится первое задание, проводится фронтальный опрос с классом.

Ответьте на вопросы:

  1. Объясните на основе учения о строении вещества увеличение объема тела при повышении температуры.
  2. Почему при одной и той же температуре диффузия в жидкостях протекает медленнее, чем в газах?
  3. Какое значение имеет диффузия в жизни растений и животных?
  4. Чтобы замедлить протекание диффузии медного купороса в воде, сосуд с водой и медным купоросом следует поставить...
  5. При сжатии газа его объем уменьшается даже, если нет утечки газа. С чем это связано?
  6. Почему нельзя утверждать, что объем воды в сосуде равен сумме объемов отдельных молекул?

Задание № 3.

Сценка с лешим.

Команды должны найти неточности в тексте.

Заранее готовится ученик для сценки. Он в наряде лешего, стучится в дверь.

Леший: Где это я? Как много детей!

Учитель: Ты, дедушка в школе на уроке физики. А ученики наши любят интересные истории. Расскажи им дедушка, что-нибудь. А вы ребята, отметьте неточности в рассказе лешего.

Леший: Я одинокий старик, а зовут меня все дети просто Лешим. Значит, вы любите интересные истории. Так слушайте, что со мной было. В моей истории много сказочного, неправдоподобного. Кто найдет в ней больше неправдоподобий, а по-вашему, физических ошибок, тот получит мой лешинский подарок. Итак, слушайте!

Вчера УТРОМ, в 19 ч. ЗО мин., меня пригласил к себе в гости мой друг, древнегреческий ученый ДЕМОКРАТ в тридевятое царство, в тридесятое государство под названием АЛУКЕЛОМ (написать на доске). Жителей этого царства зовут МАЛЁКУЛЫ. Это он ДЕМОКРАТ их ИЗОБРЕЛ. Какие они, все эти МАЛЁКУЛЫ ОДИНАКОВЫЕ, а все вместе они образуют домики под названием АТОМЫ.

Ой, сколько их там! Так тесно, что эти МАЛЁКУЛЫ сидят НЕПОДВИЖНО, даже НЕ ШЕВЕЛЯТСЯ. А это все потому, что если они будут двигаться, то будет ХОЛОДНЕЕ в этом царстве. Мне их жаль – они НЕ МОГУТ ходить в гости даже к соседям, и их друг к другу даже НЕ ТЯНЕТ, между ними полное БЕЗРАЗЛИЧИЕ, равнодушие. Но все равно мне очень понравилось. Хоть это и нехорошо, но взял РУКОЙ и засунул себе в карман семь МАЛЁКУЛ. А сейчас потрогал рукой и не нашел их там. Куда они запропастились?
Может, их инопланетяне унесли?

Ребята, помогите мне найти эти семь МАЛЁКУЛ!!! Помогите бедному старику!

Учитель: Спасибо, дедушка.

Проверяются работы учащихся.

Конкурс капитанов.

Происходит пока идут все конкурсы. Капитаны разгадывают кроссворд. Кто быстрее.

По горизонтали:

  1. Агрегатное состояние, в котором вещество, сохраняя свой объем, принимает форму сосуда, в котором находится.
  2. Мельчайшая частица вещества.
  3. Подъем смачивающей жидкости по тонким трубкам.
  4. Самопроизвольное перемешивание веществ.

По вертикали:

  1. Состояние вещества, характеризующееся отсутствием своего объема и формы.
  2. Физическая величина, от которой зависит быстрота протекания диффузии.
  3. Частица, входящая в состав молекулы.
  4. Растекание жидкости по поверхности твердого тела.

Приложение 1.

В заключении проводится тест. Приложение 2.

Подводится итог урока. Награждаются победители.