Цель урока: Систематизация и уточнение полученных по теме знаний; проведение поверочного тестирования по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества».
Ход урока:
Коротко подведя итог темы, желательно, прежде всего, ответить на те вопросы, которые возникли у учащихся/
Затем, разбив класс на три группы в виде игры обобщить знания учащихся по теме.
Задание № 1.
Учащиеся выходят к доске выбирают карточки с заданиями.
- Как можно схематически представить движение молекул в твердых телах?
- Как можно схематически представить движение молекул в жидкостях?
- Как можно схематически представить движение молекул в газах?
Команда должна по рисунку на доске определить какое это агрегатное состояние.
Дополнительный вопрос: Похоже ли движение молекул на движение тел, которое вы наблюдаете в повседневной жизни? В чем сходство и в чем различие.
Задание № 2.
Пока готовится первое задание, проводится фронтальный опрос с классом.
Ответьте на вопросы:
- Объясните на основе учения о строении вещества увеличение объема тела при повышении температуры.
- Почему при одной и той же температуре диффузия в жидкостях протекает медленнее, чем в газах?
- Какое значение имеет диффузия в жизни растений и животных?
- Чтобы замедлить протекание диффузии медного купороса в воде, сосуд с водой и медным купоросом следует поставить...
- При сжатии газа его объем уменьшается даже, если нет утечки газа. С чем это связано?
- Почему нельзя утверждать, что объем воды в сосуде равен сумме объемов отдельных молекул?
Задание № 3.
Сценка с лешим.
Команды должны найти неточности в тексте.
Заранее готовится ученик для сценки. Он в наряде лешего, стучится в дверь.
Леший: Где это я? Как много детей!
Учитель: Ты, дедушка в школе на уроке физики. А ученики наши любят интересные истории. Расскажи им дедушка, что-нибудь. А вы ребята, отметьте неточности в рассказе лешего.
Леший: Я одинокий старик, а зовут меня все дети просто Лешим. Значит, вы любите интересные истории. Так слушайте, что со мной было. В моей истории много сказочного, неправдоподобного. Кто найдет в ней больше неправдоподобий, а по-вашему, физических ошибок, тот получит мой лешинский подарок. Итак, слушайте!
Вчера УТРОМ, в 19 ч. ЗО мин., меня пригласил к себе в гости мой друг, древнегреческий ученый ДЕМОКРАТ в тридевятое царство, в тридесятое государство под названием АЛУКЕЛОМ (написать на доске). Жителей этого царства зовут МАЛЁКУЛЫ. Это он ДЕМОКРАТ их ИЗОБРЕЛ. Какие они, все эти МАЛЁКУЛЫ ОДИНАКОВЫЕ, а все вместе они образуют домики под названием АТОМЫ.
Ой, сколько их там! Так тесно, что эти МАЛЁКУЛЫ сидят НЕПОДВИЖНО, даже НЕ ШЕВЕЛЯТСЯ. А это все потому, что если они будут двигаться, то будет ХОЛОДНЕЕ в этом царстве. Мне их жаль – они НЕ МОГУТ ходить в гости даже к соседям, и их друг к другу даже НЕ ТЯНЕТ, между ними полное БЕЗРАЗЛИЧИЕ, равнодушие. Но все равно мне очень понравилось. Хоть это и нехорошо, но взял РУКОЙ и засунул себе в карман семь МАЛЁКУЛ. А сейчас потрогал рукой и не нашел их там. Куда они запропастились?
Может, их инопланетяне унесли?
Ребята, помогите мне найти эти семь МАЛЁКУЛ!!! Помогите бедному старику!
Учитель: Спасибо, дедушка.
Проверяются работы учащихся.
Конкурс капитанов.
Происходит пока идут все конкурсы. Капитаны разгадывают кроссворд. Кто быстрее.
По горизонтали:
- Агрегатное состояние, в котором вещество, сохраняя свой объем, принимает форму сосуда, в котором находится.
- Мельчайшая частица вещества.
- Подъем смачивающей жидкости по тонким трубкам.
- Самопроизвольное перемешивание веществ.
По вертикали:
- Состояние вещества, характеризующееся отсутствием своего объема и формы.
- Физическая величина, от которой зависит быстрота протекания диффузии.
- Частица, входящая в состав молекулы.
- Растекание жидкости по поверхности твердого тела.
В заключении проводится тест. Приложение 2.
Подводится итог урока. Награждаются победители.