Путешествие по литературным сказкам Европы

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • подвести итог самостоятельному чтению сказок учащимися;
  • расширить читательский кругозор учащихся;
  • в творческой, игровой форме выявить знания учащимися прочитанных произведений;
  • способствовать приобщению учащихся к чтению;
  • развивать сообразительность и быстроту реакции у детей.

Дети входят в кабинет под песню “В мире много сказок” и занимают свои места.

Сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.

Слушая или читая сказку, постигаешь её неповторимый, волшебный мир. Чем лучше у человека развита фантазия, тем богаче и ярче его сказочный мир. Многие талантливые писатели и поэты через годы пронесли впечатления от сказок, услышанных ими в детстве.

Сегодня мы отправимся в путешествие к знаменитым людям, великим сказочникам мира, подарившим нам свои замечательные, удивительные и необыкновенные сказки. “Сказочники мира так прекрасно разны!” И каждый из них человек с богатой фантазией, собственным взглядом на мир и вещи, которые его окружают. Итак, в путь!

Показ презентации

Великобритания. Слайд 2. (флаг, герб)

Слайд 3. Льюис Кэрролл (портрет писателя)

Литературный псевдоним английского писателя, математика и логика Чарлза Лютвиджа Доджсона. Самыми значительными литературными произведениями Кэрролла по праву считаются две сказки об Алисе — “Алиса в Стране Чудес” (1865) и “Сквозь Зеркало и что там увидела Алиса” (1871), обычно для краткости называемая “Алиса в Зазеркалье”.

Слайд 4. (Обложка книги “Алиса в стране чудес”)

Слайд 5.

Алиса приготовила вам задания:

  1. Почему садовники покрывали белые розы красной краской?
  2. Что оставалось от Чеширского кота?
  3. За кем погналась я (Алиса) в начале сказки?
  4. Какого цвета в сказке гусеница?

Дания. Слайд 6. (флаг, герб страны)

Слайд 7. Г.Х.Андерсен (портрет)

Первая книга сказок, которые он сочинил, называлась “Сказки, рассказанные детям”. После этого он написал ещё много прекрасных сказок, которыми мы зачитываемся до сих пор. Сказки Андерсена для своего времени были очень необычными. Они были написаны совсем простым языком для того, чтобы любой человек мог их легко понять. Многие сказки Андерсена, в отличии от большинства сказок того времени, были очень грустными и не всегда заканчивались хорошо. А ведь люди успели привыкнуть к тому, что у любой сказки должен быть счастливый конец.

Слайд 8. (Обложки книг автора)

Слайды 9, 10. “Портретная галерея”

- По описанию назовите героя и сказку, в которой он живёт.

“Ранец за спиной, сабля на боку; он шёл домой с войны…” Кто он? (Солдат, “Огниво”);

“На что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток…” (Принцесса, “Принцесса на горошине”);

“Он носил чёрную бархатную шубу, был очень богат и учён; но он совсем не любил ни солнца, ни прекрасных цветов и отзывался о них очень дурно…” (Крот, “Дюймовочка”);

“Братья уже ходили в школу. На груди каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать…” (11 братьев принцев, “Дикие лебеди”);

“Все шестеро были прехорошенькими, но лучше всех была самая младшая, нежная и прозрачная, как лепесток розы, с глубокими синими, как море, глазами…”

“Королевство у него было маленькое-премаленькое, но жениться всё-таки было можно, а жениться-то ему хотелось… Его богатством были роза несказанной красоты со сладким ароматом и соловей, дивно поющий…” (Принц, “Свинопас”);

“Он не красив, но у него доброе сердце; он вырастет, похорошеет. Возмужает и пробьёт себе дорогу…” (Гадкий утёнок, “Гадкий утёнок”)

Франция Слайд 11 (флаг, герб)

Слайд 12. Шарль Перро (портрет)

Всемирно известны “Сказки моей матушки Гусыни...” (1697), в т. ч. “Кот в сапогах”, “Золушка”, “Синяя Борода”. Мало кто знает, что Ш. Перро ещё и поэт и учёный. Мало того: к сказкам он сначала относился не очень хорошо, считая их “безделками”. Но сказки писателя настолько полюбились всем, что по ним даже были созданы музыкальные произведения.

Слайд 13. (обложки книг)

Слайды 14, 15,16,17,18. (ребусы)

- По иллюстрации узнайте сказку.

Слайд 19. Одна иллюстрация лишняя. Какую из этих сказок не писал Ш. Перро? (“Бременские музыканты”)

- Кто её автор? (Братья Гримм). Это сказочники, какой страны? (Германии) Мы отправляемся в Германию.

Германия Слайд 20

Слайд 21. Яков и Вильгельм Гримм (портреты)

Прославились они тем, что собирали и записывали сказки, которые передавались из поколения в поколение жителями немецких деревень. Сказки братьев Гримм переведены на множество языков. Сейчас можно смело сказать, что сказками братьев Гримм зачитывается весь мир. Это им принадлежат сказки “Белоснежка и семь гномов”, “Золотой гусь”, “Храбрый портняжка”, “Бременские музыканты”, “Пряничный домик”.

Слайд 22. (обложка книги)

(После обложки книг)

- Кто главный герой сказки “Бременские музыканты”? Ребята приготовили вам отрывок из этой сказки. Посмотрите его. (Показ отрывка из сказки)

Швеция. Слайд 23. (флаг, герб)

Слайд 24. Астрит Линдгрен. (Портрет)

Повести для детей “Пеппи — Длинный Чулок” (1945-52), о Малыше и Карлсоне (1955-68), “Братья Львиное Сердце” (1979), “Роня, дочь разбойника” (1981). Фантастические приключения ее героев, отличающихся непосредственностью, пытливостью и озорством, происходят в реальном мире с его острыми противоречиями.

Слайд 25. (Обложки книг)

Карлсон весельчак и озорник предлагает вам поиграть. Больше всего он любит сладости.

Слайд 26.

Игра “Достань конфету” (На тарелку с мукой кладётся конфета. Нужно зубами без рук её достать).

“Откуси яблоко” (К яблоку привязать нитку. За нитку ведущий держит яблоко, а игрок должен откусить яблоко без помощи рук. Кто быстрее откусит яблоко тот и победит.)

Шуточные вопросы:

  • Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)
  • На какой вопрос нельзя дать утвердительный ответ? (Ты спишь?)
  • Сколько яиц можно съесть натощак? (1)
  • На что похожа половина яблока? (На вторую половину)
  • Горели семь свечей, из них 4 потушили. Сколько свечей осталось? (Четыре, которые потушили, остальные сгорели).
  • Чем кончается как день, так и ночь? (мягким знаком).

Италия. Слайд 27.

Слайд 28. Джанни Родари. (портрет)

Он начал свою литературную деятельность с написания стихотворений “Чем пахнут ремёсла”, “Поезда и города” и др. Его книги стали известны благодаря переводам, сделанным С.Я. Маршаком. Очень интересны и содержательны сказки Родари: “Приключения Чиполлино”,

“Путешествие Голубой стрелы”, “Сказки по телефону”, “Торт в небе” и др.

Все его книги читаются на одном дыхании. Они волнуют, учат добру и справедливости.

Слайд 29. (обложки книг)

Слайд 30, 31. Литературная викторина.

Какие персонажи, которых нет в сказке “Бременские музыканты” появляются в одноимённом мультфильме? (Трубодур, Принцесса, Король, Сыщик)

В кого превратился гадкий утёнок? (В лебедя)

Назовите оружие, при помощи которого Чиполлино победил синьора Помидора. (Луковый запах)

В сказке Ш. Перро “Красная шапочка” Волк, нарядившись бабушкой, охотно отвечал на все вопросы ничего не подозревавшей Красной Шапочке. Перечислите вопросы и ответы девочки и Волка.

(- Бабушка, почему у вас такие большие руки?

- Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя моё.

- Бабушка, почему у вас такие большие уши? Это чтобы лучше слышать тебя, дитя моё.

- Бабушка, почему у вас такие большие глаза? Это чтобы видеть тебя, дитя моё.

- Бабушка, почему у вас такие большие зубы?А это чтобы скорее съесть тебя.)

Осколок чего попал Каю в глаз? (Осколок зеркала)

Из какого овоща добрая фея сделала Золушке карету? (Из тыквы)

Кем была по должности фрекен Бок, персонаж “Карлсона?” (Домоправительница)

Имя какого очень кислого фрукта носит принц из сказки о приключениях Чиполлино? (Лимон)

Что мешало спать настоящей принцессе, не смотря на постеленные на кровати тюфяки и пуховики? (Горошина)

“И до чего же он был мал! Родился он совсем крохотным. Право, не больше мизинчика. И рос плохо…зато какой он был смышлёный, разумный!” Кто это? (Мальчик с пальчик.)

“Шёл солдат по дороге: Раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля с боку; он шёл домой с войны” Что за сказка? (“Огниво”)

Слайд 32. Бюро находок.

- Из какой сказки предмет?

  • Горошина (“Принцесса на горошине”)
  • Колода карт (“Алиса в стране чудес”)
  • Осколок зеркала (“Снежная королева”)
  • Банка варенья (“Карлсон”)
  • Крапива (“Дикие лебеди”)
  • Помидор (“Приключения Чиполлино”)
  • Веретено (“Спящая красавица”)
  • Скорлупа (“Дюймовочка”)

Слайд 33. Решай и смекай. (Решение задач)

Слайд 34. Назовите фамилии авторов, в гостях у которых мы побывали.

Подведение итогов.