Программа по художественно-эстетическому воспитанию "Тестопластика"

Разделы: Внеклассная работа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Возможно, каждый родитель, воспитывающий дошкольника, задавал себе вопрос о том, как правильно подготовить ребёнка к школе. Ведущая роль в этом не лёгком деле отводится дошкольным учреждениям. Ведь к моменту поступления ребёнка в школу он (дошкольник) должен многое уметь и владеть определёнными навыками, которые помогли бы ему успешно учиться. Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Педагоги и воспитатели уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, особо выделяя пальчиковую гимнастику. Если не организовать специальной коррекционной работы, нарушения в развитии моторных функций проявятся в быту, игровой деятельности, действиях с предметами. Опыт работы показал, что эти дети не любят завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, неохотно выполняют задания по моделированию из мозаики, конструктора при рисовании дают стереотипные изображения; не получаются у них работы из природного материала, лепка из пластилина, вырезывание из бумаги.

Всё это связано с трудностями овладения точными дифференцированными движениями.

Для того чтобы дети с удовольствием и желанием приступали к различным заданиям, способствующих развитию моторных функций была предложена работа с необычным материалом, пластичным и послушным – солёным тестом.

Лепить из теста - одно удовольствие! Соль, мука, вода – вот и всё, что нужно для умелых рук.

Лепить из солёного теста так же интересно, как из пластилина, а сохраняются такие поделки гораздо дольше – только их нужно обжечь в духовке. А можно сразу подкрасить тесто пищевыми красителями и лепить из цветного теста.

Для того чтобы попробовать свои силы в лепке из солёного теста, достаточно освоить простые, доступные приёмы, даже дошкольникам. А изделия из солёного теста, сделанные своими руками, доставят радость и детям, и взрослым.

Немного об истории тестопластики.

С давних времён люди выпекали из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. В Германии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из солёного теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проёме окон и крепились к дверям.

В Китае из солёного теста изготавливались марионетки для кукольных представлений.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и при выпечке не меняли цвета, считались особенно привлекательными. Хотя поделки из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится всё экологически чистое и сделанное своими руками.

Для дошкольников, особенно, с недостаточной координацией движения рук и слабым развитием мелкой моторики, это занятие будет полезным и интересным.

Одной из основных направлений программы по тестопластике предполагает коррекцию индивидуальных недостатков развития тонкой ручной координации и подготовка к овладению навыка письма.

Задача программы – овладевать продуктивными видами деятельности, формировать и уточнять представления о предметах и явлениях, усвоения знаний о свойствах, качествах предметов, об их форме, цвете, величине, положения в пространстве.

Для освоения техники каждого из видов деятельности требуется развитие специальных движений в отношении их силы, точности, темпа, плавности, ритмичности, что существенно облегчает в дальнейшем овладение различными видами учебной и трудовой деятельности.

Целью таких занятий является:

  • развитие и совершенствование ручной моторики и зрительно-двигательной координации.
  • повышение уровня сенсорного и умственного развития.
  • обогащение и систематизация словарного запаса.
  • развитие устной и монологической речи.

Коррекционные задачи занятий:

  • формирование представлений об окружающей действительности и их систематизация.
  • накопление знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения.
  • восполнение пробелов предшествующего развития.
  • развивать предметную, речевую и игровую деятельность

Воспитательно-образовательная работа направлена на обогащение детей яркими разносторонними представлениями о жизни человека и общества. Лепка воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, воспитывает аккуратность и терпение.

Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из солёного теста расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

Лепка из солёного теста позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках.

Лепка должна приносить ребёнку радость, поэтому важно не допустить переутомления. Занятия рассчитывать на 25-30 минут. Детям старшего возраста задания можно усложнить, младшим - дать в упрощённом варианте, доступном их возрасту и индивидуальным особенностям.

Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики.

Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.

Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.

При работе со стеками, формочками и др. инструментами строго соблюдать правила безопасности труда.

Программное содержание по тестопластике включает в себя несколько разделов.

1. Изготовление мелких орнаментных деталей.

2. Составление композиций из мелких орнаментных деталей.

3. Маленькие “хлебобулочные” изделия.

4. Медальоны, зажимы, брелки.

5. Плоские изделия, выполненные с помощью шаблона. Рельефы.

6. Объёмные лепные фигурки.

7. Косы и венки. Решётки.

8. Кольца и подковы.

9. Сложные лепные композиции.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Возрастная группа - от 6 лет и старше. Количество времени, отведённое на занятия, может изменяться в зависимости от подготовленности детей. Например, в подготовительной к школе группе и школьникам (6-7л.) достаточно 2-х занятий в неделю, а в старшей и средней (5-6л.) по одному занятию в неделю. В группе занимаются от 5 и более человек. Занятия 2 часа в неделю по 35-40 минут для каждой группы. Всего 66 занятий. Тематика занятий строится с учётом интересов учащихся и уровня самостоятельности.

В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности и творчества.

Программа предполагает включение в различные виды деятельности: театральную, литературную, художественную и творческую.

Лепка из солёного теста удивительное занятие познания бесконечного творчества.

Методические рекомендации к занятиям.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЕЛКИХ ОРНАМЕНТНЫХ ДЕТАЛЕЙ.(6 ч.)

Несмотря на то, что в изготовлении эти детали просты, они являются важнейшими элементами для составления композиций и последующей работы. В основном это цветы, различные листики, ягоды, фрукты, птички и многое др. При их изготовлении можно использовать разнообразные предметы домашнего обихода. При помощи разных незатейливых вещиц поверхность изделия легко сделать рельефной.

Изготовление мелких элементов деталей – важнейший этап работы перед переходом к сложным композициям. Он приучает детей к аккуратности и тщательности при изготовлении деталей. Мелкими орнаментными деталями можно украсить практически любое изделие, например медальоны, венки, плетёнки и пр. А также, мелкие детали особенно хорошо использовать в больших композициях – настенных пано или подсвечниках, в миниатюрных плетёных корзинках или глиняных кувшинчиках. В разделе 6 тематических занятий. В каждом творческом уроке своя тема, цели и задачи, сохраняется обучающий принцип - от простого к сложному.

Примерные темы уроков в этом разделе.

1). Цветы: нарцисс, ромашка, василёк, тюльпан, фиалка, бутоны..

2). Розы и бутоны, листики.

3). Ягоды и листики.

4). Плоды: яблоки, ягоды, листики и др.

5). Плоды: груша и другие плоды.

6). Грибы: пластинчатые и трубчатые, съедобные и несъедобные.

Составление композиций из мелких орнаментных деталей.(6 ч.)

Из мелких орнаментных изделий собирают различные композиции. В этих творениях (листиков, плодов, фруктов, грибов) возможно использовать различные материалы природного происхождения: сухоцветы, засушенные листья и колосья, ракушки, семена и др.

Эти композиции используются для сервировки и украшения стола. Для этого делают различные формы подсвечников, подставок под карточки для гостей, колечки для салфеток и др.

Такие украшения для стола могут стать сюрпризом. Изделия из солёного теста особенно уместны на новогоднем или рождественском столе. Благодаря таким украшениям сделанными своими руками создаётся неповторимая атмосфера, надолго запоминающаяся детям.

Примерные темы уроков раздела:

1).Подсвечник с розами.

2).Подсвечник с плодами и ягодами.

3).Корзинка с фруктами.

4).Ваза с цветами.

5).Корзина с цветами и фруктами.

6).Композиции с грибами.

Маленькие “ хлебобулочные” изделия. (6 ч.)

Для детей изготовление “хлебобулочных” изделий из солёного теста особенно привлекательны. Можно сделать различные сорта “хлеба” как из пшеничной, так и из ржаной муки, окрашивая их в различный цвет. Впоследствии из “хлебобулочных” изделий можно составлять различные композиции – изготовить витрину в игрушечной булочной для сюжетно-ролевой игры “Магазин”. Миниатюрные изделия можно посыпать сверху теми же ингредиентами, что и настоящую выпечку (маком, кунжутом, укропом, мукой и сахарной пудрой).

Такие композиции сделанные собственно детскими руками станут изысканным украшением игрушечной кухни, и применяться в игре.

Примерные темы раздела:

1).Булка, плюшка, хлебец.

2).Крендель, рогалик, круассан.

3).Завиток, плетёнка, загогулька.

4).Хлебный венок.

5).Венок с колосьями.

6).Композиция из хлебобулочных изделий.

Медальоны, зажимы, брелки. (6 ч.)

Следует подчеркнуть, что все изделия из солёного теста применимы в повседневной жизни и украшают не только стены, комнаты в доме, но и детские уголки для игр. А, как известно, всё, что делают сами дети, представляет для них особую ценность. Они приучаются к бережному отношению к предметам и вещам, игрушкам. Можно сделать забавные таблички для всех комнат в доме. Очень часто в виде медальонов изготавливаются рождественские подарки. Это различные колокольчики, ангелочки, снежинки изображения Деда Мороза, Снегурочки. В виде медальонов уместно сделать различные подвески. Рождественские сюжеты необыкновенно празднично выглядят, если их покрыть золотой или серебряной краской. К пасхальным праздникам изготовить медальоны в виде яиц выкрашенных в яркие цвета. В повседневной жизни часто используют магнитные фигурки на холодильник, зажимы для бумаг, брелки, кольца для салфеток, значки-тарелочки. Их украшают изделиями, вылепленными из теста, получаются оригинальные и нужные вещички для жизни.

Примерные темы раздела:

1).Медальоны - зайчик, гроздь, колокольчик, сердечко, роза.

2).Медальоны настенные: ванная, портрет, кроватка.

3).Медальоны с буквами.

4).Брелки: рыбка, месяц, сердечко, яйцо.

5).Композиции с подвесками.

Плоские изделия, выполненные с помощью шаблона. Рельефы. (8 ч.)

Существует множество плоских украшений, которые изготавливают с помощью различных шаблонов. Используются преимущественно шаблоны из фанеры и пластика. Из теста можно сделать множество настольных игр и головоломок, таких, как домино, звёздочки и др. Дети любят играть, а игры, слепленные своими руками, становятся наиболее любимыми.

Рельефом называется лепка из солёного теста, при которой изображение на изделии и оно само делаются выпуклыми по отношению к основанию. Если вдавить тесто в деревянную, пластиковую форму с углублением, получится выпуклый рисунок (барельеф). Для таких изделий широко используются твёрдые и сухие природные материалы (травы, колоски, цветы).

Примерные темы раздела:

1).Головоломка-круг, квадрат, сердечко.

2).Птичка, курочка, петушок.

3).Деревья, овечки и др.

4).Рождественские украшения.

5).Рельефные картинки.

6).Сувениры и подарки.

7).Ёлочные украшения.

8).Новогодние композиции.

Объёмные лепные фигурки. (12 ч.)

Большие объёмные лепные фигурки обычно выполняют на основе из аллюминиевой фольги – это нужно для того, чтобы слой теста полностью просыхал, и они не трескались. Сначала складывают фольгу комком (шариком, овалом), затем придают ему очертания нужной фигурки, которую покрывают слоем теста. Потом дополняют мелкими деталями (ушками, хвостами, глазками и пр.) или украшениями из других материалов.

Лепка самых разных зверюшек доставляет особую радость детям. Из высушенных и раскрашенных изделий можно создать целые “живые уголки”. Такие композиции приобретают особое очарование, если в их оформление включить деревянную рамку. Для имитации естественной среды обитания животных можно использовать сухой мох, травинки и веточки, которые естественно могут выступать за пределы рамки.

Примерные темы раздела:

1).Домашние животные и птицы.

2).Изготовление отдельных деталей.

3).Применение природных материалов.

4).Составление композиций.

5).Сказочные герои, человечки.

6).Сюжетные композиции.

7).Волшебные сказки.

8).Коллективные проекты.

9).Сказочные животные и птицы.

10).Подготовка инсценировок сказок.

11).Сюжетные постановки.

12).Герои и сказочные сюжеты.

Кольца и подковы.(5 ч.)

Это – самое распространенное украшение. Считается, что подкова приносит счастье, а кольцо – символ постоянства и вечности. Эти поделки просты в изготовлении и смотрятся очень эффектно даже без окраски.

Для украшения подков и колец применяются различные природные материалы, например, мелкие засушенные цветы можно использовать в композиции вместе с лепными. Для подвешивания таких композиций можно использовать цветные ленты с цветочным орнаментом. А если есть формочки для выпечки с алфавитом, можно сделать поздравительные надписи на кольцах и подковах.

Примерные темы раздела:

1).Кольца с фруктами.

2).Кольца с цветами.

3).Подковы с природным материалом.

4).Панно с использованием семян и злаковых.

5).Декоративные композиции.

Косы и венки. Решетки. (5 ч.)

Косы и венки - один из самых красивых видов работы и украшений. Раньше венки украшали большим количеством мелких орнаментных деталей, дарили на рождество. Основой для венков является сплетенное в косы тесто.

Можно в венки вплетать различные злаки (овсяные колосья, рожь, солома). Венки украшаются цветными лентами и декоративными бантами.

Решетки выполняются из теста толщиной 0,5 см. Оно разрезается на полоски шириной 1 см. Чтобы изделие выглядело аккуратно и красиво, расстояние между спиралями должно быть одинаковым.

Декоративные решетки из спиралей могут служить основой для различных композиций - в основном с использованием сухих природных материалов.

Примерные темы раздела:

1).Декоративные решётки.

2).Косички и витые сердечки

3).Венок с яблоками и бусинками.

4).Витые венки с природным материалом.

5).Витая рамка с птичкой и цветами.

Сложные композиции. (12 ч.)

Освоив основные элементы изготовления орнаментных деталей из соленого теста, можно переходить к составлению сложных композиций. Их можно объединять в различные сюжеты и картины.

Такие композиции, сделанные собственными руками, и являются плодами фантазии детей.

Старинная традиция тестопластики не исчезнет и более того станет любимым занятием для тех, кто хочет прогнать плохое настроение и грусть, кто сохранил в себе сказочный мир и желание передать его детям.

1).Изготовление фигурок и деталей.

2).Фигурки сказочных человечков.

3).Изготовление фигурок и деталей.

4).Фруктовое дерево (яблоня, груша).

5).Осенние ягоды (рябина, боярышник).

6).Осенние ягоды (облепиха, калина).

7).Изготовление деталей и фигурок животных.

8).Составление сюжетов собственной фантазии.

9).Составление композиций.

10).Самостоятельные творческие работы.

11).Оформление творческих композиций.

12).Защита проектов творческих работ.