Профессиональное становление личности в образовательном процессе СПО рассматривается как становление личностных качеств будущих специалистов в единстве с усвоением профессиональных знаний, умений, навыков. Согласно современным подходам – формирование профессиональных компетенций. Деловая игра, социальное проектирование являются одними их интерактивных форм образовательных технологий, способствующих формированию компетентного специалиста.
Теоретические основы и практическое применение метода деловых игр изложили в своих трудах Я.М. Бельчиков, М.М. Бирштейн, Л.Г. Семушина.
В рамках внеклассной работы, преподавания экономики, системы государственного управления предлагается применение следующей разработки. Данная форма занятия применяется в течение двух лет на занятиях по системе государственного управления специальности “Государственное и муниципальное управление” в рамках экономического блока.
Деловая игра “Управление фондовым рынком”
Общая характеристика: данная игра является обобщающим занятием, по разделу “Государственное управление экономикой”.
Функции данной деловой игры:
1. Формирование у будущих специалистов целостного представления профессиональной деятельности в динамике игры.
2. Приобретение профессионального и социального опыта, принятие совместных решений.
3. Развитие профессионального теоретического и практического мышления.
4. Формирование познавательной мотивации, создание условий для появления профессиональной мотивации.
Цель: формирование определения путей и способов совершенствования управления фондовым рынком, как части организационно-экономической системы, для выработки оптимальных решений в игровой обстановке.
Задачи:
1. Развитие аналитических и прогностических способностей.
2.Формирование инновационно-исследовательской компетенции, т.е. способности анализировать, формирование творческого, нетрадиционного мышления.
3. Создание условий для формирования активной гражданской позиции.
Объект (моделируемый процесс) деловой игры: управление инвестиционными потоками на фондовом рынке.
Ожидаемые результаты: оценка проектов, предлагаемых участниками, а также развитие у студентов компетенций, сформулированных в задачах игры. Для преподавателя результатом учебной игры должен стать накопленный опыт и материалы, которые он использует для проведения нового тура игры или разработки новой игры.
Участники игры
№ | Участник | Основные задачи |
1. | Инвесторы | Несколько частных компаний, задача которых выгодно вложить собственные капиталы в предлагаемые проекты. Оценивают проекты, покупают акции той или иной компании. |
2. | Представители государственной власти (также выступают в роли инвестора) | Должны выбрать предприятие, проект которого покажется наиболее выгодным с учетом социально-экономических реформ современной России. Могут выбрать формы поддержки данного предприятия, либо инвестировать его через покупку акций. |
3. | Эмитенты | Несколько частных компаний, желающих выйти на мировой рынок. Разрабатывают собственные проекты и выставляют акции на продажу. Основная задача: разработать проект, привлекательный для инвесторов. |
4. | Ведущие торгов | Осуществляют контроль за соблюдением регламента и иных правил, подводят итоги продажи акций предприятий. |
Ход игры
1 этап. (5 мин) Распределение ролей среди участников игры. Объяснение правил игры.
2 этап. (15 мин) Инвесторы - придумывают, представителями каких стран или предприятий они выступают. Вырабатывают основные критерии привлекательности проектов (возможная экономическая выгода, предполагаемые риски, используемые ресурсы, и др.).
Государственная власть – дорабатывает критерии привлекательности проектов для государства.
Эмитенты – каждое предприятие разрабатывает свой проект в сфере производства или услуг.
3 этап. (25 мин ). Презентация проектов предприятий (5 минут для каждого предприятия).
4 этап. (5 минут). Покупка акций инвесторами. Подсчет количества акций, купленных у каждого предприятия. Государство выбирает либо покупку акций предприятий, либо метод стимулирования деятельности данного предприятия.
5 этап. (10 мин). Предприятия подсчитывают прибыль, разрабатывают направления вложения полученной прибыли. Государство и частные инвесторы разрабатывают свои предложения по модернизации предложенных проектов.
6 этап. (20 мин). Анализ предложений предприятий, инвесторов, государственной власти.
7 этап. (10 мин). Рефлексия. Каждая группа оценивает свою деятельность в рамках игры. Анализирует трудности, с которыми столкнулись в ходе деловой игры. Отмечает положительные и отрицательные моменты игры.
Разработка проекта предприятий
- Организационно-правовая форма – Акционерное общество.
- Цель предпринимательской деятельности.
- Сфера деятельности (материальное производство или сфера услуг).
- Необходимые ресурсы, затраты.
- План реализации проекта.
- Социальная значимость проекта.
- Экономическая значимость.
- Количество акций, готовых выпустить на рынок ценных бумаг (не более 50%).
Критерии оценки привлекательности предприятий для государственной власти (предложить еще 2-3 критерия).
- Производство (услуги) основываются на инновационных технологиях.
- Учитывает наличие ресурсов на территории Омской области.
- Отвечает приоритетным направлениям социально-экономического развития России.
- Способствует решению проблемы занятости населения.
- Применяет безотходной производство (если речь идет о материальном производстве, а не услугах).
Возможные формы поддержки предприятий (вносите свои предложения и выбираете)
- Снижение налогов для данного предприятия.
- Обеспечение государственного заказа.
Правила участия в деловой игре
Соблюдение регламента.
Аргументированность участниками каждого принятого решения.
Решения должны быть согласованы всей группой.
Соблюдение правил дискуссии.
Бланк предложений купли-продажи акций для инвесторов
Предприятие 1 | Предприятие 2 | Предприятие 3 | Предприятие 4 | ||||
Количество акций | Предлагаемая цена одной акции | Количество акций | Предлагаемая цена одной акции | Количество акций | Предлагаемая цена одной акции | Количество акций | Предлагаемая цена одной акции |
Бланк итогов продаж акций
Предприятие 1 | Предприятие 2 | Предприятие 3 | Предприятие 4 | ||||
Количество проданных акций | Прибыль от продажи | Количество проданных акций | Прибыль от продажи | Количество проданных акций | Прибыль от продажи | Количество проданных акций | Прибыль от продажи |
Карточка учета для инвесторов
Предприятие №1 | Предприятие №2 | Предприятие №3 | Предприятие №4 | Предприятие №5 |
Критерии оценки
Критерий | Количество баллов | ||
3 | 2 | 1 | |
Активность студентов | Активное участие принимали не только в выступлении, но и задавали вопросы другим участникам | Проявили среднюю заинтересованность в выступлении | не участвовали в дискуссии, не задавали вопросы другим участникам |
Аргументированность высказываний и новаторство предложений, практическая значимость исследования | Проявили высокий уровень знания исследуемой проблемы, использовали статистические данные, разработали предложения, проект реальный, социально-значимый. Принимали командное решение. | не совсем четко отвечали на вопросы, но с теоретическим материалом ознакомлены, разработали собственные предложения, цели, задачи проекта. Существовали небольшие разногласия в группе. | Не точно сформулированы цели и задачи проекта, затруднялись в ответах на вопросы. Решение принималось одним человеком. |
Соблюдение регламента | Соблюден полностью | Частично превысили установленное время | Значительно превысили |
Построение речи | Эмоциональная, лаконичная, с использованием категориального аппарата | Не эмоциональная речь, частичное использование “слов-паразитов” | Отсутствие эмоциональной окраски выступления, постоянное употребление “слов-паразитов”, паузы. |
Внешний вид | Деловой стиль | Присутствуют элементы небрежности | Одежда не соответствуют деловому стилю (джинсы, спортивная одежда) |
Соответствие баллов пятибалльной системе оценки результатов
20 – 17 баллов | 5 (отлично) |
16 – 13 баллов | 4 (хорошо) |
12 - 9 баллов | 3 (удовлетворительно) |
Таблица компетенций
Ф.И.О. студента | Уровень сформированности инновационно-исследовательской компетенции | ||
0 | 1 | 2 | |
1. |
- “0” - не сформирована,
- “1” - частично сформирована,
- “2” - сформирована
Информационно-исследовательская деятельность.
Профессиональные задачи: анализ и диагностика имеющейся управленческой ситуации (объекта управления) для обоснования последующего принятия решения.
Результат (продукт) деятельности: информационный продукт — полная легальная и объективная информационная модель управленческой ситуации (в виде справки, служебной записки, отчета). Аналитические выводы.