Цели:
- прививать любовь к русскому языку;
- формировать интерес к происхождению русского языка, русских слов, к чтению книг русских авторов;
- учить бережному отношению к книге.
Ход урока
Сегодня первый урок будет посвящен самому важному – это русскому языку. Мы узнаем много интересного о русском языке, его происхождении, а также, почему мы так говорим.
Знакомство с русским языком мы начнем с путешествия на корабле. Но для этого нам нужны лекарственные растения для нашей медицинской аптечки. Собрав аптечку и сложив первые буквы в названиях лекарственных растений, вы узнаете, как будет называться корабль.
-
Это высокое растение с яркими цветами, можно
увидеть на опушках леса, на полянах. У него
двойное имя. Одно из них дано за то, что из его
листьев приготавливают чай. (Иван-чай)
- Ветвистый кустарник высотой до 2 м с душистыми листьями. Плод - многосемянная ягода черного и красного цвета. Цветет в мае-июне, плодоносит в июле-августе. (Смородина)
- Эта болотная ягода может заменить лимон. (Клюква)
- Родина следующего растения — Африка. В народе его называют столетником и разводят как комнатный цветок. (Алоэ)
- Народное название: круглый огурец. Родина - Америка. Применяют крупные белые семечки. (Тыква)
- Полукустарник с ползучими, шиповатыми, покрытыми белым налетом побегами. Листья тройчатые, с ромбически-яйцевидными листочками. Цветки белые, с многими тычинками и пестиками, собраны в щитовидные кисти. Плоды — черные с сизым налетом, сборные костянки. (Ежевика)
- Это растение растет на пустырях, вблизи жилья, по обочинам дорог, окраинам полей, на сорных местах и среди кустарников. Оно имеет большие, широкие листья. Как лекарство используют корень и сам лист. (Лопух)
- Последняя буква в названии корабля не имеет звука.
В мире есть очень много языков и наречий: английский, немецкий, украинский, белорусский… Для нас с вами родным является русский язык. Среди вас есть ученики, для которых русский язык является иностранным. А какой язык для вас является родным? Все, кто живет в России и обучается в школе, институте, говорит на русском языке. И книги мы с вами читаем на русском языке. И при этом мы пользуемся литературным русским языком.
О русском языке писали поэты многих национальностей. Послушайте стихотворение украинского поэта Ростислава Братунь.
Я с детских лет язык России
По сказкам Пушкина учил
Он свет мечты неугасимой
Навек мне в сердце поселил.
Львов утопал в осенней ночи,
И дождь, и снег, и мрак густой…
Мне виделись Татьянины очи,
Полтавы полдень золотой…
Олег дружинников сзывает.
В бой Пугачев ведет людей,Волшебной сказкой озаряет
Мне детство
Пушкин – чародей.
А “буря мглою небо кроет…”,
Но солнце – верилось – взойдет…
День брезжит новою зарею –
К нам Русь на выручку идет!
Та книга до сих пор со мною,
Меня отец учил по ней
Любить Россию всей душою,
Ее язык, ее людей.
В народе издавна говорят: “Грамота – второй язык”. Многовековая мечта, глубокая мудрость, ясный ум и тонкая наблюдательность трудового народа заключены в этой меткой пословице.
Простые люди в царской России мечтали об умении читать и писать. Тянулись к знаниям. Прекрасно понимая, что “без грамоты, как без свечки в потемках” и что “ученье – свет, а неученье тьма”. Но народные мечты долгое время оставались мечтами.
В наши дни грамотность стала всеобщей.
В нашей стране для всех открыт широкий доступ к просвещению и культуре. Право всех граждан на образование закреплено Конституцией РФ.
Когда говорят грамотный человек. То всем понятно, что речь идет о человеке, умеющем читать и писать. Но как понять грамотный инженер (обладающий необходимыми сведениями, знаниями в определенной области), грамотное сочинение (не содержащее грамматических и стилистических ошибок), грамотный чертеж (выполненный со знанием дела), грамотный ученик(умеющий грамматически правильно писать и говорить)?
- Какую роль в письменном общении играет почерк?
О грамоте и больной ноге
Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:
- Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
- Нет, не могу. Нога болит, - ответил хмуро тот. –
Через неделю приходи, авось, болезнь пройдет.
- Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
- Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня мое письмо никто не разберет.
- Объясните пословицу Писать – то я пишу, а читать в лавочку ношу.
- Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа?
Вот как она изображена на одной из гравюр 1634 года. Длинный стол, между столом и стеной лавка. На стене полка с книгами и обязательная плетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания.
Учебный день продолжался долго. Занятия начинались с 7 часов утра и продолжались до самого вечера (с 2-х часовым обеденным перерывом).
Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги, другой перешел уже к “складам”, третий уже читал “Часослов”. И все следовало выучить “назубок”, “вызубрить”. Каждый свое учил в слух. Недаром пословицу сложили: “Азбуку учат – во всю избу кричат”.
Учили каждую букву по ее названию.
Аз – А
Буки – Б
Веди – В
Глаголь – Г
Слово азбука представляет сложение названий первых двух букв “аз” и “буки”.
Как церковный грамотей в старину учил детей
В старину учились дети -
Их учил церковный дьяк,-
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной в начале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного пера!Этот нож не без причины
Назывался “перочинным”:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
- Как и кто обучал детей грамоте в старину?
- Почему “трудно грамота давалась нашим предкам в старину”?
- Что это за перья “из гусиного крыла”?
- Почему нож назывался “перочинным”?
- Кому не полагалось учиться?
У детей каждой страны есть любимые праздники. Один из любимых праздников болгарских детей – день Кирилла и Мефодия. Кирилл и Мефодий более 1000 лет назад составили славянский алфавит.
Первый российский букварь издан в 1574 году во Львове первопечатником Иваном Федоровым. В настоящее время известен только один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка на 80 страниц. Открывается она азбукой от А до Y(ижицы), последней буквы славянского алфавита.
- Прочитайте пословицы, объясните, как вы их понимаете.
- Азбука – к мудрости ступенька.
- Аз, буки и веди страшат, что медведи.
- Продай кафтан, купи буквицу.
- Аз да буки избавляют от муки.
В начале 17 века Петр Первый провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами мы пользуемся и сейчас.
В 1917 – 1918 была новая реформа, из азбуки были исключены “ять”, “ижица”, “фита”, и “ер” в конце слова.
Буква “ф” в старой азбуке носила название “ферт”. Народ подметил забавное сходство между рисунком этой буквы и осанкой подбоченившегося человека. Сначала слово “ферт” значило “руки в боки, подбоченясь”, затем появилось выражение ходить фертом. В переносном смысле оно означает: “быть самодовольным щеголем, держаться с показным ухарством”.
Есть два выражения: ходить гоголем и ходить козырем. Может быть, и они пошли от названия букв? Оказывается, ничего общего с названием букв они не имеют.
Слово гоголь означает определенную породу диких уток. У многих птиц из семейства утиных характерная походка: гоголи на суше выступают важно, вперевалку, с выпяченной грудью и “гордо закинув назад блестящей черно- зеленной головкой”. Вот и выражение ходить гоголем стало означать всякую напыщенную, преисполненную достоинства походку.
А откуда ходить козырем?
На Руси козырь был одним из знаков боярского величия. Он представлял собой высокий воротник, вышитый золотом, серебром и унизанный драгоценными камнями. Козырь прикреплялся к вороту нарядного кафтана и придавал боярам надменный вид. Ходить козырем значит “держать себя важно, высокомерно, с чувством превосходства”.
Основной фонд нашего языка – это исконно русские слова. По подсчетам ученых, они “составляют более 90% слов, употребляющихся в настоящее время в нашем языке”.
Среди исконно русской лексики различают:
- общеславянские слова;
- древнерусские и
- собственно русские слова.
Как известно, слова с противоположным смыслом называются … антонимы. Антонимы употребляются для большей выразительности, для сопоставления и противопоставления.
-Подберите антонимы:
Низкий – Правая – Ученье – Сытый – Добрый – Здоровый – |
Черный - Нашего - Ложится - Старые - Веселые - Грустно – |
Как известно, слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению, называются … омонимы.
- Приведите примеры омонимов.
Омографы – слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению. Определить их точное значение можно только при помощи ударения. Например, мука – мука, пристань – пристань.
- Приведите свои примеры.
Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более 50 фразеологических оборотов. Вот некоторые из них:
- Валится из рук – не клеится, не работается
- Голыми руками взять – легко одолеть
- Дать по рукам – наказать , отучить
- Дать руку на отсечение – поручиться
- Как без рук – беспомощно
- Мастер на все руки – умелец
- Подать руку – помочь
Игра “Кто быстрее?” Подберите фразеологизмы к словам:
Нос
Глаза
Ухо
Язык
Нога
Зуб
К фразеологическим выражениям большинство ученых относят пословицы, поговорки, крылатые выражения.
Пословицы и поговорки создавались многими поколениями людей. Они появились еще в то время, когда не было письменности. В течение столетий народ совершенствовал, отшлифовывал художественную силу и выразительность пословиц и поговорок.
Существует много пословиц о книгах. “Кто много читает, том много и знает”, - говорит народная пословица. И это так. Книги рассказывают нам о нашей родине, о лучших ее людях, учат разбираться в них.
Мы читаем книги, которые позволяют нам стать грамотными людьми, а это позволит нам осознанно выбрать профессию, когда мы станем взрослыми людьми.
Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи, много пословиц и о том, что чтение лучшее учение.
- А кто из вас знает на эту тему пословицы?
Игра “Кто быстрее соберет пословицу”.
Конкурс “Гора пословиц”.
- Этот конкурс состоит из двух частей. Вы получите конверт, в котором находятся карточки со словами. По моей команде вы должны будете собрать из этих слов пословицу, поднимаете руки, когда будет готово. Затем нужно прочитать ее хором и объяснить смысл.
- В доме ни одной книжки – плохи у хозяина детишки.
- Выбирая книгу, как выбираешь друга.
- Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
- Будешь книги читать – будешь все знать.
- Книга книгой, а своим умом двигай.
- Книги читай, а о деле не забывай.
Конкурс “Загадки в пословицах и поговорках”.
- Отгадай загадку по пословицам и поговоркам.:
Добрая пословица не в бровь, а прямо в него бьет.
Они – зеркало души.
У семи нянек дитя без него.
За чужой щекой он не болит.
Дареному коню в них не смотрят.
Ему не прикажешь.
Без него и трава не растет.
Он и железо рвет и на лету птицу бьет.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Что нового вы узнали на уроке?