Загадки русского языка. Почему мы так говорим

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • прививать любовь к русскому языку;
  • формировать интерес к происхождению русского языка, русских слов, к чтению книг русских авторов;
  • учить бережному отношению к книге.

Ход урока

Сегодня первый урок будет посвящен самому важному – это русскому языку. Мы узнаем много интересного о русском языке, его происхождении, а также, почему мы так говорим.

Знакомство с русским языком мы начнем с путешествия на корабле. Но для этого нам нужны лекарственные растения для нашей медицинской аптечки. Собрав аптечку и сложив первые буквы в названиях лекарственных растений, вы узнаете, как будет называться корабль.

  • Это высокое растение с яркими цветами, можно увидеть на опушках леса, на полянах. У него двойное имя. Одно из них дано за то, что из его листьев приготавливают чай. (Иван-чай)
  • Ветвистый кустарник высотой до 2 м с душистыми листьями. Плод - многосемянная ягода черного и красного цвета. Цветет в мае-июне, плодоносит в июле-августе. (Смородина)
  • Эта болотная ягода может заменить лимон. (Клюква)
  • Родина следующего растения — Африка. В народе его называют столетником и разводят как комнатный цветок. (Алоэ)
  • Народное название: круглый огурец. Родина - Америка. Применяют крупные белые семечки. (Тыква)
  • Полукустарник с ползучими, шиповатыми, покрытыми белым налетом побегами. Листья тройчатые, с ромбически-яйцевидными листочками. Цветки белые, с многими тычинками и пестиками, собраны в щитовидные кисти. Плоды — черные с сизым налетом, сборные костянки. (Ежевика)
  • Это растение растет на пустырях, вблизи жилья, по обочинам дорог, окраинам полей, на сорных местах и среди кустарников. Оно имеет большие, широкие листья. Как лекарство используют корень и сам лист. (Лопух)
  • Последняя буква в названии корабля не имеет звука.

В мире есть очень много языков и наречий: английский, немецкий, украинский, белорусский… Для нас с вами родным является русский язык. Среди вас есть ученики, для которых русский язык является иностранным. А какой язык для вас является родным? Все, кто живет в России и обучается в школе, институте, говорит на русском языке. И книги мы с вами читаем на русском языке. И при этом мы пользуемся литературным русским языком.

О русском языке писали поэты многих национальностей. Послушайте стихотворение украинского поэта Ростислава Братунь.

Я с детских лет язык России
По сказкам Пушкина учил
Он свет мечты неугасимой
Навек мне в сердце поселил.
Львов утопал в осенней ночи,
И дождь, и снег, и мрак густой…
Мне виделись Татьянины очи,
Полтавы полдень золотой…
Олег дружинников сзывает.
В бой Пугачев ведет людей,

Волшебной сказкой озаряет
Мне детство
Пушкин – чародей.
А “буря мглою небо кроет…”,
Но солнце – верилось – взойдет…
День брезжит новою зарею –
К нам Русь на выручку идет!
Та книга до сих пор со мною,
Меня отец учил по ней
Любить Россию всей душою,
Ее язык, ее людей.

В народе издавна говорят: “Грамота – второй язык”. Многовековая мечта, глубокая мудрость, ясный ум и тонкая наблюдательность трудового народа заключены в этой меткой пословице.

Простые люди в царской России мечтали об умении читать и писать. Тянулись к знаниям. Прекрасно понимая, что “без грамоты, как без свечки в потемках” и что “ученье – свет, а неученье тьма”. Но народные мечты долгое время оставались мечтами.

В наши дни грамотность стала всеобщей.

В нашей стране для всех открыт широкий доступ к просвещению и культуре. Право всех граждан на образование закреплено Конституцией РФ.

Когда говорят грамотный человек. То всем понятно, что речь идет о человеке, умеющем читать и писать. Но как понять грамотный инженер (обладающий необходимыми сведениями, знаниями в определенной области), грамотное сочинение (не содержащее грамматических и стилистических ошибок), грамотный чертеж (выполненный со знанием дела), грамотный ученик(умеющий грамматически правильно писать и говорить)?

- Какую роль в письменном общении играет почерк?

О грамоте и больной ноге

Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:
- Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
- Нет, не могу. Нога болит, - ответил хмуро тот. –
Через неделю приходи, авось, болезнь пройдет.
- Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
- Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня мое письмо никто не разберет.

- Объясните пословицу Писать – то я пишу, а читать в лавочку ношу.

- Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа?

Вот как она изображена на одной из гравюр 1634 года. Длинный стол, между столом и стеной лавка. На стене полка с книгами и обязательная плетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания.

Учебный день продолжался долго. Занятия начинались с 7 часов утра и продолжались до самого вечера (с 2-х часовым обеденным перерывом).

Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги, другой перешел уже к “складам”, третий уже читал “Часослов”. И все следовало выучить “назубок”, “вызубрить”. Каждый свое учил в слух. Недаром пословицу сложили: “Азбуку учат – во всю избу кричат”.

Учили каждую букву по ее названию.

Аз – А

Буки – Б

Веди – В

Глаголь – Г

Слово азбука представляет сложение названий первых двух букв “аз” и “буки”.

Как церковный грамотей в старину учил детей

В старину учились дети -
Их учил церковный дьяк,-
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной в начале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного пера!

Этот нож не без причины
Назывался “перочинным”:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.

- Как и кто обучал детей грамоте в старину?

- Почему “трудно грамота давалась нашим предкам в старину”?

- Что это за перья “из гусиного крыла”?

- Почему нож назывался “перочинным”?

- Кому не полагалось учиться?

У детей каждой страны есть любимые праздники. Один из любимых праздников болгарских детей – день Кирилла и Мефодия. Кирилл и Мефодий более 1000 лет назад составили славянский алфавит.

Первый российский букварь издан в 1574 году во Львове первопечатником Иваном Федоровым. В настоящее время известен только один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка на 80 страниц. Открывается она азбукой от А до Y(ижицы), последней буквы славянского алфавита.

- Прочитайте пословицы, объясните, как вы их понимаете.

  1. Азбука – к мудрости ступенька.
  2. Аз, буки и веди страшат, что медведи.
  3. Продай кафтан, купи буквицу.
  4. Аз да буки избавляют от муки.

В начале 17 века Петр Первый провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами мы пользуемся и сейчас.

В 1917 – 1918 была новая реформа, из азбуки были исключены “ять”, “ижица”, “фита”, и “ер” в конце слова.

Буква “ф” в старой азбуке носила название “ферт”. Народ подметил забавное сходство между рисунком этой буквы и осанкой подбоченившегося человека. Сначала слово “ферт” значило “руки в боки, подбоченясь”, затем появилось выражение ходить фертом. В переносном смысле оно означает: “быть самодовольным щеголем, держаться с показным ухарством”.

Есть два выражения: ходить гоголем и ходить козырем. Может быть, и они пошли от названия букв? Оказывается, ничего общего с названием букв они не имеют.

Слово гоголь означает определенную породу диких уток. У многих птиц из семейства утиных характерная походка: гоголи на суше выступают важно, вперевалку, с выпяченной грудью и “гордо закинув назад блестящей черно- зеленной головкой”. Вот и выражение ходить гоголем стало означать всякую напыщенную, преисполненную достоинства походку.

А откуда ходить козырем?

На Руси козырь был одним из знаков боярского величия. Он представлял собой высокий воротник, вышитый золотом, серебром и унизанный драгоценными камнями. Козырь прикреплялся к вороту нарядного кафтана и придавал боярам надменный вид. Ходить козырем значит “держать себя важно, высокомерно, с чувством превосходства”.

Основной фонд нашего языка – это исконно русские слова. По подсчетам ученых, они “составляют более 90% слов, употребляющихся в настоящее время в нашем языке”.

Среди исконно русской лексики различают:

  1. общеславянские слова;
  2. древнерусские и
  3. собственно русские слова.

Как известно, слова с противоположным смыслом называются … антонимы. Антонимы употребляются для большей выразительности, для сопоставления и противопоставления.

-Подберите антонимы:

Низкий –

Правая –

Ученье –

Сытый –

Добрый –

Здоровый –

    Черный -

Нашего -

Ложится -

Старые -

Веселые -

Грустно –

Как известно, слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению, называются … омонимы.

- Приведите примеры омонимов.

Омографы – слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению. Определить их точное значение можно только при помощи ударения. Например, мука – мука, пристань – пристань.

- Приведите свои примеры.

Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более 50 фразеологических оборотов. Вот некоторые из них:

  1. Валится из рук – не клеится, не работается
  2. Голыми руками взять – легко одолеть
  3. Дать по рукам – наказать , отучить
  4. Дать руку на отсечение – поручиться
  5. Как без рук – беспомощно
  6. Мастер на все руки – умелец
  7. Подать руку – помочь

Игра “Кто быстрее?” Подберите фразеологизмы к словам:

Нос

Глаза

Ухо

Язык

Нога

Зуб

К фразеологическим выражениям большинство ученых относят пословицы, поговорки, крылатые выражения.

Пословицы и поговорки создавались многими поколениями людей. Они появились еще в то время, когда не было письменности. В течение столетий народ совершенствовал, отшлифовывал художественную силу и выразительность пословиц и поговорок.

Существует много пословиц о книгах. “Кто много читает, том много и знает”, - говорит народная пословица. И это так. Книги рассказывают нам о нашей родине, о лучших ее людях, учат разбираться в них.

Мы читаем книги, которые позволяют нам стать грамотными людьми, а это позволит нам осознанно выбрать профессию, когда мы станем взрослыми людьми.

Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи, много пословиц и о том, что чтение лучшее учение.

- А кто из вас знает на эту тему пословицы?

Игра “Кто быстрее соберет пословицу”.

Конкурс “Гора пословиц”.

- Этот конкурс состоит из двух частей. Вы получите конверт, в котором находятся карточки со словами. По моей команде вы должны будете собрать из этих слов пословицу, поднимаете руки, когда будет готово. Затем нужно прочитать ее хором и объяснить смысл.

- В доме ни одной книжки – плохи у хозяина детишки.

- Выбирая книгу, как выбираешь друга.

- Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.

- Будешь книги читать – будешь все знать.

- Книга книгой, а своим умом двигай.

- Книги читай, а о деле не забывай.

Конкурс “Загадки в пословицах и поговорках”.

- Отгадай загадку по пословицам и поговоркам.:

Добрая пословица не в бровь, а прямо в него бьет.

Они – зеркало души.

У семи нянек дитя без него.

За чужой щекой он не болит.

Дареному коню в них не смотрят.

Ему не прикажешь.

Без него и трава не растет.

Он и железо рвет и на лету птицу бьет.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Что нового вы узнали на уроке?