Музыкально-интеллектуальная игра для детей и родителей

Разделы: Музыка, Внеклассная работа, Работа с родителями


Организация эффективного учебно-воспитательного процесса в любом учебном заведении, неразрывно связана с выстраиванием системы работы с родителями. Наша задача заинтересовать родителей, сделать их партнерами, союзниками, показать им важность дополнительного образования в развитии личности ребенка. В течение нескольких лет на народном отделении нашей школы искусств работает лекторий для родителей, проводятся совместные мероприятия с детьми и родителями. По результатам анкетирования родителей мы выяснили, что именно совместные мероприятия вызывают наибольший интерес со стороны родителей и учащихся. Формы наших мероприятий разнообразны: конференции, “круглые столы”, встречи-концерты, конкурсы, викторины, сказки. Главное условие: принимать активное участие должны все – родители, ученики, преподаватели.

Одно из наших совместных мероприятий было посвящено музыкальной культуре Удмуртии.

Цели и задачи:

  • Привлечение внимания родителей и учащихся к музыкальной культуре республики.
  • Показать значение родного города и школы в развитии культуры Удмуртии.
  • Воспитание чувства патриотизма и гордости за свою малую родину.

Оборудование:

  • Подготовленные на листах ватмана заготовки для кроссвордов и ребусов, фломастеры.
  • Мероприятие проводится в форме интеллектуально-музыкальной игры. Соревнуются 2 смешанные команды (учащиеся и их родители).

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Викторина “Музыкальная культура Удмуртии”.
  2. Кроссворд “Отгадай музыкальный инструмент”.
  3. Музыкальные ребусы.
  4. Конкурс “Угадай мелодию”.
  5. Соревнование “Больше музыкальных слов”.
  6. Конкурс “Спрятавшиеся” ноты”.
  7. Конкурс “Угадай музыкальный инструмент”.
  8. Веселые подвижные игры. 

ВИКТОРИНА “МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА УДМУРТИИ”

Участникам игры предлагаются вопросы и варианты ответов к ним. После того, как команды сдадут свои ответы жюри, ведущий озвучивает вопросы и ответы к ним.

1. Имя великого русского композитора П.И.Чайковского тесно связано с Удмуртией. Кем служил дед Петра Ильича Чайковского?

  1. городничим города Глазова;
  2. начальником Камско-Воткинского завода;
  3. городничим города Сарапула.

2. Где находится старейшая музыкальная школа Удмуртии?

  1. в г. Ижевске;
  2. в г. Сарапуле;
  3. в г. Воткинске.

3. Многие из нас знают и любят авторскую песню. В Удмуртии первая авторская песня появилась:

  1. в 19 веке;
  2. в 60-е гг. 20 века;
  3. совсем недавно.

4. Какой инструмент оркестра русских народных инструментов появился в результате научной ошибки?

  1. баян;
  2. домра;
  3. балалайка.

5. Этот дирижер, по отзывам маститых коллег весьма талантлив, что подтверждают его многочисленные звания: лауреат премии Национального оркестра Дании (1995); лауреат первой премии на конкурсе дирижеров в Италии (1996); лауреат Международного конкурса дирижеров в Польше (1997); лауреат конкурса дирижеров во Франции. Это:

  1. Владимир Спиваков;
  2. Николай Роготнев;
  3. Евгений Светланов.

6. О ком написана опера “Россиянка”?

  1. о Надежде Дуровой;
  2. об Антонине Пальшиной;
  3. о Валентине Терешковой.

Ответы:

1. Дед Петра Ильича, Петр Федорович Чайковский служил городничим г. Глазова, с 1796 по 1818 год, там же и похоронен. Отец композитора Илья Федорович Чайковский служил начальником Камско-Воткинского завода. Городничим города Сарапула служил отец кавалерист-девицы Надежды Андреевны Дуровой, Андрей Васильевич Дуров.

2. Старейшая музыкальная школа республики, ныне детская школа искусств № 1 г. Сарапула ведет свою историю с 1909 года, с организации в городе музыкальных классов Сарапульского отделения Императорского музыкального общества.

3. Первой авторской песней музыковеды считают “Чагыр, чагыр дыдыке”. Автор - Григорий Верещагин (1851-1930 гг.), этнограф и писатель, член Русского географического общества, создатель трудов по этнографии, удостоенных серебряных медалей. Учительствовал в селах Сарапульского уезда, выступал как исполнитель-гитарист. Оставил многочисленные записи преданий, сказок, народных песен, загадок.

4. Домра – инструмент загадочный, некогда очень популярный на Руси, но бесследно исчезнувший. Создатель оркестра народных инструментов В.В.Андреев активно занимался поиском и восстановление старинных народных инструментов: “Я думаю восстановить все инструменты, на которых играл народ государства Московского; к моим балалайкам присоединю я домры, затем восстановлю гусли, жалейку, а также рожки, гудки и ударные…”. В 1895 г., ученик В.В.Андреева студент Мартынов, будучи на практике в Вятской губернии нашел на чердаке дома необычный музыкальный инструмент полусферической формы.

Консилиум, на который был приглашен известный исследователь русской инструментальной музыки А.С.Фаминцын, решил, что это старинная домра. На основе этого инструмента были созданы оркестровые домры разных размеров. Позже исследователи поняли, что ошиблись. Это была балалайка необычной формы.

5. Николай Роготнев – заслуженный деятель искусств Удмуртской республики, художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра Министерства культуры Удмуртской республики.

6. Опера “Россиянка” написана в 1967 году. Автор – Геннадий Корепанов-Камский. Опера рассказывает о подвиге нашей землячки, сарапульчанки Антонины Пальшиной.

КРОССВОРД “ОТГАДАЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ”

Каждой команде предлагается отгадать кроссворд. В каждом кроссворде зашифровано название древнего удмуртского инструмента. После разгадывания кроссвордов участникам игры предлагаются иллюстрации и краткая справка по музыкальным инструментам.

 

Вопросы:

1. Музыкальная форма.

2. Непременный атрибут новогоднего праздника.

3. Фамилия удмуртского композитора.

4. Музыкальный инструмент.

5. Танец.

6. Инструмент народного оркестра.

 

 Вопросы:

1. Внучка п.4.

2. Инструмент оркестра народных инструментов.

3. Музыкально-теоретическая дисциплина.

4. Добрый новогодний дед.

5 Танец.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ РЕБУСЫ

Командам предлагаются для разгадывания музыкальные ребусы.

 1. Задание для первой команды: Отгадайте название первой удмуртской оперы.

 Первая опера, написанная удмуртским композитором называется “Наталь”. Автор – Герман Афанасьевич Корепанов. Премьера оперы состоялась 21 января 1961г. В Удмуртском музыкально-драматическом театре. На премьере оперы присутствовали композиторы Тихон Хренников и Арам Хачатурян. Премьера получила отклики в местной прессе, в московских журналах “Театральная жизнь”, “Музыкальная жизнь”.

 2. Задание для второй команды: В этом ребусе зашифрована фамилия композитора Удмуртии.

 

Николай Михайлович Шабалин – член Союза композиторов России, председатель Союза композиторов Удмуртии (1989-1999), лауреат премии им. Дмитрия Шостаковича. Окончил Ижевское музыкальное училище по классу баяна (преп. В.Дерендяев) и Казанскую государственную консерваторию по классу композиции (проф. А. Луппов).

КОНКУРС “УГАДАЙ МЕЛОДИЮ”

Командам предлагается угадать названия мелодий, исполняемых преподавателями. Исполняются отрывки различных музыкальных произведений: народные песни, классические мелодии, популярная музыка.

СОРЕВНОВАНИЕ “БОЛЬШЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СЛОВ”

Каждая команда поочередно пишет на листе ватмана как можно больше слов имеющих отношение к музыке. Побеждает та команда, которая написала последнее слово.

КОНКУРС “СПРЯТАВШИЕСЯ НОТЫ”

Командам предлагается следующее задание:

Если внимательно прочесть стихотворение Д.Хармса

Несчастная кошка поРЕзала лапу -
СИдит, и ни шагу не может ступить.
СкоРЕй, чтобы вылечить кошкину лапу
Воздушные шарики наДО купить!

то в нем можно обнаружить некоторые спрятавшиеся ноты. Каждой команде предлагается составить предложение, или четверостишие в котором прятались бы как можно больше нот.

КОНКУРС “УГАДАЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ”

От каждой команды выбирается один участник, ему завязываются глаза. Задание: угадать по звучанию музыкальные инструменты, на которых поочередно играют преподаватели школы.

ВЕСЕЛЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

В заключение участникам предлагаются веселые командные игры. Например, из сборника: С. Афанасьев, С. Конорин. Триста творческих конкурсов. – Кострома: Эврика-М, 1999.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев С., Конорин С. Триста творческих конкурсов. – Кострома: Эврика-М, 1999.

2. Голубкова А.Н. Музыкальная культура Удмуртии. – Ижевск, 2004.

3. Попонов В.Б. Русская народная инструментальная музыка. – М., 1984.