Детство. Самые яркие страницы жизни. Самые первые шаги в огромный, красочный мир радости и счастья. И волшебники, которые дарят нам этот мир восторгов, восхищений, удивлений.
Один из таких волшебников — Корней Иванович Чуковский.
31 марта 2007 года исполнилось 125 лет со дня рождения этого известного русского поэта, писателя и переводчика.
Многие, кто любит произведения этого писателя, приняли участие в нашем сетевом проекте “Волшебный мир Корнея Чуковского”, посвященном его жизни и творчеству.
Цель проекта: познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского.
Задачи проекта:
- формирование навыков самостоятельной работы с книгой как источником содержательного и занимательного проведения досуга;
- развитие творческих и коммуникативных способностей, логического мышления и практических навыков работы на компьютере (MS Word, MS PowerPoint).
Участники проекта: – ученики 2-4 классов.
Предметы: литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, информатика.
Этапы и сроки проведения:
- этап – регистрация участников.
- этап – блиц-тур “Литературный тест”.
- этап – викторина по биографии “Великан по имени Чукоша”.
- этап – викторина по творчеству “Сказки дедушки Корнея”.
- этап – конкурс “Угадай-ка”.
- этап – творческий конкурс “Мы рисуем, сочиняем, мы покажем все, что знаем”.
2 этап – блиц-тур “Литературный тест”
Все вопросы – с выбором одного варианта ответа. За каждый правильный ответ – 1 балл.
- Кто говорил волшебные слова: “Кара-барас”?
- Али-Баба.
- Буратино.
- Карабас-Барабас.
- Сказочник.
- Мойдодыр [1].
- На чем или на ком совершил необыкновенное путешествие в Африку доктор Айболит и его друзья?
- На метле.
- На огурце-самолете.
- На корабле.
- На воздушном шаре.
- На поезде [2].
- Кто из литературных героев отправился в Страну Обезьян?
- Айболит.
- Вася Васильчиков.
- Бибигон.
- Крокодил [2].
- Мойдодыр – это кто?
- Умывальник.
- Человек.
- Утюг.
- Лисенок [2].
- Кто такая Матрена Ивановна?
- Обезьяна.
- Слониха.
- Медведица.
- Курица [1].
- Кто заснул в собачьей конуре?
- Пес Барбос.
- Авва.
- Биба.
- Щенок.
- Кто первый устал в пути, убегая от Федоры?
- Блюдца.
- Чайник.
- Корыто.
- Блюдо.
- Утюг.
- Какое отчество у Федоры?
- Ивановна.
- Петровна.
- Васильевна.
- Егоровна.
- Кто в “Путанице” не поменялся?
- Уточки.
- Курочка.
- Заинька.
- Медведь.
- Кошечки.
- Кто поджег синее море?
- Медвежата.
- Поросята.
- Мышата.
- Лисички.
- Рыбы.
- Что папа сорвал с чудо-дерева Маше?
- Гамаши.
- Ботинки.
- Туфельки.
- Чулки.
- Сапожки.
- Где закопала Мура туфельку, когда ей прочитали сказку про “Чудо-дерево”?
- На лугу.
- В лесу.
- В саду.
- На даче.
- В огороде.
- Как звали мальчика, победившего зверей в сказке “Крокодил”?
- Сережа Степанчиков.
- Ваня Васильчиков.
- Саша Савельчиков.
- Денис Димчиков.
- Алеша Андрейчиков.
- На каком животном катались Танечка и Ванечка в стихотворении Чуковского “Бармалей”?
- На слоне.
- На горилле.
- На жирафе.
- На акуле Каракуле.
- На носороге.
В ниже следующих заданиях прочитайте отрывки сказочных произведений. Кого испугались персонажи стихотворений?
- “Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил.
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа”.
- Комара.
- Жука.
- Таракана.
- Крокодила.
- Бармалея [2].
- “Кто, дрожа от страха, спрятался в чулан,
Кто в собачьей будке, кто на чердаке…
Папа схоронился в старом чемодане,
ядя под диваном, тетя в сундуке”.
- Крокодила.
- Комара.
- Зверей.
- Бармалея.
- Таракана [2].
- “А кузнечик, а кузнечик
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток, под мосток и молчок!”
- Комара.
- Паука.
- Бармалея.
- Таракана.
- Мочалку [2].
- “Он вбегает в трамвай,
Все кричат: - Ай – ай - ай! –
И бегом, кувырком, по домам, по углам:
- Помогите! Спасите! Помилуйте!”
- Крокодила.
- Мойдодыра.
- Бармалея.
- Комара.
- Мочалку [2].
- “Милый, милый людоед,
Смилуйся над нами,
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями!”
- Мойдодыра.
- Комара.
- Крокодила.
- Мочалку.
- Бармалея [2].
- “Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица”
- Крокодила.
- Мойдодыра.
- Бармалея.
- Мочалку.
- Комара [2].
3 этап – викторина по биографии писателя “Великан по имени Чукоша”
- Назовите подлинные имя и фамилию Корнея Чуковского. (1 балл)
- Где и когда он родился? (1 балл)
- В каком городе прошли детские годы писателя? В какой автобиографической повести он об этом рассказал? (2 балла)
- Перед вами портрет Чуковского.
- Когда, где и кто из художников его написал? (3 балла)
- Что за надпись сделана на этом портрете? (2 балла)
- Какое отношение имеет этот художник к Чуковскому? (до 3-х баллов в зависимости от полноты ответа)
- Стихи какого русского поэта К. Чуковский собирал, изучал и издавал в течение многих лет? (1 балл)
- Что такое “Чукоккола”? Объясните происхождение этого названия. (2 балла)
- Как называлась первая стихотворная детская сказка К. Чуковского? (1 балл)
- Перечислите сказки, написанные Корнеем Ивановичем в 30-ые годы. (0,5 балла за каждое название)
- Рисунки каких художников чаще всего можно видеть в книгах Чуковского? (1 балл)
- Назовите хотя бы одну сказку К. Чуковского, по которой были написана опера, и композитора. (2 балла)
- Перечислите народные английские детские песенки, переведенные поэтом. (0,5 балла за каждое название)
- Назовите авторов и их детские произведения, которые были переведены К. Чуковским на русский язык. (0,5 балла за каждое название)
- Эта книга при жизни Чуковского переиздавалась двадцать один раз! Настолько важной и нужной оказалась она для ученых – педагогов, психологов, лингвистов, литературоведов. Что это за книга? (1 балл)
- В каком подмосковном поселке жил и работал писатель большую часть своей жизни? Какие детские праздники Чуковский проводил там каждое лето? (2 балла)
- Посмотрите на фотографию Корнея Ивановича. Его одежда свидетельствует о присвоении ему почетного звания. Что это за звание, когда, кем и в связи с чем оно присвоено? (4 балла)
Рисунок1
Когда и при каких обстоятельствах она появилась? (2 балла)
Рисунок2
4 этап – викторина по творчеству” писателя “Сказки дедушки Корнея”
1 блок. “Путаница”
В названиях произведений К. Чуковского перепутали одну из букв. Каковы правильные названия этих произведений? (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
- “Гадость”.
- “Кармалей”.
- “Козауси и Мауси”.
- Крашеное солнце”.
- “Куница”.
- “Мокдодыр”.
- “Муза Цокотуха”.
- “Пил на свете человек”.
- “Федорино море”.
- “Худо-дерево” [1].
2 блок. “От 2 до 5”
Словом “речения” Чуковский называет высказывания, говор малышей. Все услышанные писателем “речения” живут в его книге “От 2 до 5”.
2.1. Попробуйте отгадать: что это и почему так
говорят малыши?(по 1 баллу за каждый
правильный ответ)
Колоток.
2.2. А теперь попробуйте отгадать
“речения”-загадки, придуманные вчерашними
детьми(по 1 баллу за каждый правильный ответ):
Две ноги в одну штанину.
карандашом стучительный [3].
3 блок. “Знаешь ли ты…”(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
3.1. В какой сказке действует больше всего предметов?
3.2. В какой сказке звери самые трусливые?
3.3. Чем болели страусята в стихотворной сказке “Айболит”?
3.4. Какое лекарство прописал аптекарь Бегемот Крокодилу?
3.5. У Чуковского есть стихотворение “Ежики смеются”. А над чем они смеются?
3.6. Кто такая Цинцинелла?
3.7. Чей хвост пришил медведю Айболит в сказке “Топтыгин и Лиса”?
3.8. Чем Крокодил тушил синее море?
3.9. Кто победил злодея в сказке “Тараканище”?
3.10. Что написал барашек в стихотворении “Бебека”?
3.11.“Бедный Федотка – сиротка,
Плачет несчастный Федотка…”
А почему он плачет?
4 блок. “Разгадай ребус”
Разгадав ребусы, назовите героев сказок Чуковского (по 2 балла за каждый правильный ответ).
Ребус 1 (Рисунок3) |
Ребус 2 (Рисунок4) |
Ребус 3 (Рисунок5) |
Ребус 4 (Рисунок6) |
Ребус 5 (Рисунок7) |
Ребус 6 (Рисунок8) |
5 блок. “Расставь по порядку”
Перед вами иллюстрации к одной из сказок Корнея Чуковского.
5.1. Что это за сказка? (1 балл за правильный ответ)
5.2. Укажите правильный порядок расположения картинок, перечислив их номера (1 балл за правильный ответ).
5.3. К каждой иллюстрации подберите соответствующую цитату из текста (сами картинки в ваши ответы включать не надо: укажите только порядковый номер иллюстрации и соответствующую ей цитату). (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Рисунок9 |
Рисунок10 |
Рисунок11 |
Рисунок12 |
Рисунок13 |
Рисунок14 |
Рисунок15 |
Рисунок16 |
Рисунок17 |
Рисунок18 |
Рисунок19 |
Рисунок20 |
Рисунок21 |
5 этап – конкурс “Угадай-ка”
В презентации на слайдах №2, №3, №4 представлены в виде мозаики три иллюстрации к произведениям Корнея Чуковского.
Рисунок22
Рисунок23
Рисунок24
Вам нужно:
- Открыв присланный файл в приложении PowerPoint, собрать мозаику в режиме редактирования, используя только метод Drag-and-Drop (“Перетащи и брось”). Никаких других преобразований делать не надо.
- Угадать названия произведений К. Чуковского и записать их на слайде №1. (Не забудьте на этом слайде записать данные о своей команде).
- Сохранить файл на диске.
Критерии оценивания за каждую мозаику:
- Название сказки – 1 балл.
- Правильность сборки (порядок) – 4 балла.
- Качество сборки (аккуратность) – 2 балла.
6 этап – творческий конкурс
“Мы рисуем, сочиняем, мы покажем все, что знаем”
1 конкурс “Мы рисуем”
Дорогие друзья! Вы познакомились с биографией и творчеством замечательного писателя-сказочника Корнея Ивановича Чуковского. Этот добрый, веселый, трудолюбивый человек подарил людям много радостных встреч с героями своих книг. Кто не знает его произведений “Федорино горе”, “Айболит”, “Тараканище”, “Муха-цокотуха” и других замечательных сказок, стихов, песенок!
Но среди этих произведений есть и малоизвестные для широкого круга читателей. Знаете ли вы стихотворение “Муха в бане”? Слышали ли вы про “Сказку о царевне Ясносвете”? Читали ли вы обращение “Прапраправнукам”?
Нет? Тогда в путь. Но условие: взять самые яркие краски и карандаши.
Поможем дедушке Корнею. Он — текст, а мы — иллюстрации.
Мы предлагаем вам проиллюстрировать в соответствии с развитием сюжета одно (по вашему выбору) из этих произведений (Приложение1).
Требования к выполнению графических работ
- Работа должна состоять из нескольких рисунков-иллюстраций, выполненных на отдельных листах и пронумерованных в соответствии с развитием сюжета выбранного произведения.
- Размер листа – формат А-4.
- Количество листов в одной работе не более 10.
- Материал и техника исполнения – любые.
- На обратной стороне рисунка указать сведения о себе и работе.
Критерии оценивания графических работ
- Полнота раскрытия темы произведения – максимально 5 баллов.
- Оригинальность художественного замысла – максимально 5 баллов.
- Эстетика выполнения и оформления работы – максимально 5 баллов.
2 конкурс “Мы сочиняем”
Стихи “дедушки Корнея” входят в жизнь ребенка как добрые, веселые, а иногда и насмешливые друзья. Стихи смеются и плачут вместе с ним. И вместе с ним растут, открывая ребенку громадный мир вещей и звуков, красок и света, мир человеческих чувств и размышлений.
Сколько страниц волшебного мира Чуковского ожило, заиграло, порадовало нас, читателей!
А если попробовать самим стихи сочинить?
Пусть не стихи, а хотя бы буриме на рифмы Чуковского из его знаменитого “Айболита”:
бегом – огоньком,
сосной – расписной.
Для справки. Буриме – это стихотворение, составленное на заданные рифмы.
Например, даны рифмы:
гуляло – забежало,
окно – темно.
А вот стихи К. Чуковского с этими же рифмами:
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
Критерии оценивания работ
- Навыки грамотного письма – максимально 2 балла.
- Образность мышления и художественный вкус – максимально 5 баллов.
Список использованной литературы
- И. Г. Сухин. Литературные викторины для маленьких читателей. М.: Айрис Пресс Рольф, 2001.
- И. Г. Сухин. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. М.:Новая Школа, 1994.
- К. И. Чуковский. От двух до пяти. М.: Детская литература, 1981.