Цели урока:
- Ознакомить уч-ся с традиционными нательными ювелирными украшениями казанских татар;
- Научить ребят изготовлять их из бумажной массы и применять их в практике;
Задачи урока:
- Рассказать об истории возникновении ювелирных украшений казанских татар;
- Рассказать о технике “папье-маше” для изготовления ювелирных украшений;
- Рассказать о цвете в татарских национальных узорах;
- Научить расписывать татарскими национальными узорами ювелирные изделия.
- Развивать у учащихся познавательный интерес, любовь к природе.
Тип урока: Комбинированный-демонстративный.
Материалы и оборудования:
для учащихся:
- бумага,
- клей,
- ножницы,
- гуашь,
- кисти.
для учителя:
- наглядные пособия ювелирных украшений,
- ювелирные изделия из бумаги (детские работы),
- трафареты ювелирных украшений,
- наглядности тат.нац. узоров,
- доска,
- гуашь,
- бумага.
Муз. произведения: Музыка с татарскими национальными мелодиями.
Литература:
- Поделки, Папье-маше. Москва “Расмэн” 1996 г.
- Декоративно-прикладное искусство казанских татар. М., Сов. Худ-к – 1990 г. (Валеева-Сулейманова, Шагеева Р.Г.).
1. Ознакомление с темой урока.
Сегодня мы поговорим о ювелирных украшениях.
Ювелирные украшения относятся к виду декоративно-прикладного искусства.Что вообще из себя представляют ювелирные украшения художественных изделий из золота, серебра, платины и некоторых цветных металлов, украшенные драгоценными поделочными камнями, которые относятся к произведениям ювелирного искусства?
Благородные металлы, особенно золото, обладают красивым, нетускнеющим блеском и веками сохраняют свою первозданную красоту.
Мировую известность приобрели изысканные, расцвеченные самоцветами филигранные изделия ювелиров. Веками складывались и совершенствовались традиции ювелирного ремесла. Татарские ювелиры в совершенстве развили и подняли на небывалую высоту искусство изящной ажурной скани.
В арсенал технических средств татарских ювелиров входили такие:
- чернение по серебру (“Каралту”).
- гравировка (“Цеплау”),
- глубокая и плоская чеканка (“Тойма),
- штамповка (басма).
- инкрустация драгоценными металлами (корлау)
- гравировка на самоцветах и искусство огранки камней (уеп таш Ки су).
- шитье (кыю).
Шедеврами татарского ювелирного искусства являются золотые и серебряные височные подвески с фигурной уточки в центре. Они выходят к простейшим височным подвескам в форме кольца, на которое надевались две, три желудеобразные бусины, отделанные с зернью и сканью. В уникальных образах в центре таких височных колец располагалась фигурка сканой золотой уточки, которая держала в клюве горошину зерни. Ее крылья, шея и грудь целиком покрытые тонкой сканной веревочкой, а орнамент на подвесках и бусинах составлен из пирамидок зерни. Образ уточки, держащей в полураскрытом клюве комочек земли связан со старинной легендой казанских татар, согласно которой земля создана уточкой, плававшей в необъятном океане.
Ювелирные промыслы, в котором мастера работали,сосредоточены были в основном в селах Арского, Сабинского, Лаишевского, Мамадышского районов и в самой Казани.
Оригинальные произведения татарских мастеров ХVШ-ХIХ веков представлены в многочисленных собраниях ювелирных украшений музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы и других городах, а также в зарубежных коллекциях и, конечно же хранятся в них как реликвии.
Из поколения в поколения передавались секреты мастерства и инструментарий ювелиров.
Ювелирным мастерством занимались не только мужчины, но женщины, работавшие в селах и в Казани - в Татарской слободе, где были расположены кварталы с мастерскими ювелиров. Отдельные формы украшений, в основном выполнявшие роль оберегов (о чем свидетельствуют сделанные на них охранительные надписи), способствовали особой тщательности в обработке.
Неповторимые самобытность декоративных образов в украшениях создается тончайшим рисунком и изяществом. Художественная выразительность непосредственно связана с материалом (серебро, золото), изящной конструктивной формой украшения и особым набором драгоценных камней (бирюза, рубины,) алмазы, гранаты, аметисты, горный хрусталь, сердолики), которые имели определенное символика магическое значение и метафорически образный смысл.
Ювелирные изделия, ажурные чулпы, серьги с плоским щитком, звеньевые браслеты, перстни, гравированные и чеканенные широкие пластинчатые браслеты, перстни, кольца и литые украшения, подражающие сканым- все они делались из серебра и были распространены не только у поволжских татар,но и у других народов- башкир, чувашей, русских, в Средней Азии, Казахстане, Сибири.
“Нательные украшения” на протяжении веков оставались неизменными:
- серьги (алка),
- ожерелья (муенса),
- накосники (чулпа),
- браслеты (белэзек),
- перстни (йозек),
- кольца (балдак),
Серьги имели грушевидную или сердце-образную форму щитка со скаными подвесками, инкрустированными, как щиток, самоцветами.
К традиционным и древним видам женских украшений принадлежат накосники (чулпы). Их носили с детских лет и до преклонного возраста.
Они вплетались отдельно в обе косы, располагаясь, как правило намного ниже талии. Такие существовали и двухъярусные или трехъярусные накосники (чулпы с коромысликами), которые прикреплялись к двум косам и носились состоятельными татарочками.
Среди дорогих сканых браслетов (белязек) встречаются образцы из серебра или же из сплава золота и серебра тонкой филигранной работы. Наиболее старинные браслеты составлены из отдельных блях звеньев, соединенные между собой затворами. Они богато украшались самоцветами, вокруг которых группировались орнаменты сканных узоров.
Разнообразны формы Миниатюрных и массивных колец и перстней, украшенных филигранным узором. Самоцветы вставлялись в маток круглой, овальной, или квадратной формы. Также комплекс традиционных украшений дополнялся скаными штампованными пуговицами, миниатюрными серебряными колокольчиками, скаными брошами и ожерельями.
Со второй половины Х!Х века из за жесткой конкуренции со стороны серийной продукции фабричного производства и потребности рынка дорогостоящие уникальные украшения начинают исчезать, а к началу ХХ века многие традиционные их аиды, входившие в комплекс национальной среды, исчезают совсем, так как с начале ХХ века и само прославленное ювелирное ремесло казанских Татр начинает постоянно угасать Лишь в деревнях Заказанье- Кыллар, Миндюш вплоть до 1940-1950 гг. продолжали создавать несложные украшения: перстни серьги, браслеты.
В наши дни известны имена отдельных народных мастеров-ювелиров – Х. Ганиева, Ф. Хисамова, Е. Банакина, Ж. Зерзизова из Казани. В русле нацональных традиций работают профессиональные художники С. Шакурова, Ковалевские, С. Коробцов и другие, возрождающие старинные технологии и формы татарских украшений, принося в них современные и продукции.
Приемы работы из папье-маше.
Папье-маше по-французски - жеваная бумага. Оно делается из старых газет и клея. Есть два основных способа: наклеивания бумаги слоями (маширование) или лепка из бумажной массы.. Большинство изделий делается легко, но нужно много времени для сушки. Потому до окончательной отделки проходит несколько дней.
2. Практическая работа.
Приемы маширования (приемы последовательности на доске)
1. Нарезаем или рвем бумагу кусочками, рваные края удобнее при отделке;
Смазываем часть кусочков клеем и наносим широкой кистью;
Смазываем кусочки бумаги и накладываем на форму пальцами;
Делаем столько слоев, сколько считаем нужным.
2. Бумажная масса.
Масса - это размоченная бумага, смешанная с клеем до густоты мягкой глины.
Изделие из массы лепим пальцами или инструментами.
Лепить нужно тонкими слоями, высушивая каждый слой.
3. Приемы лепки из массы (таблицы с последовательностью на доске)
Используем форму. Формой может служить трафареты различных украшений, т.е. серьги, накосники, брошки.
Лепим пальцами, лепить нужно тонкими слоями, промазываем иногда клеем и высушиваем.
Чтобы слепить ожерелье или браслеты округлой или овальной формы мы применяем следующий способ: - берем массу и скатываем в шарики или колбаски, прокалываем спицей, для того чтобы осталось отверстие для вдевания нитки.
Сушить изделие нужно при комнатной температуре.
При нагревании в духовки или на батарее они сохнут неравномерно и могут потрескаться.
Для сушки разложить их на полиэтиленовой пленке.
4. После того как просушили изделие мы готовимся к грунтовке.
Грунтовка – это подготовка к окраске, изделия грунтуем белой водоэмульсионной краской. (кисти № 5,7).
- Потом используем фон для изделия, на котором будут располагаться узоры. (кисти № 3,2).
- Фон делается из массы: краска водоэмульсии с гуашью. (№5)
- Потом как сделаем роспись, просыхает изделие и покрываем лаком.
Лак придает изделию красивый глянцевый слой.
5. Цвет для татарской национальной росписи, просматриваем все варианты узоры в ювелирных украшениях и выбираем для себя цветовою гамму.
Изображение узоров показываем на доске, которые учащиеся могут передать в своих работах.
3. Для закрепления занятия разгадаем кроссворд.
1. Что входит в арсенал технических средств татарских ювелиров. (гравировка).
2. Как называется ювелирное украшение, которое одевают на пальцы, имеющие самоцветы округлой или овальной формы (перстень, кольцо).
3. Что носят татарки с детских лет и до преклонного возраста, вплетая в косы (накосник).
4. Что надевают на руки составленные из отдельных блях, звеньев, соединенных между собой затворами. (браслет).
5. Какие изделия имеют грушевидную или сердцеобразную форму щитка со скаными подвесками и одевали на уши татарки (серьги)
6. Какие изделия составляют комплекса штампованных пуговиц, миниатюрных серебряных колокольчиков, различных округлых форм замыкающих на шее.
7. Техника ажурного искусства (ожерелье) исполнения ажурная изделия (скань) филигрань).
4. Итог.
Молодцы ребята, все справились с целью нашего урока: научились изготовлять ювелирные изделия из папье-маше и расписывать их татарскими национальными узорами.