Цель урока: проверить степень усвоения знаний детьми по теме “Части света, материки и океаны”.
Оборудование: дополнительный материал, жребий, сундук с письмом, 4 корабля, карта путешествия (приложение1), 24 стрелочки, 4 карточки с изображением шторма, 4 карточки с кроссвордом, 4 карточки с контурной картой.
Обобщающий урок проходит в форме урок-игра “Искатели сокровищ”
Подготовительная работа:
Дети: делятся на 4 команды, каждая команда выбирает капитана, рисует свой корабль и даёт ему название, это и будет название команды; читают дополнительную литературу по теме, готовят сообщение , готовят по 5 вопросов по теме.
Учитель: готовит карту, на середине которой находится остров сокровищ. Карта разделена на 4 равных поля, каждое поле разделено на 15 клеточек (вокруг острова клеточки -15 баллов, остальные баллы распределяются по усмотрению учителя, 5 клеточек). Каждая клеточка имеет определённое количество баллов. (Приложение 1)
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Объяснение правила.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие. Будем искать сокровища. Ни одно путешествие не бывает лёгким. Нас ждут с вами приключения. Для этого вы уже разделились на команды, дали названия своим кораблям и выбрали капитанов.
С разных сторон света 4 корабля (перечислить) отправятся в путь. Дети сами выбирают с какого угла поля они начнут игру.
Внимание правило: за 6 ходов вы должны дойти до острова и набрать как можно больше очков, по диагонали ходить нельзя. Капитаны друг за другом выбирают определённое количество баллов, получают задания и готовят ответ. Если команда отвечает правильно на вопрос, получает плюс балл, но если команда не может ответить на вопрос – минус данное количество баллов, а плюс получает та команда, которая даёт правильный ответ.
Чтобы определить, кто будет ходить первым, проведём блиц-опрос. Команда сразу должна дать ответ, без обдумывания. Кто больше наберёт баллов, отправится в путь первым. Если количество баллов будет равно, то тянете жребий.
III. Ход игры.
1. Блиц-опрос.
Команда 1.
1. Какие 2 материка находятся в одной части света?
- Какой океан омывает только два материка?
- Какой океан разделяет Африку и Америку?
- На каком материке мы живём?
- Высочайшие горы России?
Команда 2.
- Море между Европой и Азией.
- Море между Африкой и Азией.
- Остров на юге-востоке Африки.
- Величайшая река мира.
- Горы между Европой и Азией.
Команда 3.
- Проточные водоёмы с истоком и устьем – это …
- Ровная или слабо холмистая поверхность суши – это …
- Суша, окружённая водой с трёх сторон – это …
- Части океанов – это …
- Приподнятые участки суши, образуемые под действием подземных сил – это …
Команда 4.
- Самая длинная река Африки.
- Горы в центре Западной Европы.
- Крупнейшее озеро мира.
- Какой океан омывает все материки, кроме Африки?
- Какой материк находится к югу от Австралии?
После блиц-опроса заполняется таблица результатов, которая находится тоже на доске.
В таблицу заносятся результаты блиц-опроса, прикрепляются названия команд. Команды по очереди начинают игру.
IV.
Команда выбирает на своём поле клеточку с определённым количеством очков. Если команда даёт правильный ответ, то на это место прикрепляется стрелочка.
На 5 баллов “Вопросы по теме” задают дети
На 20 баллов. “Кот в мешке”
Кроссворд (Приложение 2)
На 20 баллов Дополнительные сведения.
1-2 человека от команды выступают с дополнительными сведениями по теме, остальные команды слушают, далее учителем задаётся вопрос по данному выступлению и той команде, которая отвечает первая на заданный вопрос приплюсовывается дополнительные 20 баллов.
На 15 баллов вокруг острова “Шторм”
Одна команда открывает эту карточку, все попадают в шторм. Все команды получают контурную карту (Приложение 3), где нужно подписать материки и океаны.
Во время шторма всех выбрасывает на берег.
V.
Подсчитываются баллы.У кого больше всех баллов, та команда и открывает сундук.
В сундуке свиток с печатью, на ней задание “Заполни пропуски”
“Мы живём на планете … . На материке …, который находится в … полушарии. И окружён … океанами.
Наш город расположен на … равнине. По которой протекают реки …, которые берут своё начало в … горах.”
VI. Итог урока
– Интересно вам было сегодня на уроке?
– Что вам понравилось?
– Какие были у вас трудности?
– Что вам давалось легче всего?
– Чьи вопросы вам показались интересными? Почему?