Урок по химии "Химические свойства кислот, оснований, солей в свете теории электролической диссоциации", 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цель урока:

  • на основе экспериментальных опытов закрепить знания о свойствах кислот, оснований, солей в свете ТЭД.
  • продолжить формировать навыки самостоятельной работы.

Задачи урока:

  1. На примере серной кислоты рассмотреть общие свойства кислот.
  2. На примере гидроксида кальция рассмотреть свойства оснований
  3. Повысить технику химического эксперимента учащихся (закрепить умения проводить химический эксперимент)
  4. Выявить способность применения опорных знаний.
  5. Повторить правила решения задач на определение массовой доли химического элемента в соединении.

Оснащение урока: “Карта химического путешествия”, индикаторы: лакмус, фенолфталеин; растворы H2SO4, KOH, BaCl2, H2O, FeSO4 и др.

Учитель: Ребята, сегодня вы парами отправитесь в химическое путешествие по странам “Кислоты”, “Основания”, “Соли”. Цель вашего путешествия – не только ближе познакомиться с “Обитателями” этих стран, но и найти “клад”.

Прежде чем отправиться в путь, вам нужно вспомнить правила безопасного поведения в кабинете химии. Повторите их пожалуйста по инструкции “Правила безопасного поведения в кабинете химии”, которые на ваших столах.

Повторив правила, мы можем отправиться в путешествие. У вас на столах лежат “Маршруты”, в которых указаны основные “пункты” вашего путешествия и вынужденные остановки.

Итоговый контроль:

1 этап - 4 балла
2 этап - 3 балла
3 этап - 4 балла
4 этап - 4 балла
5 этап - 5 баллов
6 этап - 7 баллов
7 этап - 8 баллов

ИТОГО 35 баллов

Оценочная шкала:

33-35 баллов - “5”
33-28 баллов - “4”
28-20 баллов - “3”

Ниже оценки нет!

Маршрут № 1

1 этап

Заполните пробелы в предложении: 1 моль серной кислоты содержит:

……… моль атомов S
……… моль атомов Н
……… моль атомов О.

2 этап

Определите степень окисления химических элементов в кислоте: H2?S?O4?

3 этап

Даны три пробирки с растворами, где побывал лакмус. Определите, где была кислота? Испытайте сами действие индикатора на кислоту.

4 этап

Объясните, почему изменился цвет индикатора?

Напишите уравнения ступенчатой диссоциации серной кислоты.

5 этап

Как избавиться от этого надоедливого лакмуса? Помогите кислоте с помощью реактивов, которые у вас есть. Запишите уравнение реакции такой “экстренной помощи”, назовите тип этой реакции.

6 этап

На этом этапе вам нужно доказать, что вы действительно имеете дело с серной кислотой

  • С помощью имеющихся реактивов проделайте качественную реакцию на её анион.
  • Напишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде в своих “Путевых заметках”

7 этап

Вы близки к цели!

  • Составьте из следующих ионов SO42-, Na+, Ba2+, Fe3+ соответствующие соли
  • Вычислите массовую долю серы в процентах. Найдите, в какой из этих солей больше всего содержится серы?
  • Правильный ответ и есть “клад”!

Как вы думаете, чем характеризуется ваш клад:

  • Важностью вещества, которое мы сегодня нашли
  • Набранными вами баллами и “оценкой”
  • Знаниями и умениями, которые вы сегодня приобрели?

Маршрут № 2

1 этап

Заполните пробелы в предложении: 1 моль гидроксида калия содержит:

……… моль атомов калия
……… моль атомов кислорода
……… моль атомов водорода.

2 этап

Определите степень окисления химических элементов в гидроксиде калия: К?O?H?

3 этап

Даны три пробирки с растворами, где побывал фенолфталеин. Определите, где был гидроксид калия? Испытайте сами действие индикатора на основание.

 

4 этап

Объясните, почему изменился цвет индикатора?

Напишите уравнение диссоциации гидроксида калия.

5 этап

Как избавиться от фенолфталеина? Помогите основанию с помощью реактивов, которые у вас есть. Запишите уравнение реакции такой “экстренной помощи”, назовите тип этой реакции.

6 этап

На этом этапе вам нужно доказать, что вы действительно имеете дело с соляной кислотой

  • С помощью имеющихся реактивов проделайте качественную реакцию на её анион.
  • Напишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде в своих “Путевых заметках”

7 этап

Вы близки к цели!

  • Составьте из следующих ионов SO42-, К+, СО32-, РО43- соответствующие соли
  • Вычислите массовую долю натрия в процентах. Найдите, в какой из этих солей больше всего содержится калия?
  • Правильный ответ и есть “клад”!

Как вы думаете, чем характеризуется ваш клад:

  • Важностью вещества, которое мы сегодня нашли
  • Набранными вами баллами и “оценкой”
  • Знаниями и умениями, которые вы сегодня приобрели?

Маршрут № 3

1 этап

Заполните пробелы в предложении: 1 моль хлорида бария содержит:

……… моль атомов бария
……… моль атомов хлора

2 этап

Определите степень окисления химических элементов в гидроксиде калия: Ba?Cl2?

3 этап

Даны три пробирки с растворами, где побывал фенолфталеин. Определите, где был хлорид бария? Испытайте сами действие индикатора на основание.

4 этап

Объясните, почему не изменился цвет индикатора?

Напишите уравнение диссоциации хлорида бария.

5 этап

Помогите соли определить из каких реактивов она образовалась, используя реактивы, которые у вас есть. Запишите уравнение реакции такой “экстренной помощи”, назовите тип этой реакции.

6 этап

На этом этапе вам нужно доказать, что вы действительно имеете дело с серной кислотой

  • С помощью имеющихся реактивов проделайте качественную реакцию на её анион.
  • Напишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде в своих “Путевых заметках”

7 этап

Вы близки к цели!

  • Составьте из следующих ионов SO42-, Ва2+, СО32-, РО43- соответствующие соли
  • Вычислите массовую долю натрия в процентах. Найдите, в какой из этих солей больше всего содержится бария?
  • Правильный ответ и есть “клад”!

Как вы думаете, чем характеризуется ваш клад:

  • Важностью вещества, которое мы сегодня нашли
  • Набранными вами баллами и “оценкой”
  • Знаниями и умениями, которые вы сегодня приобрели?

Маршрут № 4

1 этап

Заполните пробелы в предложении: 1 моль соляной кислоты содержит:

……… моль атомов Cl
……… моль атомов Н

2 этап

Определите степень окисления химических элементов в серной кислоте: H? Cl?

3 этап

Даны три пробирки с растворами, где побывал лакмус. Определите, где была кислота? Испытайте сами действие индикатора на кислоту.

4 этап

Объясните, почему изменился цвет индикатора?

Напишите уравнения ступенчатой диссоциации соляной кислоты.

5 этап

Как избавиться от этого надоедливого лакмуса? Помогите кислоте с помощью реактивов, которые у вас есть. Запишите уравнение реакции такой “экстренной помощи”, назовите тип этой реакции.

6 этап

На этом этапе вам нужно доказать, что вы действительно имеете дело с соляной кислотой

  • С помощью имеющихся реактивов проделайте качественную реакцию на её анион.
  • Напишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде в своих “Путевых заметках”

7 этап

Вы близки к цели!

  • Составьте из следующих ионов Cl -, Na+, Ba2+, Fe3+ соответствующие соли
  • Вычислите массовую долю серы в процентах. Найдите, в какой из этих солей больше всего содержится хлора?
  • Правильный ответ и есть “клад”!

Как вы думаете, чем характеризуется ваш клад:

  • Важностью вещества, которое мы сегодня нашли
  • Набранными вами баллами и “оценкой”
  • Знаниями и умениями, которые вы сегодня приобрели?

Маршрут № 5

1 этап

Заполните пробелы в предложении: 1 моль гидроксида натрия содержит:

……… моль атомов натрия
……… моль атомов кислорода
……… моль атомов водорода.

2 этап

Определите степень окисления химических элементов в гидроксиде калия: Na?O?H?

3 этап

Даны три пробирки с растворами, где побывал фенолфталеин. Определите, где был гидроксид натрия? Испытайте сами действие индикатора на основание.

4 этап

Объясните, почему изменился цвет индикатора?

Напишите уравнение диссоциации гидроксида натрия.

5 этап

Как избавиться от фенолфталеина? Помогите основанию с помощью реактивов, которые у вас есть. Запишите уравнение реакции такой “экстренной помощи”, назовите тип этой реакции.

6 этап

На этом этапе вам нужно доказать, что вы действительно имеете дело с серной кислотой

  • С помощью имеющихся реактивов проделайте качественную реакцию на её анион.
  • Напишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде в своих “Путевых заметках”

7 этап

Вы близки к цели!

  • Составьте из следующих ионов SO42-, Na +, СО32-, РО43- соответствующие соли
  • Вычислите массовую долю натрия в процентах. Найдите, в какой из этих солей больше всего содержится натрия?
  • Правильный ответ и есть “клад”!

Как вы думаете, чем характеризуется ваш клад:

  • Важностью вещества, которое мы сегодня нашли
  • Набранными вами баллами и “оценкой”
  • Знаниями и умениями, которые вы сегодня приобрели?

Маршрут № 6

1 этап

Заполните пробелы в предложении: 1 моль нитрата натрия содержит:

……… моль атомов натрия
……… моль атомов азота
……… моль атомов кислорода

2 этап

Определите степень окисления химических элементов в гидроксиде калия: Na? N? O3 ?

3 этап

Даны три пробирки с растворами, где побывал фенолфталеин. Определите, где был нитрат натрия? Испытайте сами действие индикатора на основание.

 

4 этап

Объясните, почему не изменился цвет индикатора?

Напишите уравнение диссоциации нитрата натрия.

5 этап

Помогите соли определить, из каких реактивов она образовалась, используя реактивы, которые у вас есть. Запишите уравнение реакции такой “экстренной помощи”, назовите тип этой реакции.

6 этап

На этом этапе вам нужно доказать, что вы действительно имеете дело с серной кислотой

  • С помощью имеющихся реактивов проделайте качественную реакцию на её анион.
  • Напишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде в своих “Путевых заметках”

7 этап

Вы близки к цели!

  • Составьте из следующих ионов SO42-, Nа+, СО32-, РО43- соответствующие соли
  • Вычислите массовую долю натрия в процентах. Найдите, в какой из этих солей больше всего содержится натрия?
  • Правильный ответ и есть “клад”!

Как вы думаете, чем характеризуется ваш клад:

  • Важностью вещества, которое мы сегодня нашли
  • Набранными вами баллами и “оценкой”
  • Знаниями и умениями, которые вы сегодня приобрели?