Цель урока:
- на основе экспериментальных опытов закрепить знания о свойствах кислот, оснований, солей в свете ТЭД.
- продолжить формировать навыки самостоятельной работы.
Задачи урока:
- На примере серной кислоты рассмотреть общие свойства кислот.
- На примере гидроксида кальция рассмотреть свойства оснований
- Повысить технику химического эксперимента учащихся (закрепить умения проводить химический эксперимент)
- Выявить способность применения опорных знаний.
- Повторить правила решения задач на определение массовой доли химического элемента в соединении.
Оснащение урока: “Карта химического путешествия”, индикаторы: лакмус, фенолфталеин; растворы H2SO4, KOH, BaCl2, H2O, FeSO4 и др.
Учитель: Ребята, сегодня вы парами отправитесь в химическое путешествие по странам “Кислоты”, “Основания”, “Соли”. Цель вашего путешествия – не только ближе познакомиться с “Обитателями” этих стран, но и найти “клад”.
Прежде чем отправиться в путь, вам нужно вспомнить правила безопасного поведения в кабинете химии. Повторите их пожалуйста по инструкции “Правила безопасного поведения в кабинете химии”, которые на ваших столах.
Повторив правила, мы можем отправиться в путешествие. У вас на столах лежат “Маршруты”, в которых указаны основные “пункты” вашего путешествия и вынужденные остановки.
Итоговый контроль:
1 этап - 4 балла
2 этап - 3 балла
3 этап - 4 балла
4 этап - 4 балла
5 этап - 5 баллов
6 этап - 7 баллов
7 этап - 8 баллов
ИТОГО 35 баллов
Оценочная шкала:
33-35 баллов - “5”
33-28 баллов - “4”
28-20 баллов - “3”
Ниже оценки нет!
Маршрут № 1
1 этап
Заполните пробелы в предложении: 1 моль серной кислоты содержит:
……… моль атомов S
……… моль атомов Н
……… моль атомов О.
2 этап
Определите степень окисления химических элементов в кислоте: H2?S?O4?
3 этап
Даны три пробирки с растворами, где побывал лакмус. Определите, где была кислота? Испытайте сами действие индикатора на кислоту.
4 этап
Объясните, почему изменился цвет индикатора?
Напишите уравнения ступенчатой диссоциации серной кислоты.
5 этап
Как избавиться от этого надоедливого лакмуса? Помогите кислоте с помощью реактивов, которые у вас есть. Запишите уравнение реакции такой “экстренной помощи”, назовите тип этой реакции.
6 этап
На этом этапе вам нужно доказать, что вы действительно имеете дело с серной кислотой
- С помощью имеющихся реактивов проделайте качественную реакцию на её анион.
- Напишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде в своих “Путевых заметках”
7 этап
Вы близки к цели!
- Составьте из следующих ионов SO42-, Na+, Ba2+, Fe3+ соответствующие соли
- Вычислите массовую долю серы в процентах. Найдите, в какой из этих солей больше всего содержится серы?
- Правильный ответ и есть “клад”!
Как вы думаете, чем характеризуется ваш клад:
- Важностью вещества, которое мы сегодня нашли
- Набранными вами баллами и “оценкой”
- Знаниями и умениями, которые вы сегодня приобрели?
Маршрут № 2
1 этап
Заполните пробелы в предложении: 1 моль гидроксида калия содержит:
……… моль атомов калия
……… моль атомов кислорода
……… моль атомов водорода.
2 этап
Определите степень окисления химических элементов в гидроксиде калия: К?O?H?
3 этап
Даны три пробирки с растворами, где побывал фенолфталеин. Определите, где был гидроксид калия? Испытайте сами действие индикатора на основание.
4 этап
Объясните, почему изменился цвет индикатора?
Напишите уравнение диссоциации гидроксида калия.
5 этап
Как избавиться от фенолфталеина? Помогите основанию с помощью реактивов, которые у вас есть. Запишите уравнение реакции такой “экстренной помощи”, назовите тип этой реакции.
6 этап
На этом этапе вам нужно доказать, что вы действительно имеете дело с соляной кислотой
- С помощью имеющихся реактивов проделайте качественную реакцию на её анион.
- Напишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде в своих “Путевых заметках”
7 этап
Вы близки к цели!
- Составьте из следующих ионов SO42-, К+, СО32-, РО43- соответствующие соли
- Вычислите массовую долю натрия в процентах. Найдите, в какой из этих солей больше всего содержится калия?
- Правильный ответ и есть “клад”!
Как вы думаете, чем характеризуется ваш клад:
- Важностью вещества, которое мы сегодня нашли
- Набранными вами баллами и “оценкой”
- Знаниями и умениями, которые вы сегодня приобрели?
Маршрут № 3
1 этап
Заполните пробелы в предложении: 1 моль хлорида бария содержит:
……… моль атомов бария
……… моль атомов хлора
2 этап
Определите степень окисления химических элементов в гидроксиде калия: Ba?Cl2?
3 этап
Даны три пробирки с растворами, где побывал фенолфталеин. Определите, где был хлорид бария? Испытайте сами действие индикатора на основание.
4 этап
Объясните, почему не изменился цвет индикатора?
Напишите уравнение диссоциации хлорида бария.
5 этап
Помогите соли определить из каких реактивов она образовалась, используя реактивы, которые у вас есть. Запишите уравнение реакции такой “экстренной помощи”, назовите тип этой реакции.
6 этап
На этом этапе вам нужно доказать, что вы действительно имеете дело с серной кислотой
- С помощью имеющихся реактивов проделайте качественную реакцию на её анион.
- Напишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде в своих “Путевых заметках”
7 этап
Вы близки к цели!
- Составьте из следующих ионов SO42-, Ва2+, СО32-, РО43- соответствующие соли
- Вычислите массовую долю натрия в процентах. Найдите, в какой из этих солей больше всего содержится бария?
- Правильный ответ и есть “клад”!
Как вы думаете, чем характеризуется ваш клад:
- Важностью вещества, которое мы сегодня нашли
- Набранными вами баллами и “оценкой”
- Знаниями и умениями, которые вы сегодня приобрели?
Маршрут № 4
1 этап
Заполните пробелы в предложении: 1 моль соляной кислоты содержит:
……… моль атомов Cl
……… моль атомов Н
2 этап
Определите степень окисления химических элементов в серной кислоте: H? Cl?
3 этап
Даны три пробирки с растворами, где побывал лакмус. Определите, где была кислота? Испытайте сами действие индикатора на кислоту.
4 этап
Объясните, почему изменился цвет индикатора?
Напишите уравнения ступенчатой диссоциации соляной кислоты.
5 этап
Как избавиться от этого надоедливого лакмуса? Помогите кислоте с помощью реактивов, которые у вас есть. Запишите уравнение реакции такой “экстренной помощи”, назовите тип этой реакции.
6 этап
На этом этапе вам нужно доказать, что вы действительно имеете дело с соляной кислотой
- С помощью имеющихся реактивов проделайте качественную реакцию на её анион.
- Напишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде в своих “Путевых заметках”
7 этап
Вы близки к цели!
- Составьте из следующих ионов Cl -, Na+, Ba2+, Fe3+ соответствующие соли
- Вычислите массовую долю серы в процентах. Найдите, в какой из этих солей больше всего содержится хлора?
- Правильный ответ и есть “клад”!
Как вы думаете, чем характеризуется ваш клад:
- Важностью вещества, которое мы сегодня нашли
- Набранными вами баллами и “оценкой”
- Знаниями и умениями, которые вы сегодня приобрели?
Маршрут № 5
1 этап
Заполните пробелы в предложении: 1 моль гидроксида натрия содержит:
……… моль атомов натрия
……… моль атомов кислорода
……… моль атомов водорода.
2 этап
Определите степень окисления химических элементов в гидроксиде калия: Na?O?H?
3 этап
Даны три пробирки с растворами, где побывал фенолфталеин. Определите, где был гидроксид натрия? Испытайте сами действие индикатора на основание.
4 этап
Объясните, почему изменился цвет индикатора?
Напишите уравнение диссоциации гидроксида натрия.
5 этап
Как избавиться от фенолфталеина? Помогите основанию с помощью реактивов, которые у вас есть. Запишите уравнение реакции такой “экстренной помощи”, назовите тип этой реакции.
6 этап
На этом этапе вам нужно доказать, что вы действительно имеете дело с серной кислотой
- С помощью имеющихся реактивов проделайте качественную реакцию на её анион.
- Напишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде в своих “Путевых заметках”
7 этап
Вы близки к цели!
- Составьте из следующих ионов SO42-, Na +, СО32-, РО43- соответствующие соли
- Вычислите массовую долю натрия в процентах. Найдите, в какой из этих солей больше всего содержится натрия?
- Правильный ответ и есть “клад”!
Как вы думаете, чем характеризуется ваш клад:
- Важностью вещества, которое мы сегодня нашли
- Набранными вами баллами и “оценкой”
- Знаниями и умениями, которые вы сегодня приобрели?
Маршрут № 6
1 этап
Заполните пробелы в предложении: 1 моль нитрата натрия содержит:
……… моль атомов натрия
……… моль атомов азота
……… моль атомов кислорода
2 этап
Определите степень окисления химических элементов в гидроксиде калия: Na? N? O3 ?
3 этап
Даны три пробирки с растворами, где побывал фенолфталеин. Определите, где был нитрат натрия? Испытайте сами действие индикатора на основание.
4 этап
Объясните, почему не изменился цвет индикатора?
Напишите уравнение диссоциации нитрата натрия.
5 этап
Помогите соли определить, из каких реактивов она образовалась, используя реактивы, которые у вас есть. Запишите уравнение реакции такой “экстренной помощи”, назовите тип этой реакции.
6 этап
На этом этапе вам нужно доказать, что вы действительно имеете дело с серной кислотой
- С помощью имеющихся реактивов проделайте качественную реакцию на её анион.
- Напишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде в своих “Путевых заметках”
7 этап
Вы близки к цели!
- Составьте из следующих ионов SO42-, Nа+, СО32-, РО43- соответствующие соли
- Вычислите массовую долю натрия в процентах. Найдите, в какой из этих солей больше всего содержится натрия?
- Правильный ответ и есть “клад”!
Как вы думаете, чем характеризуется ваш клад:
- Важностью вещества, которое мы сегодня нашли
- Набранными вами баллами и “оценкой”
- Знаниями и умениями, которые вы сегодня приобрели?