Цель урока:
- Выяснить особенности природы отдельных уголков Восточно – Европейской равнины.
- Углубить знания о природных комплексах равнины, рассмотреть взаимосвязи компонентов природы.
- Формирование умений работать с источниками географической информации.
- Развивать нравственно-эстетическое отношение к природе.
Оборудование: атласы для 8 класса, учебник, в/фрагмент “Карелия” (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007), компьютерная презентация.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Повторение. Проверка домашнего задания.
Тестирование компьютерное (индивидуальная работа)
- Русская равнина расположена на ...
- На Кольском полуострове и в Карелии находиться на поверхности фундамента это - ...
- К поднятиям фундамента приурочены?
- На рельеф северной части Русской равнины большое влияние оказало...
- Холмы образованные из принесенного ледником материала...
- Климат Русской равнины...
- Большое влияние на климат равнины оказывает... океан, т. к. в умеренных широтах преобладает...
- Реки Русской равнины имеют ... питание, и половодье ....
Фронтальный опрос (компьютерная презентация)
- На какой территории России можно встретить все природные зоны нашей страны?
- Что особенного в географическом положении Русской равнины?
- Почему Восточно –Европейская равнина называется Русской?
- На какой тектонической структуре расположена равнина?
- Какие внешние факторы повлияли на формирование рельефа равнины?
- Почему Атлантический океан оказывает большее влияние на климат?
- Как распределены реки по территории данной равнины?
3. Изучение нового материала.
- Посмотрите внимательно на рисунки (презентация). Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Почему вы так решили? О чем пойдет речь?
Тема урока:
Путешествие по территории Русской равнины.
- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по территории равнины, на которой живем. Природа Русской равнины очень интересна, здесь мы можем увидеть много загадочного. Путешествие будет проходить по пяти маршрутам. Каждая группа путешественников проводит самостоятельное исследование территорий, основным помощником для вас будут карты и дополнительный материал.
- Учащиеся делятся на группы по 5 - 6 человек, назначаются консультанты, раздаются карточки с заданиями (приложение 2). Учитель выступает в роли консультанта.
- Выполните задания, используя карты, учебник, дополнительный материал.
Результаты оформить в виде таблицы. Напоминаю, что ответ должен быть кратким, но весомым.
Исследования учащихся.
Задание:
- Изучите дополнительный материал и карты атласа, выделите основные особенности, характерные для данной территории.
- Результаты занесите в таблицу.
Территория | Географическое положение | Рельеф территории | Климатические условия | Внутренние воды | Почвы | Растительный мир | Животный мир |
Дополнительные задание для групп:
Группа 1. Карелия
- Почему Карелия – это очень загадочный край, богом проклятый?
- Назовите достопримечательности Карелии.
- Какими ресурсами богата?
Группа 2. Хибины
- Что уникально для этой территории?
- Где находится эта территория?
- Какими ресурсами богата?
Группа 3. Мещера
- Где находится эта территория?
- Что такое мшара?
- Что характерно для этой территории?
- Какие области захватывает Мещера?
Группа 4. Калмыкия.
- Что характерно для этой территории?
- Где находится эта территория?
- Какими ресурсами богата?
Группа 5. Волга.
- Что особенного у Волги?
- Почему в народе говорят, что это “река – матушка земли русской”?
- Где берет начало река и куда впадает?
- Какими ресурсами богата река?
- Какие города обязаны своим появлением этой реке?
Учащиеся отбирают необходимую информацию из предложенных источников информации, делают выводы.
- Просмотр в\фрагмента “Карелия” (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007).
- После видеопутешествия давайте предоставим слово группе 1, которая изучала эту удивительную территорию.
Отчет групп о проделанной работе (компьютерная презентация).
Группа 1. Карелия
Группа 2. Хибины.
Группа 3. Мещера.
Группа 4. Калмыкия.
Группа 5. Волга.
- В ходе отчетов групп учащиеся работают в тетрадях, заполняя таблицу.
4. Подведение итогов.
- Что нового сегодня вы узнали на уроке?
- Какие природные территории Русской равнины вам показались наиболее интересными? Почему?
- Почему на данной территории так много замечательных уголков природы?
- Что положено в основу выделения данных территорий?
5. Домашнее задание.
Творческое задание по теме.
Составить туристический проспект “По Русской равнине”.