Урок русского языка. 4-й класс. Тема: "Предложный падеж имени существительного ". Программа "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели и задачи:

  1. Повторить полученные знания о падежах, уточнить и расширить знания о предложном падеже;
  2. Развивать орфографическую зоркость при изменении существительных по падежам;
  3. Воспитывать самостоятельность через самооценку, самопроверку;
  4. Развивать внимание, память, критическое мышление, речь.
№ этапа Ход урока Самоанализ
1этап “Организационное начало” - Здравствуйте, ребята, начнём урок русского языка. Сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового, если будем работать все вместе весело и дружно.  
2 этап “Введение в тему “Кластер”” - Мы с вами изучаем тему “Имя существительное”, давайте немного вспомним, что же мы уже знаем.

- Я приготовила для вас слово, вы должны сказать, какие ассоциации возникли у вас, когда вы прочитали это слово?

И.п. (кто? что?) существует

Р.п. (кого? чего?) нет

Д.п.(кому? чему?)дать

В.п. (кого? что?) вижу

Т.п. (кем? чем?) доволен

Этап вызова.

Этот этап – приём критического мышления ассоциация для активизации мышления, повышения мотивации. Он полезен тем, что позволяет обобщить знания детей о падежах имени существительного в течение очень короткого промежутка времени на уроке (2-3 мин).

3 этап Проверка знаний о падежах имени существительного - Мы вами уже изучили несколько падежей имени существительного. Назовите вопросы падежей, вспомогательные слова, предлоги.

(на доске расположены падежи имени существительного по порядку, но вопросы и вспомогательные слова перепутаны).

- Что вы заметили? ( Да, действительно, нужно навести порядок, расставить вспомогательные слова и вопросы по местам)

И.п. нет кто? что?

Р.п. дать кому? чему?

Д.п. существует кого? что?

В.п. вижу кого? чего?

Т.п. доволен кем? чем?

- Кто догадался, что мы с вами будем изучать сегодня на уроке? (Предложный падеж)

- Докажите свою точку зрения (Это оставшийся падеж, который мы ещё не изучали. Идёт после Творительного падежа)

- Запишите в тетради число, классная работа и тему сегодняшнего урока “Предложный падеж имени существительного”

Этот этап полезен для проверки качества усвоения пройденного материала “приём с ошибкой”. Позволяет повысить интерес к изучаемой теме, развивает внимание.
4 этап Формирование темы и целей урока. - Давайте сформулируем цели нашего урока. (Цели записаны на доске и открываются по мере называния их детьми.)

1. Отличать предложный падеж от других падежей имени существительного.

2. Выучить вопросы предложного падежа.

3. Выучить предлоги предложного падежа и вспомогательное слово предложного падежа.

4. Узнать, почему этот падеж так называется и чем отличается от именительного падежа

На данном этапе учащиеся сами учатся ставить перед собой задачи урока и правильно формулировать их.
5 этап Изучение нового материала 1.- Откройте учебники на стр. 119 и посмотрите на таблицу “Предложный падеж”. Отметьте значками:

+ если вы знали то, что написано в учебнике;

- если не знали данный материал.

- Работаем “в парах”, постарайтесь подумать и ответить на вопросы, которые написаны на доске:

Почему предложный падеж получил такое название?

Назовите друг – другу вопросы предложного падежа.

Произнесите вспомогательное слово.

Назовите предлоги падежа.

2. – Откройте упр. 153, прочитайте задание к упражнению. Выполните задание самостоятельно по рядам:

1 ряд – 1предложение

2 ряд – 2 предложение

3 ряд – 3 предложение

- Что вы заметили, выполняя упражнение? (Существительные, которые являются однородными членами предложения, стоят в одном и том же падеже.)

- Почему вы так считаете, докажите.( Они зависят от одного и того же слова, отвечают на одинаковые вопросы.)

- Выберите с доски схемы, которые относятся к вашим предложениям.

 

На данном этапе урока используется приём развития критического мышления “инсерт” (условные значки), для развития интереса детей

Работа с предложениями, составление схем, направлена на развитие умения применять полученные знания в новых условиях. Проверка качества знаний по пройденным темам.

6 этап Закрепление нового материала. - Вставьте подходящие по смыслу слова в стихотворение.

________________ я скучаю
Что ж, я лучше помечтаю
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о ___________
Буду в ней сидеть на__________
Я мечтаю о _____________,
Чтоб кататься при ___________.

Я мечтаю о ___________,
Я мечтаю о ___________,
Вечерами в ___________
Я мечтаю об __________.

Буду с ним летать на _________
Буду я учиться в ____________
Ой, мечтаю я уже…
О _____________ падеже!

 

корона
трон
слон
луна

серёжки
полумгла
орёл
сапожки

предложный
воля
школа

 

 

  -Что общего у этих существительных?(Все слова стоят в предложном падеже)

-Как вы думаете, почему падеж называется предложный? (Этот падеж без предлогов не употребляется)

-Попробуйте подобрать существительные в предложном падеже без предлогов. (Это сделать невозможно.)

- Какой же падеж, в отличие от предложного падежа, употребляется всегда без предлогов? (Именительный падеж.)

–Прочитайте задание на листочках. Подчеркните те предложения, в которых есть существительные в предложном падеже.

Он осмотрелся… Ничего. Только ползёт по реке туман, вертится на сосне сойка. В воздух поднялся самолёт и полетел на север. Человек быстро шёл по тропе в гору. Он подошёл к пограничной заставе. Из самолёта вышли люди и сразу принялись за работу. В тумане у перевала виднелась сосна.

(Проверка на доске и в тетрадях)

 
7 этап Итог урока - Что нового узнали на уроке?

- Давайте вернёмся к целям сегодняшнего урока, которые написаны на доске. Можем мы теперь ответить на вопросы, которые поставили перед собой вначале урока?

1. Отличать предложный падеж от других падежей имени существительного.

2. Выучить вопросы предложного падежа.

3. Выучить предлоги и вспомогательное слово предложного падежа.

4. Узнать, почему этот падеж так называется и чем отличается от именительного падежа.

- Приведите примеры имён существительных в предложном падеже.

- Чтобы окончательно закрепить знания о предложном падеже имени существительного, составим “Синквейн”.

- Возьмём существительное ПАДЕЖ, именно с этого существительного мы начали наш урок.

ПАДЕЖ

ПРЕДЛОЖНЫЙ
СЛОЖНЫЙ
ДЕЙСТВИЕ
ОТВЕЧАЕТ
УПОТРЕБЛЯЕТСЯ
УЧУСЬ
ОПРЕДЕЛЯТЬ
ПРЕДЛОЖНЫЙ
ПАДЕЖ
ИЗМЕНЕНИЕ

 
8 этап Домашнее задание - Запишите домашнее задание стр. 119, упр. 2.