Применение траектории индивидуального обучения в старших классах вечерней школы

Разделы: Общепедагогические технологии


Одним из направлений модернизации образования является обеспечение индивидуальной траектории обучения школьников. Формой реализации такой траектории выступает индивидуальная образовательная программа, в которой ученик вместе с педагогом планирует свою деятельность и ее результаты.

Продукт реализации ученических программ – это их творческие, исследовательские работы, выполненные в рамках предметов истории, обществознания, правоведения и регионоведческого компонента урока истории – краеведения.

Индивидуальная траектория развития – это целенаправленная дифференциальная программа, обеспечивающая учащемуся выбор в развитии и реализации личностных качеств (самоопределение, самореализацию) при педагогической поддержке.

Ценность индивидуальной траектории развития состоит в том, что она позволяет каждому, на основе реализуемой самооценки, мотивации, формировать и развивать ценностные ориентации, творческую индивидуальность. Индивидуализация образования и воспитания обеспечивает разностороннее развитие личности школьника, позволяет формировать навыки самообразования и самореализации личности.

Создание условий для реализации индивидуальной траектории развития учащегося дает возможность учителю использовать различные механизмы, адекватные современным условиям, формы и подходы, обеспечивающие развитие личности учащихся и их социализации, учитывающие готовность учащихся к обучению, индивидуально-психологические особенности, состояние здоровья, социальное положение школьников. Создание системы дополнительного образования и внеурочной деятельности позволяет сформировать воспитательную среду, которая будет обеспечивать школьникам творческое развитие и предоставит им свободу для самореализации.

Научная новизна проекта заключается в решении воспитательных задач через обеспечение индивидуальной траектории развития школьника, что делает учащегося субъектом образовательного процесса.

Структура индивидуальной траектории развития включает следующие компоненты:

1) целевой (постановка целей);
2) содержательный (обоснование структуры и отбор содержания вариативных учебных программ, программ внеурочной деятельности);
3) технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
4) диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
5) организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей);
6) результативный (формулируются ожидаемые результаты).

Целью педагогического проектирования индивидуальной траектории развития личности является создание и изменение организационных процессов воспитания и обучения.

Проектирование индивидуальной траектории развития личности опирается на известные классические педагогические принципы целостности, системности, природо-, социо- и культуросообразности.

Таким образом, этапы проектирования индивидуальной траектории развития могут быть представлены следующим образом:

1) определение потребностей и мотивов;
2) постановка цели;
3) разработка содержания индивидуальной траектории развития;
4) определение технологического инструментария;
5) определение направлений диагностического сопровождения учащегося;
6) определение условий, обеспечивающих достижение цели;
7) обсуждение результатов и корректировка.

 Индивидуальная траектория и исследовательские работы школьников

Одна из основных задач обучения одаренных школьников – это создание такого образовательного пространства, которое бы им позволяло, во-первых, овладеть методами исследовательской работы, необходимыми им в будущем, а, во-вторых, дало бы им возможность научиться учиться самостоятельно (искать литературу по нужной теме, ставить проблему, планировать свою работу по этапам и т.д.). Необходимость решения этих задач тесно связывает индивидуальный учебный план с исследовательской работой школьников. Связь эта двустороння. С одной стороны, работа над исследовательскими проектами, индивидуальные консультации у учителя-предметника резко повышают интерес ученика к предмету, создают тот интеллектуальный и эмоциональный фон, из которого естественно вырастает выбор учеником углубления по данному предмету, активная и результативная работа в данной области знаний. С другой стороны, обсуждаемые проблемы и задачи на уроке в углубленной группе часто дают толчок и учителю и ученику для формулирования темы исследовательской работы. Отсюда следует, что методика проведения занятий в добровольно выбранных углубленных группах должна во многом отличаться от обучения в базовых группах. Элементы исследования и поискового самообучения становятся в таких группах наиболее важными.

Для учителя работа в углубленной группе – это не просто работа с мотивированными детьми, при которой можно содержательно дальше углубиться в данную предметную область, практически не меняя ролей. Работа в углубленной группе прежде всего требует не дополнительного содержательного материала (который, разумеется, используется), а особой роли ученика на уроке. Ученик должен научиться не только и не столько овладевать знаниями, то есть результатами некоторых научных методов , но и овладеть самими методами научного исследования, постановки проблем, выдвижения гипотез, проверки их и т.д. Все это делает индивидуальную исследовательскую работу ученика непосредственно связанной с его работой на уроке в углубленной группе. Только индивидуальный учебный план позволяет сделать эту связь прочной и нормально функционирующей. Ученик, должен иметь реальную возможность попробовать свои силы в разных предметных областях. Этому способствует, как кружковая и индивидуальная исследовательская работа, так и возможность гибких изменений своего индивидуального учебного плана.

Использование индивидуальных учебных планов при работе с одаренными детьми позволяет решить несколько важнейших задач:

  • удовлетворить повышенные образовательные запросы;
  • дать возможность попробовать различные углубленные курсы и сознательно выбрать профиль в старшем классе;
  • сохранить при этом возможности универсального образования – углубленного изучения непрофильных предметов по выбору ученика;
  • сформировать научное мышление “на стыке наук”, совмещая углубления в разных профилях;
  • повысить мотивацию к исследовательской деятельности
  • поднять интерес к дополнительному образованию;
  • создают возможность успешного выступления на внешних мероприятиях, что является важнейшим стимулом к учебе.

Вместе с тем именно работа с одаренными детьми рождает и проблемы. Главнейшая из которых – как спасти детей от перегрузки. Индивидуальные учебные планы важнейшим элементом саморегуляции и позволяют в значительной степени решить и эту проблему.

П Р О Е К Т
“Индивидуальные образовательные траектории развития школьников
в вечерней школе № 5 Ленинского р-на г. Ростова-на-Дону