Цели:
- Изучить произведение В.Ю.Драгунского.
- Развивать речь, мышление, память, внимание, умение анализировать поступки героев и прогнозировать текст, расширять и обогащать словарь читателя.
- Воспитывать чувство товарищества, ответственности за результат общего дела.
Оборудование:
- Портрет В.Драгунского.
- Иллюстрации к произведению.
- Книги В. Драгунского.
- “Толковые словари”.
- Книга “Скороговорки, пословицы, загадки”.
- Памятки двух видов.
- Карточки с трудными словами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. “Пятиминутка” - чтение рассказов автора, работа в парах сменного состава.
- Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством В. Драгунского. Ваша задача заинтересовать своих товарищей понравившимся вам произведением автора.
- Кого смогли заинтересовать, встаньте, пожалуйста.
- С какими произведениями В.Драгунского познакомились?
- Рассматривание выставки книг В. Драгунского.
III. Новая тема.
1. На доске портрет автора и название произведения. <Рисунок 1>
- Думаю, что у вас появилось желание прочитать произведения этого писателя.
- О чем может идти речь в этом произведении, судя по названию? (ответы детей)
- Так ли это, мы сможем узнать, познакомившись с текстом.
- Но сначала подготовим чтение трудных слов из произведения, что поможет вам более выразительно и бегло прочитать текст. Приложение1 (Работа индивидуально и в парах по карточкам).
2. Первичное чтение подготовленными детьми.
1 часть – в лицах
- Что может произойти дальше?
2 часть –
- Чем, по-вашему, закончится рассказ?
- Продолжим чтение и узнаем, так ли это.
3 часть – в лицах
- Почему говорят, что все тайное становится явным?
- Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа?
- В каких словах выражена главная мысль рассказа?
- Каким образом это относится к герою нашего рассказа – Дениске?
Ф И З М И Н У Т К А
3. Составление и запись плана рассказа.
- Для чего нам будет нужен план?
Работа в 1-3 группах с консультантами по карточке-памятке: Приложение2
а) Перечитать рассказ по частям.
б) Мысленно представить картинки по его содержанию.
в) Пересказать кратко, от третьего лица, не используя прямую речь.
4 и 5 группы работают по словарям, ищут объяснение трудных слов и пословиц, отражающих главную мысль рассказа.
- Отвечающему у доски ученику поможет картинный план, который он должен восстановить. <Рисунок 2> <Рисунок 3> <Рисунок 4> <Рисунок 5> Приложение3
- Остальные слушают внимательно, это поможет вам в приготовлении домашнего пересказа.
Итог пересказа: - Почему тайное стало явным?
- Ваше отношение к герою и его поступкам?
- Милиционер назвал маму Дениса интеллигентным человеком. А ее сын Денис? Поступают ли так интеллигентные люди?
- Кого можно назвать интеллигентным человеком?
4 и 5 группы озвучивают итог своей работы.
- На доске появляется запись: “Интеллигентный человек – образованный, культурный, вежливый, воспитанный, опрятно одетый”.
IV. Итог урока. Домашнее задание.
- С каким автором продолжили знакомство на уроке?
- Как называется произведение? К какому жанру относится? (юмористический рассказ)
- Как относится к своему герою автор?
- Какой урок вы извлекли из сегодняшнего произведения?
- Чья работа на уроке оценена на “хорошо” и “отлично”, встаньте, пожалуйста.
- Спасибо вам за сегодняшний урок.
- Дома приготовите пересказ всего текста от третьего лица.