"Логарифмическая функция". "Биржа знаний"

Разделы: Математика, Экономика


Тема урока: Логарифмическая функция

Форма проведения учебного занятия: дифференцированный, интегрированный урок “Биржа знаний”.

Цели урока:

  1. Создание условий для формирования компетентности учащихся в решении логарифмических уравнений и неравенств, систем логарифмических уравнений.
  2. Коррекция знаний, знакомство с работой фондовой биржи, участие в ее работе.
  3. Демонстрация роли знания математики в товарно-рыночных отношениях.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Комментарий к организации урока:

Учащиеся класса играют роль трейдеров, задача которых сохранить первоначальный капитал (подарок биржи 30 шедевров каждому) и преумножить его, сделав правильный выбор в “инвестировании”. Это делается с помощью карточек с уровневыми заданиями по теме “Логарифмическая функция” и “акций” фирм. Приобретая карточку - задание того или иного уровня, ученик-трейдер “инвестирует” свой капитал, а выполнив задание, получает “доход” и приобретает акцию соответствующего предприятия. При выполнении заданий можно воспользоваться помощью консультанта, который окажет помощь, но за определенную плату.

Стоимость услуг:

  1. Уровень “Алтай витамины” - шедевра 3.
  2. Уровень “РосТелеком”  - шедевра 2.
  3. Уровень “БелГаз” - шедевр 1.

Оформление доски перед началом урока:

Акции Алтай витамины Рос-Телеком Бел-Газ Белэнерго- маш АО “Цемент”
Стоимость 5 5 5 5 5
Доход “шедевры” 2 4 5 3 12
Фирмы          
Конечный капитал          

Ход урока:

I. Организационный этап. Постановка целей урока:

Учитель обращается к ученикам:

“Сегодня у нас обобщающий урок по теме “Логарифмическая функция”. Определите цели своей индивидуальной учебной деятельности на уроке”.

Учащиеся работают 2 минуты в группах над постановкой целей. В каждой из групп есть директор, который интересуется мнением каждого члена группы, и секретарь, который схематично фиксирует все предложения.

Учащиеся поставили цели:

  • закрепить изученный материал;
  • разобраться в непонятных ранее моментах;
  • проконтролировать и оценить свои знания.

Учитель

“Теперь представьте себе, что вы - члены биржи. Определите цели ваших инвестиций”. Учащиеся поставили цели:

  • сохранить имеющийся капитал;
  • получить доход за счет правильного вложения средств.

II. Этап повторения использования экономических понятий.

До начала “работы биржи” ученики по группам обсуждают и разъясняют во фронтальной беседе смысл следующих понятий:

  • биржа;
  • фондовая биржа;
  • трейдер;
  • брокер;
  • арбитражный комитет;
  • инвестиции;
  • клерк;
  • акции.

Справочные сведения:

Биржа - коммерческое предприятие по производству посреднических услуг, где совершаются сделки купли-продажи.

Фондовая биржа - биржа, на которой торгуют основными видами ценных бумаг, акциями, облигациями и пр.

Трейдер - член биржи, который осуществляет операции за свой счет. Брокер - член биржи, получающий вознаграждение за выполнение поручений клиентов.

Арбитражный комитет - орган, который регулирует споры, возникающие по поводу сделки, и отношения между участниками биржевой торговли.

Инвестиции вложения средств.

Клерк - служащий биржи, владеющий торговой информацией, то есть продающий акции. Акции - вид ценной бумаги, то есть бумажный дубликат капитала.

III. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

Выполнение группового задания на повторение формул и свойств логарифмической функции с использованием индивидуальных карточек. Каждой из фирм предлагается карточка с перечнем вопросов по данной теме. В случае успешного выполнения задания каждая группа получает акции АО “Цемент” и доход в размере 12 “шедевров” (шедевр- валюта, используемая при покупке акций, приложение 3). Этот доход распределяется в соответствии со степенью участия каждого члена фирмы в выполнении задания.

Задания:

  1. Дать определение логарифма. Привести пример. Записать основное логарифмическое тождество (alog b =b;a>0, b>0, a=l)
  2. Перечислить основные свойства логарифмов.
  3. Дать определение логарифмической функции. Перечислить основные свойства логарифмической функции.
  4. Объяснить, как проводится сравнение логарифмических функций.
    Привести пример.

Директора фирм проверяют правильность выполнения задания у клерков, получают доход. Роль клерков могут выполнить учащиеся из параллельного класса, старшеклассники или студенты.

IV. Этап применения изученного.

Выполнение индивидуального задания.

Перед началом игры каждому учащемуся трейдеру выдается сумма в размере 30 “шедевров”- это подарок биржи как начинающему предпринимателю. Каждый трейдер начинает покупку, для себя лично. Учащимся предлагаются задания 3-х уровневой сложности. Все трейдеры объединяются в группы; каждый может выступить в роли аналитика, то есть человека, пытающегося определить наиболее выгодную структуру “инвестиций”.

I уровень:

Задания обязательного минимума. Ученик покупает за 5 “шедевров” карточку с заданиями у предприятия “Алтай витамины”, выполняет их и дает заявку на проверку клерку, у которого куплена карточка. Если задание выполнено, верно, то покупателю выдается акция- картинка без задания и “доход” 2 “шедевра”, а также делается запись в индивидуальной карте. На торги данной компании отводится 10 минут.

Индивидуальная карта. Ф.И. ученика

Номер задания Предприятия
Алтай витамины Рос Телеком Бел Газ Белэнерго маш АО “Цемент” Всего
1.

2. 3.

           
Кол-во акций            
Стоимость в шедеврах            
Оценка  

Задания

V. Этап контроля и самоконтроля.

В процессе работы каждый ученик в случае затруднений может обратиться за помощью к консультанту-посреднику, который окажет помощь, но за определенную плату (см. выше).

Часто обращающийся за помощью ученик не сможет набрать большое количество “шедевров”, и его конечный капитал будет свидетельствовать о степени его самостоятельности.

Консультант и посредник - одно и тоже лицо. Его роль, как посредника, принимать карточки от трейдеров, желающих избавиться от непосильного задания. Но при этом цена должна быть снижена до 4 или 3 “шедевров”, иначе это задание никто не купит.

Решение экономической задачи.

В банк помещена на год сумма 5 тыс. р. По истечению года клиент получает в банке 7 тыс. р. Цены в течении года выросли на 50%. Определить процентный доход, номинальную и реальную процентную ставку.

VI. Подведение итогов:

За 15 минут до конца второго урока объявляется о закрытии биржи. Все трейдеры сдают клеркам свои индивидуальные карты, где записано, сколько каких акций заработано и сколько “шедевров” имеется на конец игры.

В это время трейдеры подсчитывают свой заработанный капитал и согласовывают с директором своей фирмы.

Клерки с помощью учителя подводят итоги, выставляют оценки, выделяют лучшие фирмы.

Награждаются лучшие трейдеры и фирмы.

Удачливым фирмам в качестве награды выдается лицензия, позволяющая оказывать брокерские услуги клиентам.

Вручается лицензия (см. приложение 2).

Работа трейдеров:

Оценки: “5” - от 10 “шедевров” и выше, “4”- от 6 до 10, “3” - от 3 до 6.

VII. Этап рефлексия.

Рефлексия “Дерево”: прошу оставить свои яблоки-мнения о “важности темы”, об уровне вашего восприятия на яблоне. (На стене находится стенд, на котором нарисовано дерево. Детьми вывешиваются яблоки различного цвета: красные, желтые, зеленые.)

Приложения