Тема урока: Логарифмическая функция
Форма проведения учебного занятия: дифференцированный, интегрированный урок “Биржа знаний”.
Цели урока:
- Создание условий для формирования компетентности учащихся в решении логарифмических уравнений и неравенств, систем логарифмических уравнений.
- Коррекция знаний, знакомство с работой фондовой биржи, участие в ее работе.
- Демонстрация роли знания математики в товарно-рыночных отношениях.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Комментарий к организации урока:
Учащиеся класса играют роль трейдеров, задача которых сохранить первоначальный капитал (подарок биржи 30 шедевров каждому) и преумножить его, сделав правильный выбор в “инвестировании”. Это делается с помощью карточек с уровневыми заданиями по теме “Логарифмическая функция” и “акций” фирм. Приобретая карточку - задание того или иного уровня, ученик-трейдер “инвестирует” свой капитал, а выполнив задание, получает “доход” и приобретает акцию соответствующего предприятия. При выполнении заданий можно воспользоваться помощью консультанта, который окажет помощь, но за определенную плату.
Стоимость услуг:
- Уровень “Алтай витамины” - шедевра 3.
- Уровень “РосТелеком” - шедевра 2.
- Уровень “БелГаз” - шедевр 1.
Оформление доски перед началом урока:
Акции | Алтай витамины | Рос-Телеком | Бел-Газ | Белэнерго- маш | АО “Цемент” |
Стоимость | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Доход “шедевры” | 2 | 4 | 5 | 3 | 12 |
Фирмы | |||||
Конечный капитал |
I. Организационный этап. Постановка целей урока:
Учитель обращается к ученикам:
“Сегодня у нас обобщающий урок по теме “Логарифмическая функция”. Определите цели своей индивидуальной учебной деятельности на уроке”.
Учащиеся работают 2 минуты в группах над постановкой целей. В каждой из групп есть директор, который интересуется мнением каждого члена группы, и секретарь, который схематично фиксирует все предложения.
Учащиеся поставили цели:
- закрепить изученный материал;
- разобраться в непонятных ранее моментах;
- проконтролировать и оценить свои знания.
Учитель
“Теперь представьте себе, что вы - члены биржи. Определите цели ваших инвестиций”. Учащиеся поставили цели:
- сохранить имеющийся капитал;
- получить доход за счет правильного вложения средств.
II. Этап повторения использования экономических понятий.
До начала “работы биржи” ученики по группам обсуждают и разъясняют во фронтальной беседе смысл следующих понятий:
- биржа;
- фондовая биржа;
- трейдер;
- брокер;
- арбитражный комитет;
- инвестиции;
- клерк;
- акции.
Справочные сведения:
Биржа - коммерческое предприятие по производству посреднических услуг, где совершаются сделки купли-продажи.
Фондовая биржа - биржа, на которой торгуют основными видами ценных бумаг, акциями, облигациями и пр.
Трейдер - член биржи, который осуществляет операции за свой счет. Брокер - член биржи, получающий вознаграждение за выполнение поручений клиентов.
Арбитражный комитет - орган, который регулирует споры, возникающие по поводу сделки, и отношения между участниками биржевой торговли.
Инвестиции — вложения средств.
Клерк - служащий биржи, владеющий торговой информацией, то есть продающий акции. Акции - вид ценной бумаги, то есть бумажный дубликат капитала.
III. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
Выполнение группового задания на повторение формул и свойств логарифмической функции с использованием индивидуальных карточек. Каждой из фирм предлагается карточка с перечнем вопросов по данной теме. В случае успешного выполнения задания каждая группа получает акции АО “Цемент” и доход в размере 12 “шедевров” (шедевр- валюта, используемая при покупке акций, приложение 3). Этот доход распределяется в соответствии со степенью участия каждого члена фирмы в выполнении задания.
Задания:
- Дать определение логарифма. Привести пример. Записать основное логарифмическое тождество (alog b =b;a>0, b>0, a=l)
- Перечислить основные свойства логарифмов.
- Дать определение логарифмической функции. Перечислить основные свойства логарифмической функции.
- Объяснить, как проводится сравнение
логарифмических функций.
Привести пример.
Директора фирм проверяют правильность выполнения задания у клерков, получают доход. Роль клерков могут выполнить учащиеся из параллельного класса, старшеклассники или студенты.
IV. Этап применения изученного.
Выполнение индивидуального задания.
Перед началом игры каждому учащемуся трейдеру выдается сумма в размере 30 “шедевров”- это подарок биржи как начинающему предпринимателю. Каждый трейдер начинает покупку, для себя лично. Учащимся предлагаются задания 3-х уровневой сложности. Все трейдеры объединяются в группы; каждый может выступить в роли аналитика, то есть человека, пытающегося определить наиболее выгодную структуру “инвестиций”.
I уровень:
Задания обязательного минимума. Ученик покупает за 5 “шедевров” карточку с заданиями у предприятия “Алтай витамины”, выполняет их и дает заявку на проверку клерку, у которого куплена карточка. Если задание выполнено, верно, то покупателю выдается акция- картинка без задания и “доход” 2 “шедевра”, а также делается запись в индивидуальной карте. На торги данной компании отводится 10 минут.
Индивидуальная карта. Ф.И. ученика
Номер задания | Предприятия | |||||
Алтай витамины | Рос Телеком | Бел Газ | Белэнерго маш | АО “Цемент” | Всего | |
1. 2. 3. |
||||||
Кол-во акций | ||||||
Стоимость в шедеврах | ||||||
Оценка |
V. Этап контроля и самоконтроля.
В процессе работы каждый ученик в случае затруднений может обратиться за помощью к консультанту-посреднику, который окажет помощь, но за определенную плату (см. выше).
Часто обращающийся за помощью ученик не сможет набрать большое количество “шедевров”, и его конечный капитал будет свидетельствовать о степени его самостоятельности.
Консультант и посредник - одно и тоже лицо. Его роль, как посредника, принимать карточки от трейдеров, желающих избавиться от непосильного задания. Но при этом цена должна быть снижена до 4 или 3 “шедевров”, иначе это задание никто не купит.
Решение экономической задачи.
В банк помещена на год сумма 5 тыс. р. По истечению года клиент получает в банке 7 тыс. р. Цены в течении года выросли на 50%. Определить процентный доход, номинальную и реальную процентную ставку.
VI. Подведение итогов:
За 15 минут до конца второго урока объявляется о закрытии биржи. Все трейдеры сдают клеркам свои индивидуальные карты, где записано, сколько каких акций заработано и сколько “шедевров” имеется на конец игры.
В это время трейдеры подсчитывают свой заработанный капитал и согласовывают с директором своей фирмы.
Клерки с помощью учителя подводят итоги, выставляют оценки, выделяют лучшие фирмы.
Награждаются лучшие трейдеры и фирмы.
Удачливым фирмам в качестве награды выдается лицензия, позволяющая оказывать брокерские услуги клиентам.
Вручается лицензия (см. приложение 2).
Работа трейдеров:
Оценки: “5” - от 10 “шедевров” и выше, “4”- от 6 до 10, “3” - от 3 до 6.
VII. Этап рефлексия.
Рефлексия “Дерево”: прошу оставить свои яблоки-мнения о “важности темы”, об уровне вашего восприятия на яблоне. (На стене находится стенд, на котором нарисовано дерево. Детьми вывешиваются яблоки различного цвета: красные, желтые, зеленые.)