Пояснительная записка
Курс предметной школы: “Перекрестки химии, физики, биологии и жизни” рассчитан на 102 часа, и может быть применим для учащихся 9-11-х классов. Срок обучения 1-3 года. Он нацелен на реализацию важнейших требований к школе, выдвинутых Законом Российской Федерации об образовании и является дополнительным курсом прикладного характера, направленного на углубление теоретических знаний в системе естественнонаучного образования, на совершенствование практических навыков в области химии. Курс основан на программе О.С. Габриеляна “Химия 8-11” Дрофа 2004 г., но является модифицированной разработкой учителя химии МОУ СОШ №11 г. Новый Уренгой Гоманюк Ольги Васильевны. Курс состоит из основной части и практикума по решению химических задач. Отдельные разделы программы могут быть использованы как элективные курсы в 9-11-х классах.
Новизна опыта состоит:
1) в информативности используемого материала;
2) в разработках алгоритма поиска, глубины содержания, уровня научности и доступности, т.е. методического и дидактического реконструирования материала;
3) в новизне направлений и вопросов изучения.
Проблема, лежащая в основе разработки.
Для большинства учащихся 9 классов существует представление о физике, химии, биологии как об отдельных науках, не связанных друг с другом в единую систему естествознания. Поэтому помощь при работе над объединением знаний, полученных на уроках физики, химии, биологии, вокруг основополагающих понятий этих наук, понятий, которые входят в состав ядра естественных наук, в “золотой фонд” естественнонаучного образования является важной и значимой т.к. эти знания помогут детям сформировать единый взгляд на мир. “Практика – критерий истины”. Очень важно не только сформировать у ребенка отдельные знания, но и научить его пользоваться ими во благо человека. Исходя из этого, и возникла тема курса: “Перекрестки химии, физики, биологии и жизни”
Актуальность темы.
В сознании человека знания об окружающем мире не просто преломляются, как “солнце в малой капле воды”, они во многом формируют отношение человека к миру, влияют на его нравственные качества, особенно в юношеском возрасте.
Не просто знания о природе, а глубокое проникновение в тайны природы, через которое раскрывается обаяние науки, возникает благоговение перед нею – вот что имеет воспитательную силу, может помочь человеку полюбить идею и истину, помогает ставить духовные наслаждения выше телесных, духовные достоинства выше случайных преимуществ.
А в сегодняшней ситуации потери духовности, нравственности в нашем обществе, воспитание таковых качеств не только на основе слепой веры, а на основе Знаний, является не просто актуальным, а жизненно необходимым.
Физическое здоровье определяет духовное. Поэтому знания о культуре питания, очистке питьевой воды, биодобавках, Е-добавках, лекарственных средствах и т.д. являются сверхнасущными. Но уделить внимание всем этим вопросам на обычных уроках, пересыщенных научной информацией, не всегда возможно. Реализация таких задач должна осуществляться на дополнительных занятиях.
Цели программы:
- развитие представлений о целостной картине мира;
- гуманизация и гуманитаризация химических знаний;
- выявление тесной взаимосвязи между изучаемыми теоретическими положениями и практикой жизни;
- развитие любознательности, интереса к химии, обучению;
- усиление интеграционных межпредметных связей с физикой и биологией;
- развитие ребенка как появление новообразований во всех сферах психики – ума, воли, чувств школьника.
Задачи программы направлены на:
- приобретение дополнительных знаний, умений и навыков решения нестандартных задач аналитического и расчетного характера, работы в химической лаборатории;
- использование химических, физических, биологических законов в целях здоровьесбережения, правильной организации быта;
- актуализацию экологических проблем;
- развитие умений правильного обращения с химическими препаратами в быту;
- раскрытие химических секретов поварского искусства, косметики, парфюмерии;
- повышение общечеловеческой культуры, нравственности;
- демонстрацию практической связи естествознания с жизнью.
Разделы программы:
Основная часть (68 часов):
- “Ее величество – Вода” (34 часа);
- “Научная теория и практика” (17 часов);
- “Химические кулинарные секреты” (5 часов);
- “Здоровое питание” (4часа);
- “Салон красоты” (4 часа);
- “Медицинская академия” (4 часа).
Практикум по решению химических задач (34 часа)
Формы организации:
- тематические занятия;
- практические, лабораторные работы;
- поисковая деятельность;
- элементы исследовательской, проектной деятельности.
Основные методы и приемы:
- эвристические беседы;
- практические занятия;
- семинарские занятия;
- исследовательская работа;
- викторины, интеллектуальные игры, внеклассные мероприятия;
- самостоятельные, тестовые работы.
Контроль уровня обученности проводится в форме:
- зачета;
- тестирования;
- собеседования;
- семинара;
- защиты проекта;
- отчета по практической работе;
- педагогического наблюдения.
Источниками информации для учащихся являются:
- разработки учителя занятий предметной школы в печатном и электронном варианте;
- конспекты занятий;
- интернет-информация;
- литература из библиотеки кабинета химии;
- видеофильмы;
- дидактические материалы.
Ожидаемые результаты обучения в процессе реализации программы:
- уметь решать все виды задач, составлять уравнения ОВР различными методами;
- уметь анализировать информацию, результаты наблюдения опыта, обобщать, делать выводы, применять полученные знания на практике.
Реализацию программы считать успешной в случае:
- выраженного интереса учащихся к ее содержанию, предмету химии, к самостоятельному поиску информации;
- выбору химии в качестве выпускного экзамена;
- высокого уровня качества знаний по предмету;
- участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
Тематический план
Основная часть
Тема |
Кол-во часов |
В том числе |
|||
учебных занятий |
практических работ |
зачетов |
семинаров |
||
Раздел 1. Ее величество – Вода. |
34 |
24 |
6 |
2 |
2 |
Глава первая. “Вода удивительная и удивляющая”. |
14 |
12 |
- |
1 |
1 |
- Вода, природа и человек. | 2 |
2 |
|||
- Аномалии воды. | 3 |
3 |
|||
- Неизвестное об известном. | 1 |
1 |
|||
- Послание воды, тайные коды кристаллов льда. | 2 |
2 |
|||
- Кластерные структуры воды. | 1 |
1 |
|||
- О химических свойствах воды только в стихах. | 1 |
1 |
|||
- Теории происхождения воды на Земле. | 1 |
1 |
|||
- Биологическая роль воды. | 1 |
1 |
|||
- Всемирный день воды. Экологические проблемы Земли. | 1 |
1 |
|||
- О воде и не только. Викторина. | 1 |
1 |
|||
Глава вторая. Растворы и химические реакции в них. | 11 |
7 |
4 |
- |
- |
- Растворение веществ как физический и химический процесс. | 1 |
1 |
|||
- Вода – уникальный растворитель. | 1 |
1 |
|||
- Реакции ионного обмена. Качественные реакции на катионы и анионы. | 1 |
1 |
|||
- Практическая работа №1. “Решение аналитических задач по обнаружению катионов и анионов. | 1 |
1 |
|||
- Практическая работа №2. “Окислительно-восстановительные реакции в кислой среде”. | 2 |
1 |
1 |
||
- Практическая работа №3. “Окислительно-восстановительные реакции в щелочной среде”. | 2 |
1 |
1 |
||
- Практическая работа №4. “Окислительно-восстановительные реакции в нейтральной среде”. | 2 |
1 |
1 |
||
- ОВР в жизни (фотосинтез, дыхание, круговорот веществ в природе, металлургия, электротехника). | 1 |
1 |
|||
Глава третья. Загрязнение воды и способы его устранения. | 9 |
5 |
2 |
1 | 1 |
- Виды загрязнения воды, способы его устранения. | 1 |
1 |
|||
- Определение качества воды методами химического анализа. | 1 |
1 |
|||
- Практическая работа № 5. “Открытие ионов железа, марганца в растворе”. | 1 |
1 |
|||
- Практическая работа № 6. “Жёсткость воды. Устранение жесткости воды”. | 1 |
1 |
|||
- Ионообмен. Культура пользования бытовыми фильтрами. | 1 |
1 |
|||
- Минеральная вода: свойства, назначение. | 1 |
1 | |||
- Количественный анализ. Решение нестандартных задач. | 1 |
1 |
|||
- Внеклассное мероприятие. Ролевая игра “Суд над водой”. | 2 |
1 | |||
Раздел 2. Научная теория и практика. | 17 |
16 |
1 | ||
- Периодический закон в природе. | 2 |
2 |
|||
- Закон сохранения массы и энергии. Тепловые эффекты. | 2 |
2 |
|||
- Молекулярно- кинетическая теория. | 1 |
1 |
|||
- Квантовая теория. | 1 |
1 |
|||
- Явление изомерии и симметрии в природе. | 2 |
2 |
|||
- Закон сохранения электрического заряда. | 2 |
2 |
|||
- Электромагнитная картина мира. | 2 |
2 |
|||
- Физика веры. | 2 |
2 |
|||
- Миром правит Любовь. | 2 |
2 |
|||
- Итоговый урок. | 1 |
1 |
|||
Раздел 3. Секреты на кухне. | 5 |
3 |
2 |
- |
- |
- На вопросы кулинара отвечает химия. | 1 |
||||
- Практическая работа №7. Приготовление раствора соли, уксусной кислоты с заданной массовой долей в домашних условиях. | 1 |
1 |
|||
- Химия и пища. | 1 |
||||
- Секреты приготовления различных блюд (их химическая природа). | 1 |
||||
- Чистка посуды. Химические и физические
секреты. Практическая работа № 8. |
1 |
1 |
|||
Раздел 4. Здоровое питание. | 4 |
- |
- |
2 |
|
- Роль антиоксидантов, эмульгаторов, стабилизаторов для изготовления современных продуктов. | 2 |
1 |
1 |
||
- Е-добавки. Современные продукты питания и здоровье Нации. | 2 |
1 |
1 |
||
Раздел 5. Салон красоты. | 4 |
- |
- |
- |
3 |
- Зубные пасты. Миф и химическая реальность. | 1 |
1 |
|||
- Косметические средства. Ведущие мировые производители “здоровой” косметики. | 1 |
1 |
|||
- Парфюмерия. | 2 |
1 |
|||
Раздел 6. Медицинская академия. | 4 |
- |
- |
- |
4 |
- Белки, жиры, углеводы. Основные лекарственные средства на их основе и культура их использования. | 1 |
1 |
|||
- Витамины и современность. | 1 |
1 |
|||
- Биологически-активные добавки. | 1 |
1 |
|||
- Зайдем в аптеку. | 1 |
1 |
Новизна направлений, вопросов изучения характерна для данной программы. Это отражено в программе и в тематическом планировании (приложение 1). Программа обеспечена учебными пособиями, разработанными автором- составителем (приложение 2).
Результативность занятий предметной школы представлена в приложении 3.
Практикум по решению химических задач (34 часа).
Тема занятия | Кол-во часов |
Тема 1. Решение задач на вывод формул веществ (5 часов). | |
Вывод формулы вещества на основе молярного соотношения. | 1 час |
Вывод формулы вещества на основе массовой доли элемента. | 1 час |
Вывод формулы вещества на основе продуктов горения вещества | 1 час |
Вывод формул углеводородов | 1 час |
Вывод формул кислородосодержащих органических соединений. | 1 час |
Тема 2. Задачи с использованием понятий “избыток-недостаток” ( 9 часов). | |
Расчеты массы продукта реакции на основе масс исходных веществ. | 2 часа |
Расчеты массы продукта реакции на основе количества вещества реагирующих веществ. | 2 часа |
Комбинированные задачи на избыток недостаток. | 2 часа |
Тема 3. Задачи на вычисление выхода продукта от теоретически возможного (4часа). | |
Вычисление массы, количества продукта, если известен выход продукта от теоретически возможного. | 2 часа |
Вычисление выхода продукта от теоретически возможного, если известна масса исходного вещества и продукта реакции. | 2часа |
Тема 4.Задачи с использованием понятий “массовая доля” (10 часов). | |
Массовая доля вещества. | 2 часа |
Массовая доля примесей в веществе. | 2 часа |
Массовая объемная доля вещества в растворе. | 2 часа |
Расчеты с использованием массовой доли растворенного вещества. | 2 часа |
Решение задач по правилу “креста”. | 2 часа |
Тема 5. Решение комбинированных задач (9 часов). | |
Нестандартные задачи с использованием
понятия “массовая доля”. |
2 часа |
Нестандартные задачи с использованием понятия “Объемная доля”. | 2 часа |
Нестандартные задачи на выход продукта. | 2 часа |
Задачи на вычисление теплового эффекта реакции. | 2 часа |
Решение комбинированных задач. | 1 час |
Программное обеспечение.
1 Программа курса химии. О.С. Габриелян. 8-11 класс. Дрофа 2004 г.
Методическое обеспечение программы.
- О.С. Габриелян. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. Дрофа 2003г.
- О.С. Габриелян. И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. Дрофа 2002г.
- О.С. Габриелян. И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. Дрофа 2004г.
- О.С. Габриелян. И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс. Дрофа 2004г. 1-2ч
- О.С. Габриелян. Учебник. Органическая химия с углубленным изучением. Дрофа 2003 г.
Дидактическое обеспечение программы.
- О.С. Габриелян, Т.В. Смирнова. “Изучаем химию в 8 классе”. Тесты, проверочные работы. Москва 2002г.
- О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов “Изучаем химию в 9 классе”. Тесты, проверочные работы.. Москва 2002г.
- О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов “Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях”. 10 класс. Дрофа 2003г..
- О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Г. Веденская. “Общая химия в тестах, задачах, упражнениях” Дрофа 2003г.
Видеофильмы.
- Химия вокруг нас (видеокассета). Леннаучфильм.
- Химия 8 класс II часть. Вода. Тайна великого закона. Леннаучфильм. (видеокассета)
- Химический эксперимент. 8 класс. Фильм 3. Периодический закон, периодическая система Д.И. Менделеева, (видеокассета). Телекомпания СГУ ТВ 2006г. Органическая химия.Часть 1-5.
- Тайны воды. Научный фильм, (диск). Интернет-информация 2006г.
Литература.
- Э. Гроссе “Химия для любознательных”. Ленинград: “Химия” ,1987г.
- В.Ф. Дергольц “Мир воды”. Ленинград: “Недра”, 1979г.
- А.Г. Ильченко “Перекрестки химии, физики, биологии”, Москва: Просвещение, 1986 г.
- Н.П. Кононов “Критерии выбора”, Москва: “Никола. 21 век”, 2002г.
- И.А. Леенсон “Занимательные очерки по химии”, Москва: “Химия” 1987г.
- Э. Масару “Энергия воды”, Москва: “София”, 2005г.
- Э. Масару “Послание воды”, Москва: “София”, 2005г.
- П.А. Оржековский “Творчество учащихся на практических занятиях по химии”, Москва: “Химия” 1999г.
- В.А. Синюков “Вода известная и неизвестная”, Москва: “Знание”, 1987г.
- И.В. Петрянов “Самое необыкновенное вещество в мире”, Москва Педагогика, 1981г.
- В.Ю. Тихоплав, Т.С. Тихоплав. Физика веры. Санкт-Петербург, 2002г
- Ю.Я. Фиалков “Не только о воде”, Ленинград: “Химия”, 1976г.
- С. А. Шапиро, Гурвич “Аналитическая химия”, Москва: “Высшая школа” 1973г.
- Г.Б. Шульпин “Эта увлекательная химия”, Москва: “Химия”, 1984г.
- Интернет-информация.
- Журналы “ Химия в школе”: Л.Г. Авдеев
“Минеральная вода – чудесный дар природы”.№2,
2007г;
О.Э. Анацко “Уроки “Химия в нашей жизни”” №2, 2006;
Е.Н. Ануфриева “Интегрированный урок “Гидросфера”” №7. 2001;
Т.К. Васильева “О воде – только в стихах”. №10, 2006г;
С.А. Демьянова “Оксид жизни – вода”. №7, 2001г;
А.Г. Звездин “ Парадоксы воды”. №7, 2001г;
Н.А.Золотова “Известная и неизвестная вода”. №8 2002г;
В.В. Кавиева “Валеологический компонент”. №2, 2006г;
Г.А. Капецкая “Интеллектуальная игра “Мир воды””.№2, 2006г;
Г.Л. Маршанова “Аналитический семинар “Вода в природе и жизни человека””. №2, 2006г;
М.А. Никитина “Интегрированный урок: пресс-конференция о воде и её свойствах”. №1, 2005г;
Л.В. Пацукова “ Слушается дело об аномалиях воды”. №8, 2002г;
Н.И. Речкалова “Какую воду мы пьём”. №3, 2004г;
Н.Ф. Церцек “22 Марта – всемирный день воды”. №3, 2004г;
Я.М. Ячменцев “Самое удивительное вещество”. №7. 2001г. - Химия в школе. Химия на досуге. Учение с развлечением. Рассказы о воде. Москва: Центрхимпресс, 2006г.