Урок биологии в 7-м классе. Происхождение, многообразие, значение земноводных

Разделы: Биология


Задачи:

1. Установить происхождение земноводных от древних кистепёрых рыб.

2. Раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к среде обитания.

3. Показать значение земноводных, необходимость их охраны.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка знаний.

2. 1. Устно.

2. 1. 1. Расскажите об органах размножения земноводных.

2. 1. 2. Проанализируйте содержание географической карты, где условными знаками обозначены территории, на которых обитают земноводные, найдите ошибки, объясните свой ответ (красными кругами обозначены Северная и Южная Америка, Евразия, Африка, Антарктида. Возможный вариант ответа: в Антарктиде земноводные не обитают, т.к. там нет подходящих условий: постоянно очень низкие температуры, сухой воздух).

2. 2. Письменно.

2. 2. 1. Выполните в тетради с печатной основой задания

3. Изучение нового материала.

3. 1. Происхождение земноводных.

3. 1. 1. Задание. Обдумайте всю информацию, известную вам, о земноводных, сделайте предположение о том, какие животные могли бы быть их предками? Ответ поясните.

3. 1. 2. Заслушивание и обсуждение ответов, формулировка выводов.

3. 2. Многообразие земноводных.

3. 2. 1. Работая с текстом учебника и дополнительной литературой. Заполните таблицу “Отряды земноводных”.

Табл. 1. “Отряды земноводных”.

Название отряда Признаки отряда Представители отряда
1. Отряд Бесхвостые Земноводные Лишены хвоста во взрослом состоянии, имеют прыгательные задние ноги Лягушки, жабы, квакши
2. Отряд Хвостатые Земноводные Имеют во взрослом состоянии длинный хвост и короткие ноги. Передвигаются при помощи волнообразных движений туловища и хвоста, перебирая ногами Тритоны, саламандры
Отряд Безногие Земноводные Обитают во влажной и рыхлой почве тропических лесов. Утратили ноги вместе с поясами конечностей, хорошо развито обоняние и осязание, отсутствует зрение. Оплодотворение внутреннее Австралийская червяга

 3. 2. 2. Проверка и оценка результатов работы, беседа по вопросам:

  • используя данные таблицы, объясните отсутствие ног у австралийской червяги.
  • используя данные таблицы, объясните отсутствие зрения у австралийской червяги.
  • чем объясняется наличие хорошо развитого осязания у австралийской червяги?
  • чем объяснить отсутствие прыгательных задних конечностей у тритона?
  • чем объяснить наличие хвоста у саламандры?

3. 3. Значение и охрана.

3. 3. 1. Задание. Прослушайте сообщения, поработайте с дополнительной литературой, материалом учебника .

3. 3. 2. Придумайте стихотворение с парами словосочетаний:

  • Цепь питания – поедание
  • Вредителей - истребителей
  • Слизни – жизней
  • Опытные – подопытные

Например:

У земноводных в их цепи питания
Входит жуков, комаров поедание
Целые полчища страшных вредителей
Ох, как боятся лягух – истребителей!
Скушает жаба десяточек слизней
Даже не жалко противных их жизней.
Только вот жалко лягушек подопытных!
Гибнут они в заведениях опытных.

3. 3. 3. Зашифруйте названия животных, находящихся под охраной закона.

Например:

Три тонны макулатуры собрали ученики нашей школы.

“Салам! Андраник!” - закричали ребята, обступив вернувшегося друга.

4. Домашнее задание:

4. 1. Выучить таблицу “Отряды земноводных”.

4. 2. Повторите материал о земноводных.