В условиях современного интеллектуального развития человека к ребенку – дошкольнику предъявляются более высокие требования развития творческого потенциала, необходимости перехода от воспроизводящей действительности к творческой. Основная задача работы с детьми как раз и состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование творческих способностей. Основной показатель творчества, которое ученые рассматривают как деятельность высшего уровня, – новизна ее результата.
Рассматривая развитие творческих способностей в контексте с динамикой их приобретения, что является, на мой взгляд, одной из проблем современного образовательного процесса, педагогическая практика уделяет более глубокое внимание традиционным видам художественной деятельности.
К сожалению, в работе с дошкольниками не предусмотрено широкое использование нетрадиционных материалов и технологий, а именно гофрированный картон. По данной проблеме только М.И. Нагибина; Л.В. Пантелеева; Т.В. Панфилова освещают опыт работы использования гофрированного картона для создания интересных изделий и поделок. По мнению Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца и др. – это первая важная особенность детского творчества. Вторая заключается в том, что процесс создания продукта для ребенка имеет практически первостепенное значение. Увлекшись поиском, он обязательно закончит ее положительным результатом. Это третья особенность детского творчества.
В контексте с вышесказанным считаю, что техника “Картонное кружево” представляет возможность творческого созидания развития мышления, сотворчества между педагогом и ребенком, более быстрое достижение результата – ситуация успеха в творчестве, что отражается на эмоциональном состоянии ребенка, стимулирует желание творить.
Считая работу с гофрированным картоном интересной и доступной для детей. Сам вид материала, простота обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяет легко овладеть ручными умениями и навыками.
В процессе работы по теме “Картонное кружево” как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, мною разработан перспективный план, план взаимодействия с родителями, конспекты занятий, методические рекомендации для воспитателей ДОУ.
Гофрированный картон является нетрадиционным материалом, работа с которым способствует развитию творческих способностей у детей. Гофрированный картон – это один из самых податливых и легко доступных материалов.
Цель исследования: удовлетворить детскую потребность в создании чего-то нового, в изменении формы, исследовании свойств и возможностей нетрадиционного материала.
Задачи исследования:
1. Обучить детей простейшему сенсорному анализу, выделять форму материала, из которого выполнена поделка, способ преобразования его частей, деталей и др.;
- способствовать развитию мелкой моторики рук;
- обеспечить правильное восприятие трудовых процессов;
- помочь овладеть последовательностью микропроцессов от элементарных к сложным;
2. Научить способам создания и преобразования предметов;
3. Помочь детям преодолеть страх и неуверенность перед незнакомым делом;
4. Воспитывать бережное отношение к предметам, игрушкам, композициям как результатам своего труда и труда взрослых;
5. Научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности;
6. Способствовать развитию творческой активности. С первых занятий ребенок исследует возможности применения картона сгибая, разрезая его на части, затем он объединяет их и получает новую форму. Занятия построены в игровой форме, с учетом тематизма по каждому способу обработки картона.
Перспективный план
№ п/п | Наименование раздела, блока, темы | Кол-во занятий | Формы работы | Технологические операции |
I раздел: Плоскостная аппликация” Блок: “Осень” | ||||
1. | “Путешествие на чудо фабрику” | 1 | Знакомство с картоном, его свойствами, способами обработки. | |
2. | “Листопад” | 2 | Индивид. | Нанесение рисунка по контуру, вырезание, наклеивание. |
3. | “Груша” | 1 | Индивид. | Нанесение рисунка по контуру, вырезание, наклеивание. |
4. | “Яблоко” | 1 | Индивид. | Нанесение рисунка по контуру, вырезание, наклеивание. |
5. | “Виноград” | 2 | Индивид. | Нанесение рисунка по контуру, вырезание, наклеивание. |
6. | “Ваза с фруктами” (композиция) | 2 | Коллектив. | Составление эскиза, нанесение рисунка по контуру, вырезание, наклеивание. |
II раздел: “Торцевание” Блок: “Зима” | ||||
7. | “Сугробы” | 2 | Индивид. | Рисование по готовому эскизу через копирку, нарезание полосок из гофрированного картона, наклеивание. |
8. | “Елка” | 1 | Индивид. | Рисование по готовому эскизу через копирку, нарезание полосок из гофрированного картона, наклеивание. |
9. | “Зайка беленький сидит” | 1 | Индивид. | Рисование по готовому эскизу через копирку, нарезание полосок из гофрированного картона, наклеивание. |
10. | “Зимний лес” (композиция) | 2 | Коллектив. | Рисование по готовому эскизу через копирку, нарезание полосок из гофрированного картона, наклеивание. |
11. | “Новогодняя открытка” | 1 | Индивид. | Рисование по готовому эскизу через копирку, нарезание полосок из гофрированного картона, наклеивание. |
III раздел: “Полуобъемная аппликация” Блок: “Весна” | ||||
12. | “Дерево” | 2 | Индивид. | Нанесение рисунка по шаблону, вырезание, наклеивание. |
13. | “Солнце” | 1 | Индивид. | Нанесение рисунка по шаблону, вырезание, наклеивание. |
14. | “Ручей” | 1 | Индивид. | Нанесение рисунка по шаблону, вырезание, наклеивание. |
15. | “Пришла весна” | 2 | Коллектив. | Нанесение рисунка по шаблону, вырезание, наклеивание. |
IV раздел: “Объемные поделки” Блок: “Лето” | ||||
16. | “Собака” | 2 | Индивид. | Нанесение рисунка по контуру, вырезание, склеивание, щелевое соединение. |
17. | “Кот” | 1 | Индивид. | Нанесение рисунка по контуру, вырезание, склеивание, щелевое соединение. |
18. | “Дом” | 1 | Индивид. | Нанесение рисунка по контуру, вырезание, склеивание, щелевое соединение. |
19. | “В деревне летом” (композиция) | 2 | Коллектив. | Нанесение рисунка по контуру, вырезание, склеивание, щелевое соединение. |
20. | “В сказочной стране” (композиция) | 2 | Коллектив. | Использование в работе плоскостной, полуобъемной аппликации, способов наклеивания торцеванием и изготовление объемных поделок. |
Условия становления и возникновения опыта
Предлагаемый мною опыт является результатом работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей в технике “Картонное кружево”.
В моей практике выяснилось, что конкретная форма работы формирует у ребенка интерес к продуктивно-художественной деятельности и обеспечивает ее творческий характер. Ознакомление проводилось по программе Т.А. Васильевой, где не уделяется внимание работе с нетрадиционными материалами, в частности с гофрированным картоном. Опыт по данной тематике формировался в рамках изучения теоретической базы семинаров-практикумов, изучение программ, имеющегося практического материала, фонда детской библиотеки. Опыт работы строился на работах Т.В. Панфиловой, Л.В. Пантелеевой и М.И. Нагибиной.
Методика организации занятий
Успешное проведение занятий во многом зависит от подготовки педагога, который заранее должен определить объем и содержание работы; подобрать материал; инструменты в необходимом количестве, соответствующие гигиеническим требованиям и соблюдению техники безопасности.
Тему занятия педагог выбирает в зависимости от уровня художественного развития детей 7-го года жизни; педагогических задач; запаса жизненных наблюдений жизни и природы; игрушек, которые дети знают и любят.
Любая тема занятий требует предварительной работы с детьми.
Готовясь к занятию, педагог выполняет заранее примерные образцы. В этом случае он может предусмотреть возникновение трудностей и наметить пути их устранения. Свой образец педагог должен демонстрировать на первых занятиях. Он обращает внимание на положение тех или иных деталей, их сочетаний, крепление; объясняет и показывает, как следует отбирать материал, наклеивать и соединять детали в зависимости от способа обработки картона.
В дальнейшем усвоенные приемы работы не показывают, а лишь напоминают последовательность выполнения или предлагают рассказать об этом кому-либо из детей.
Занятия проходят в игровой форме. Между выполнением отдельных операций необходимо проводить физкультминутки. Занятия по кружковой работе проводятся 1 раз в неделю, длительностью 35 минут.
Результативность
При проектировании программы кружка “Картонное кружево”, мною была выдвинута гипотеза, в которой предполагается, что серия занятий по кружковой работе с детьми старшего дошкольного возраста позволяет сформировать определенные трудовые навыки, развить творческие способности в работе с нетрадиционными материалами в технике “Картонное кружево”.
Для проверки этого предположения мною была проведена опытно-экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста, условно разделенных на две группы по восемь человек.
Диагностическое исследование (констатирующий эксперимент) носило комплексный характер, проводилось индивидуально и было направлено на выявление уровня знаний у детей в работе с нетрадиционным материалом в технике “Картонное кружево”.
Исходя из этого разработали систему вопросов. Вопросы были направлены на выявление понятий “картон” и “Картонное кружево”; представлений о видах картона, качестве; самостоятельности в выборе работ, выполняемых в технике “Картонное кружево”.
Обучающий этап (формирующий эксперимент) проводился с экспериментальной группой, работа проводилась поэтапно. На завершающем этапе (контрольный эксперимент) провела контрольную диагностику. Использовалась та же диагностическая методика, что и в начале эксперимента.
При сравнении динамики результатов констатирующего и контрольного экспериментов мы выяснили, что высокий уровень знаний детей повысился на 50%, средний уровень – уменьшился на 25%, низкий уровень составил 0%.
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ
На основе опытно-экспериментальной работы были разработаны методические рекомендации для воспитателей ДОУ.
Рекомендуем:
1. Использовать в работах по аппликации технику “Картонное кружево”.
2. Целесообразно заранее спланировать систему занятий на весь учебный год по блокам: осень, зима, весна, лето и разделам от простого к сложному: плоскостная аппликация, торцевание, полуобъемная и объемная аппликация.
3. Тематика должна быть интересной, познавательной, посвященной знакомым игровым образам, событиям, персонажам, явлениям.
4. Проводить занятия в игровой форме, в форме беседы, в форме путешествия.
5. Создавать проблемную ситуацию для поиска творческих решений при работе с гофрированным картоном.
6. Важно сочетать на занятиях индивидуальную работу с коллективной деятельностью детей.
7. Уделять особое внимание процессу обследования образца: от целостного восприятия к дифференцированному и снова к целостному восприятию.
8. Яркость и оригинальность работ будет зависеть от выбора фона и выбора гофрированного картона.
9. Разработку конспектов целесообразно планировать в форме таблицы, что способствует поэтапному проведению занятий.
10. В занятиях важно учитывать следующие этапы:
- эмоциональное начало;
- обследование образца;
- показ выполнения работы;
- двигательные упражнения;
- самостоятельная работа;
- анализ результата работы.
11. В анализе работ обращать внимание на выразительность образца – цветовое решение, оригинальность, аккуратность и качество выполнения техники.
12. Использовать самооценку и самоанализ выполненных работ детьми.
13. Итог художественной деятельности детей – это коллективная работа с использование всех способов выполнения аппликации из гофрированного картона.
14. Целесообразно провести выставку детских работ по технике “Картонное кружево”.