"Картонное кружево" как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


В условиях современного интеллектуального развития человека к ребенку – дошкольнику предъявляются более высокие требования развития творческого потенциала, необходимости перехода от воспроизводящей действительности к творческой. Основная задача работы с детьми как раз и состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование творческих способностей. Основной показатель творчества, которое ученые рассматривают как деятельность высшего уровня, – новизна ее результата.

Приложение 1

Приложение 2

Рассматривая развитие творческих способностей в контексте с динамикой их приобретения, что является, на мой взгляд, одной из проблем современного образовательного процесса, педагогическая практика уделяет более глубокое внимание традиционным видам художественной деятельности.

К сожалению, в работе с дошкольниками не предусмотрено широкое использование нетрадиционных материалов и технологий, а именно гофрированный картон. По данной проблеме только М.И. Нагибина; Л.В. Пантелеева; Т.В. Панфилова освещают опыт работы использования гофрированного картона для создания интересных изделий и поделок. По мнению Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца и др. – это первая важная особенность детского творчества. Вторая заключается в том, что процесс создания продукта для ребенка имеет практически первостепенное значение. Увлекшись поиском, он обязательно закончит ее положительным результатом. Это третья особенность детского творчества.

В контексте с вышесказанным считаю, что техника “Картонное кружево” представляет возможность творческого созидания развития мышления, сотворчества между педагогом и ребенком, более быстрое достижение результата – ситуация успеха в творчестве, что отражается на эмоциональном состоянии ребенка, стимулирует желание творить.

Считая работу с гофрированным картоном интересной и доступной для детей. Сам вид материала, простота обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяет легко овладеть ручными умениями и навыками.

В процессе работы по теме “Картонное кружево” как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, мною разработан перспективный план, план взаимодействия с родителями, конспекты занятий, методические рекомендации для воспитателей ДОУ.

Гофрированный картон является нетрадиционным материалом, работа с которым способствует развитию творческих способностей у детей. Гофрированный картон – это один из самых податливых и легко доступных материалов.

Цель исследования: удовлетворить детскую потребность в создании чего-то нового, в изменении формы, исследовании свойств и возможностей нетрадиционного материала.

Задачи исследования:

1. Обучить детей простейшему сенсорному анализу, выделять форму материала, из которого выполнена поделка, способ преобразования его частей, деталей и др.;

  • способствовать развитию мелкой моторики рук;
  • обеспечить правильное восприятие трудовых процессов;
  • помочь овладеть последовательностью микропроцессов от элементарных к сложным;

2. Научить способам создания и преобразования предметов;

3. Помочь детям преодолеть страх и неуверенность перед незнакомым делом;

4. Воспитывать бережное отношение к предметам, игрушкам, композициям как результатам своего труда и труда взрослых;

5. Научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности;

6. Способствовать развитию творческой активности. С первых занятий ребенок исследует возможности применения картона сгибая, разрезая его на части, затем он объединяет их и получает новую форму. Занятия построены в игровой форме, с учетом тематизма по каждому способу обработки картона.

Перспективный план

№ п/п Наименование раздела, блока, темы Кол-во занятий Формы работы Технологические операции
I раздел: Плоскостная аппликация” Блок: “Осень”
1. “Путешествие на чудо фабрику” 1   Знакомство с картоном, его свойствами, способами обработки.
2. “Листопад” 2 Индивид. Нанесение рисунка по контуру, вырезание, наклеивание.
3. “Груша” 1 Индивид. Нанесение рисунка по контуру, вырезание, наклеивание.
4. “Яблоко” 1 Индивид. Нанесение рисунка по контуру, вырезание, наклеивание.
5. “Виноград” 2 Индивид. Нанесение рисунка по контуру, вырезание, наклеивание.
6. “Ваза с фруктами” (композиция) 2 Коллектив. Составление эскиза, нанесение рисунка по контуру, вырезание, наклеивание.
II раздел: “Торцевание” Блок: “Зима”
7. “Сугробы” 2 Индивид. Рисование по готовому эскизу через копирку, нарезание полосок из гофрированного картона, наклеивание.
8. “Елка” 1 Индивид. Рисование по готовому эскизу через копирку, нарезание полосок из гофрированного картона, наклеивание.
9. “Зайка беленький сидит” 1 Индивид. Рисование по готовому эскизу через копирку, нарезание полосок из гофрированного картона, наклеивание.
10. “Зимний лес” (композиция) 2 Коллектив. Рисование по готовому эскизу через копирку, нарезание полосок из гофрированного картона, наклеивание.
11. “Новогодняя открытка” 1 Индивид. Рисование по готовому эскизу через копирку, нарезание полосок из гофрированного картона, наклеивание.
III раздел: “Полуобъемная аппликация” Блок: “Весна”
12. “Дерево” 2 Индивид. Нанесение рисунка по шаблону, вырезание, наклеивание.
13. “Солнце” 1 Индивид. Нанесение рисунка по шаблону, вырезание, наклеивание.
14. “Ручей” 1 Индивид. Нанесение рисунка по шаблону, вырезание, наклеивание.
15. “Пришла весна” 2 Коллектив. Нанесение рисунка по шаблону, вырезание, наклеивание.
IV раздел: “Объемные поделки” Блок: “Лето”
16. “Собака” 2 Индивид. Нанесение рисунка по контуру, вырезание, склеивание, щелевое соединение.
17. “Кот” 1 Индивид. Нанесение рисунка по контуру, вырезание, склеивание, щелевое соединение.
18. “Дом” 1 Индивид. Нанесение рисунка по контуру, вырезание, склеивание, щелевое соединение.
19. “В деревне летом” (композиция) 2 Коллектив. Нанесение рисунка по контуру, вырезание, склеивание, щелевое соединение.
20. “В сказочной стране” (композиция) 2 Коллектив. Использование в работе плоскостной, полуобъемной аппликации, способов наклеивания торцеванием и изготовление объемных поделок.

Условия становления и возникновения опыта

Предлагаемый мною опыт является результатом работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей в технике “Картонное кружево”.

В моей практике выяснилось, что конкретная форма работы формирует у ребенка интерес к продуктивно-художественной деятельности и обеспечивает ее творческий характер. Ознакомление проводилось по программе Т.А. Васильевой, где не уделяется внимание работе с нетрадиционными материалами, в частности с гофрированным картоном. Опыт по данной тематике формировался в рамках изучения теоретической базы семинаров-практикумов, изучение программ, имеющегося практического материала, фонда детской библиотеки. Опыт работы строился на работах Т.В. Панфиловой, Л.В. Пантелеевой и М.И. Нагибиной.

Методика организации занятий

Успешное проведение занятий во многом зависит от подготовки педагога, который заранее должен определить объем и содержание работы; подобрать материал; инструменты в необходимом количестве, соответствующие гигиеническим требованиям и соблюдению техники безопасности.

Тему занятия педагог выбирает в зависимости от уровня художественного развития детей 7-го года жизни; педагогических задач; запаса жизненных наблюдений жизни и природы; игрушек, которые дети знают и любят.

Любая тема занятий требует предварительной работы с детьми.

Готовясь к занятию, педагог выполняет заранее примерные образцы. В этом случае он может предусмотреть возникновение трудностей и наметить пути их устранения. Свой образец педагог должен демонстрировать на первых занятиях. Он обращает внимание на положение тех или иных деталей, их сочетаний, крепление; объясняет и показывает, как следует отбирать материал, наклеивать и соединять детали в зависимости от способа обработки картона.

В дальнейшем усвоенные приемы работы не показывают, а лишь напоминают последовательность выполнения или предлагают рассказать об этом кому-либо из детей.

Занятия проходят в игровой форме. Между выполнением отдельных операций необходимо проводить физкультминутки. Занятия по кружковой работе проводятся 1 раз в неделю, длительностью 35 минут.

Результативность

При проектировании программы кружка “Картонное кружево”, мною была выдвинута гипотеза, в которой предполагается, что серия занятий по кружковой работе с детьми старшего дошкольного возраста позволяет сформировать определенные трудовые навыки, развить творческие способности в работе с нетрадиционными материалами в технике “Картонное кружево”.

Для проверки этого предположения мною была проведена опытно-экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста, условно разделенных на две группы по восемь человек.

Диагностическое исследование (констатирующий эксперимент) носило комплексный характер, проводилось индивидуально и было направлено на выявление уровня знаний у детей в работе с нетрадиционным материалом в технике “Картонное кружево”.

Исходя из этого разработали систему вопросов. Вопросы были направлены на выявление понятий “картон” и “Картонное кружево”; представлений о видах картона, качестве; самостоятельности в выборе работ, выполняемых в технике “Картонное кружево”.

Обучающий этап (формирующий эксперимент) проводился с экспериментальной группой, работа проводилась поэтапно. На завершающем этапе (контрольный эксперимент) провела контрольную диагностику. Использовалась та же диагностическая методика, что и в начале эксперимента.

При сравнении динамики результатов констатирующего и контрольного экспериментов мы выяснили, что высокий уровень знаний детей повысился на 50%, средний уровень – уменьшился на 25%, низкий уровень составил 0%.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ

На основе опытно-экспериментальной работы были разработаны методические рекомендации для воспитателей ДОУ.

Рекомендуем:

1. Использовать в работах по аппликации технику “Картонное кружево”.

2. Целесообразно заранее спланировать систему занятий на весь учебный год по блокам: осень, зима, весна, лето и разделам от простого к сложному: плоскостная аппликация, торцевание, полуобъемная и объемная аппликация.

3. Тематика должна быть интересной, познавательной, посвященной знакомым игровым образам, событиям, персонажам, явлениям.

4. Проводить занятия в игровой форме, в форме беседы, в форме путешествия.

5. Создавать проблемную ситуацию для поиска творческих решений при работе с гофрированным картоном.

6. Важно сочетать на занятиях индивидуальную работу с коллективной деятельностью детей.

7. Уделять особое внимание процессу обследования образца: от целостного восприятия к дифференцированному и снова к целостному восприятию.

8. Яркость и оригинальность работ будет зависеть от выбора фона и выбора гофрированного картона.

9. Разработку конспектов целесообразно планировать в форме таблицы, что способствует поэтапному проведению занятий.

10. В занятиях важно учитывать следующие этапы:

  • эмоциональное начало;
  • обследование образца;
  • показ выполнения работы;
  • двигательные упражнения;
  • самостоятельная работа;
  • анализ результата работы.

11. В анализе работ обращать внимание на выразительность образца – цветовое решение, оригинальность, аккуратность и качество выполнения техники.

12. Использовать самооценку и самоанализ выполненных работ детьми.

13. Итог художественной деятельности детей – это коллективная работа с использование всех способов выполнения аппликации из гофрированного картона.

14. Целесообразно провести выставку детских работ по технике “Картонное кружево”.