На протяжении всего изучения курса музыки обучающиеся встречаются с героическими образами, с произведениями, посвященными темам воинского подвига, патриотизма, верности долгу, преданности высоким гуманистическим идеалам. Такие произведения понимаются и усваиваются обучающимися благодаря тому, что на уроке раскрываются их характерные особенности, объясняющие причины их воздействия на слушателей.
История каждого народа богата интересными, значительными событиями, которые становятся знаменательными вехами в развитии общества. Если страницы этой истории отображены в искусстве – в музыке, поэзии, живописи, то воздействие их на умы и души новых поколений сильнее, а связь с настоящим крепче. В этом историческом прошлом – истоки общественной и культурной жизни каждой нации. Невозможно осмыслить в полной мере современность без обращения к историческому опыту народа.
Классическая музыка XIX и XX веков обрела высокую идейность, значительность благодаря нерасторжимой связи с жизнью народа, его историей. Велико эмоциональное воздействие произведений русских композиторов, которым всегда была свойственна любовь к Родине, к народу, при отображении – тем государственного строительства, политического объединения или героической борьбы с иноземными поработителями.
Героические подвиги народа отражены в монументальных фресковых произведениях: операх “Иван Сусанин”, “Князь Игорь”, “Война и мир”; ораториях “Александр Невский”, “На поле Куликовом”.
Сложные противоречия различных эпох и взаимоотношения различных слоев общества отображены в гениальных творения русских композиторов – операх “Борис Годунов” и “Хованщина” М.Мусоргского, “Псковитянка” Н.Римского-Корсакова.
Необходимым условием значительности воплощаемых композитором идей является историзм его мышления. Протягивается связь времен от искорки народного духа, вспыхнувшей в далеком прошлом, утверждавшей необходимость борьбы за себя, свой род, свою нацию, до самоотверженной борьбы за освобождение народов Европы от фашизма в Великой Отечественной войне, за всеобщий мир на Земле для всех народов – в наше время. Появление каждого сочинения – оперы, симфонии, кантаты – всегда обусловлено потребностями своей эпохи.
Еще в древности музыке придавалось магическое значение. Воздействие музыки на человека так глубоко, что невозможно не верить в ее власть, преобразующую не только человеческие души, но и весь окружающий мир. Любовь к музыке, вера в ее сверхъестественную силу, в ее способность очищать и возвеличивать душу, делали людей более тонкими, высокоорганизованными. Удивительно ли, что еще в глубокой древности возник прекрасный миф об Орфее, укрощавшем своей музыкой диких зверей, а также неподвластные никому стихии, целая философская система ученого-философа Пифагора, утверждавшего единство законов, по которым строится и музыка, и Вселенная.
Музыкальная культура прошлого не осталась запечатленной ни в камне, ни в бронзе, и до наших дней сохранились лишь отдельные высказывания выдающихся ученых древности, помогающих понять то огромное значение, какое придавалось музыке в далеком прошлом.
Важную роль играла музыка и в средние века на Руси, на всем протяжении ее истории. В русской музыке отображено наше славное прошлое, она заключает в себе душу породившего ее народа. В русских песнях отразилось все: мирная жизнь и ратные подвиги, вымышленные герои и исторические личности, нашествия с запада и востока, падение русских городов и воскрешение их из пепла. Вся наша история нашла свое выражение в песнях, легендах, сказаниях, сказках нашего народа. В них воплотились и скорбные переживания, раздумья, и вера в безграничность духовных сил русского народа, непримиримость, неприятие зла. Благодаря этому нам ближе, понятнее становятся наши предки, которые в жестокой, трагической борьбе сохранили то самое святое, что теперь мы называем Родиной.
“Покажите мне народ, у которого бы больше было песен, – писал Гоголь, – Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и, как грибы, вырастают города. Под песни … пеленается, женится и хоронится русский человек”.
Многочисленны песни, в которых отражена героическая история России.
Многообразен мир чувств и мыслей, разнообразны исторические события, отображенные в этой музыке, различны средства музыкальной выразительности. Главным всегда оставалось одно: любовь к родной земле, к родному русскому народу.
Древние былины отобразили эпоху Киевской Руси, ее историю, жизненный уклад и даже характеристики киевских князей, богатырей. Герои былин (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович) – богатыри не были конкретными историческими личностями и подвиги их не всегда имели определенную историческую дату, битвы с кочевниками происходили на протяжении многих веков, но богатыри были наделены лучшими чертами русского национального характера.
Исторические события средних веков отражены в исторических песнях. Самые ранние песни отобразили события XIV века – татарские и турецкие нашествия, разорение русских городов и сел, пленение женщин и детей. В этих песнях по-разному выражено горе плененных русских женщин, по-разному рассказывается о встрече матери с дочерью, выросшей в татарском плену и не узнавшей свою мать. Но сила, величие души русского человека, ее благородство всегда перекрывает глубину скорби в таких песнях.
События XVI века отображены в песнях об Иване IV (о походах на Казань, Астрахань), о Ермаке, о царствовании Петра I, о народных героях – Разине, Минине и Пожарском. Многочисленны песни позднего периода о Суворове, в которых рассказывается и о конкретных походах (“Ой, да как по морю было”, “Ой, да пишет, пишет наш Суворов”), и о личности гениального полководца, о ранении Суворова под Очаковом.
В XVIII–XIX веках героико-патриотическая песня достигла наибольшего расцвета. Народная война 1812 года потрясла сознание русского народа, песни о ней создавались на протяжении всего XIX века. Песни, в основном, бодрые, активные, воспевают воинскую доблесть, дружбу, чувство товарищества (“Здорово, брат служивый!”, “Солдатушки, бравы ребятушки”).
В революционных песнях XIX–XX веков нашли свое отражение все три этапа русской революции – декабристский, разночинский, пролетарский (“Слава”, “Отечество наше страдает”, “Что не ветер шумит во сыром бору”, “Не слышно шума городского”, “Послание в Сибирь”, “Узник”, “Смело, друзья, не теряйте”, “Смело, товарищи, в ногу”, “Мы кузнецы”, “Варшавянка”).
История духовной жизни народа воплотилась в бытовых, календарных, трудовых, лирических песня. “Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа”, – писал о народных песнях Гоголь.
Песня имела не только историческое, художественное значение, но и воспитательное – передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, воспитывала умы и души, выражая любовь и преданность народа своей прекрасной Родине.
Народная песня вошла в творчество всех русских композиторов, стала неотъемлемой частью их произведений вокальных (песен, романсов, кантат, опер) и инструментальных (вариаций на народные темы, симфоний, сонат, квартетов, концертов).
Исторические сюжеты вдохновили лучших русских композиторов на создание гениальных произведений, в которых ярко выделяются русские национальные характеры.
Опера “Князь Игорь” А.П.Бородина – одно из лучших произведений, воспевших героизм русского народа. В основе либретто события времен борьбы Руси со “степью”, описанные неизвестным автором в “Слове о полку Игореве”. Опера насыщена многими деталями благодаря работе композитора с первоисточниками, которые усилили патриотическое звучание всего произведения. В народно-массовых, хоровых сценах воплощено народно-патриотическое начало, которое придает всей опере характер монументальной величественной фрески. Композитор обобщает образ главного героя оперы – князя Игоря (подлинно историчен, конкретен), наделяет лучшими чертами русских витязей (любовь к Родине, высокое осознание своего долга перед ней).
Народная легенда о граде Китеже раскрывает патриотическую идею в этическом плане, тем самым утверждая моральное превосходство русского народа над дикими ордами завоевателей. Опера-легенда “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” Н.Римского-Корсакова воспевает нравственную красоту и мужественную стойкость русского человека перед лицом страшной разрушительной силы татаро-монгольских завоевателей. Это одна из самых песенных опер Римского-Корсакова. В опере три подлинные народные мелодии, но интонации народных песен пронизывают всю оперу. Музыкальным эпиграфом к опере можно назвать трагически величавую мелодию исторической песни “Про татарский полон”, которая появляется в сценах вторжения татар и занимает большое место в симфоническом антракте “Сеча при Керженце”.
Главное чувство, рождаемое оперой “Иван Сусанин” М.Глинки, - чувство Родины. Композитор определил основную идею оперы так: подвиг Ивана Сусанина является естественным проявлением национального достоинства, патриотического порыва, свойственного всему русскому народу в годину трагических испытаний. Сусанин – народный герой, частица своего народа, с которым он нерасторжим. Музыкальная драматургия предсмертной арии Сусанина воплощает своеобразную “диалектику” самого его подвига. Песенная, свободно льющаяся мелодия постепенно становится все более и более взволнованной и после драматически звучащих слов “Ах, страшно тяжело…” вдруг застывает, и на одной безысходной, трагической ноте Сусанин договаривает: “…на пытке умирать”. В заключительном эпизоде арии драматическое напряжение нарастает, достигая подлинно трагической силы: “Ох, горький час! Ох, страшный час!” Но нравственная сила подвига в том и состоит, что человек, подобный Сусанину, способен превозмочь страх смерти. Для него нет другого выбора. Он выбрал спасение Москвы, пусть даже самой страшной ценой – ценою собственной жизни…
В опере ярко обозначена народно-песенная природа арий, речитативов, ансамблей, используются две подлинные народные мелодии (“Вниз по матушке, по Волге”, вторая записана композитором от извозчика в городе Луге). Партия хора в опере олицетворяет русский народ, его мелодия из Пролога “Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!” становится музыкальным символом любви к Родине. Эта любовь – главная сила, которая движет и судьбами народа, и судьбами отдельных людей. Мужественные и суровые интонации этой темы, преобразуясь, звучат торжественно и могуче в Эпилоге, сливаясь с победно ликующим перезвоном колоколов, что производит непередаваемое впечатление народного празднества, торжества: “Славься, славься ты, Русь моя!”.
Героем своих опер “Борис Годунов” и “Хованщина” М.Мусоргский сделал народ, который становится выразителем глубоко национального духа. Он показал в обеих операх преступность самодержавной власти; ее причастность ко всему недоброму, что происходит в мире, что чуждо народу. Народ в операх Мусоргского предстает не только главным героем трагедии, но и определяется в многоликую, разнохарактерную массу, развитие которой очень интенсивно на протяжении всего действия. В опере “Борис Годунов” особо подчеркнута проблема взаимоотношений народа и царя, который не может даровать народу свободу. Народная масса в опере представлена довольно разноликой, все участники воплотили в себе различные черты русского характера. Обобщенный образ народа достигает кульминации в самом конце оперы. Сцена под Кромами – гениальная по музыке картина народного восстания; в ее центре – хор “Расходилась, разгулялась удаль молодецкая!” производит впечатление разбушевавшейся стихии.
Годунов в центре второй картины пролога. Трагическая обреченность, подавленное психическое состояние, затаенный страх – все это в монологе “Скорбит душа”. Две основные линии в опере – линия народа и линия царя – развиваются параллельно, независимо друг от друга, в то же время неразъединимы, как и должно быть в трагедии.
В опере “Хованщина” Мусоргский воспел суровую и трагическую красоту, мощь народной силы. Главным героем оперы становится народная масса, расслоенная на отдельные группы. Их музыкальные характеристики в зависимости от конкретной сценической ситуации изменяются, передавая не только психологическую суть коллективного портрета, но и реакцию на события. Музыкальные характеристики каждого из героев конкретны, контрасты между ними обусловлены различием мировоззрений, характеров и поражают необычайной яркостью.
В развернутых полотнах оперного действа предстают картины старой Руси в контрастных противопоставлениях. Везде происходит борьба за власть, с властью, между старым и новым. Победа нового над старым утверждает себя не только в конце оперы, но и ясно вырисовывается и в симфоническом вступлении “Рассвет на Москве реке”, в котором выражена основная идея всего целого. В красочной, звукописной картине слышны и предутренний крик петуха, и звук цепей сменяющегося дозора, и призывный звон колокола. Эти образы не только конкретны, но и символичны, ибо несут более обобщенную смысловую нагрузку, утверждая приход нового дня России, новой эпохи в ее историческом развитии.
Пристрастие С.Прокофьева к русской национальной истории, ее героическим страницам, стремлении отобразить в своем творчестве ее наиболее значительные события проявилось довольно определенно. Большинство произведений 30–40-х годов создано им на исторические сюжеты (Отечественная война 1812 года, гражданская война, Великая Отечественная война) – кантата “Александр Невский”, оперы “Семен Котко”, “Война и мир”, “Повесть о настоящем человеке”.
В кантате “Александр Невский” композитор выразил психологическую суть двух противостоящих сил. Это два враждебных мира, противопоставленных на поле сражения: Русь и ее поработители – сначала татаро-монголы, затем тевтонские псы – рыцари. Образ Руси – народные хоры, лирическое соло, инструментальные эпизоды – все пронизано интонациями народной русской песенности.
Кантата начинается картиной скорбного запустения: “Русь под игом монгольским”. Образ подавленной Руси обрисован широконапевной мелодией, ей противостоит зловещая, короткая – мелодия образ дикой силы монголов поработителей.
Хор четвертой картины “Вставайте, люди русские!” звучит гневным, взволнованным призывом, мужественную решимость которого подчеркивают набатные удары колокола. Эпилог кантаты – “Въезд Александра Невского во Псков”. Здесь знакомые образы предстают как бы укрупненными, звучат ликующе.
Из богатейшего содержания романа “Война и мир” Прокофьев выбрал две основные линии: лирико-психологическую (картины “мира” и образ Наташи Ростовой) и народно-патриотическую линию, посвященную подвигу русского народа в Отечественной войне 1812 года (образы Кутузова и русских солдат). Образы толстовских героев в различных ансамблях воплощены в речитативных сценах, ариях – монологах (ария Кутузова, обращенная к Москве).
Образы русских солдат, ополченцев переданы четкой маршевой темой увертюры и в картинах обороны Москвы; боевая, задорная песня о Кутузове в дальнейшем становится символом мужества, доблести русских солдат. Тексты песен подлинно народны (они созданы в эпоху войны с Наполеоном). Музыкальной основой народных картин является мелодия арии Кутузова, его раздумий о Москве: “Величавая, в солнечных лучах, матерь русских городов”, напоминающая русские былинные напевы.
Образ Кутузова не только конкретная историческая личность, но и обобщенный героический образ, т.к. вся вокальная партия великого полководца, как и музыка народных сцен, пронизана интонациями русских народных песен – то величавых, широко, напевных, крестьянских, то лирических или мужественно-героических походных солдатских, что свидетельствует о единстве всей народно-патриотической линии оперы.
Важное место в патриотическом воспитании отводится восприятию произведений, отражающих события Великой Октябрьской революции, гражданской и Великой Отечественной войн.
Симфония №7 Д. Шостаковича, создавалась под непосредственным впечатлением происходящих событий. Главный образ симфонии – образ Родины, образ народа. Мелодии, характеризующие его, – напевные, широкие, напоминающие русские народные песни. Общее содержание симфонии – противопоставление и борьба двух непримиримых враждебных образов.
Песни гражданской и Великой Отечественной войн – это произведения огромной нравственной силы, пробуждающей чувство гордости за свой народ, воспитывающие мужество и стойкость. Защита Родины, борьба за светлые идеалы человечества – темы, ярко отраженные в песнях. На песню в годы войны были возложены задачи огромной важности – она была мощным агитатором, пропагандистом и организатором; она воодушевляла и героических бойцов передового края и самоотверженных тружеников тыла. Песни военных лет – это песни о героизме и мужестве, о солдатской службе, о верности, о коротких минутах радости, о веселой шутке, придававшей бойцам силу и бодрость. Создателями песен были сами фронтовики: и поэты и композиторы. Давно закончилась война, но в сознании людей долго будет жить память о ней.
В русской классической и современной музыке, изучаемой в современной школе, самое главное то, что она отражает идеи защиты Родины от врагов, идеи обороны, а не нападения, что большинство произведений несет в себе нечто могучее, уверенное, мощное и вместе с тем нежное, доброе. Эти русские оперы, оратории, кантаты, симфонии отличаются героической приподнятостью и опорой на интонации народной речи и песни. Предмет “Музыка” призван не развлекать, а воздействовать на формирование нравственного облика гражданина, патриота своей страны.
Список использованной литературы:
- Третьякова Л.С. Героика в русской и советской музыке [Текст] / Л.С. Третьякова. – М.: Знание, 1985.
- Пожидаев Г. Героико-патриотическая тема на уроке музыки [Текст] / Г. Пожидаев. – М.: Просвещение, 1985.