Эта тема в той или иной степени изучается в рамках предмета ОБЖ во всех классах. Но, ни один из ныне существующих учебников, не дает целостной картины здоровья и здорового образа жизни человека. Из определения, которое дано Всемирной организацией здравоохранения, и цитируется в учебнике ОБЖ 10-го класса издательство “Просвещение” выброшен один компонент из трех – Духовность, духовная составляющая здоровья. Поэтому основная цель, которую я преследовал, готовя этот материал к уроку – расширить содержание урока понятиями, терминами и знаниями, связанными с духовной составляющей здоровья и здорового образа жизни. И, как следствие, основная ценность этой разработки выражается, в первую очередь, в содержании дидактического материала, в том числе в презентации учителя (Приложение 11).
Предлагаемые для детей дидактические материалы (приложения 1–9) подразделяются на две группы:
- Понятия и определения, связанные с термином ЗДОРОВЬЕ.
- Понятия и определения, связанные с термином ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Приложение 1 | Приложение 2 | Приложение 3 | Приложение 4 |
Приложение 5 | Приложение 6 | Приложение 7 | Приложение 8 |
Моя школа является экспериментальной площадкой по апробации курса ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Поэтому в содержании этого урока заметна интеграция с содержанием этого предмета.
Предлагаемая мной разработка урока опирается на проблемную технологию, однако содержание этой разработки может оказать помощь педагогам в проведении уроков с использованием других технологий, в том числе технологии проектирования (Приложении 9). Тогда на эту тему необходимо отводить не 1 час, а 2 недели, то есть 2 часа и значительная часть деятельности детей отводится на самостоятельные исследования и подготовку продуктов деятельности (Приложение 10).
Цели:
- Содействие развитию всесторонне развитой личности.
- Развитие поисковых, исследовательских, коммуникативных способностей.
- Развитие способности решать социально значимые проблемные ситуации в русле отечественных исторических и культурных традиций.
- Воспитание ЗОЖ. Патриотическое, гуманистическое воспитание.
- Ознакомление с православной традицией отношения к здоровью.
Оборудование:
- Компьютер, монитор (мультимедийный проектор, экран), звуковые колонки.
- Портфели для команд с набором инструкций, справочными материалами.
- Музыка, видео, слайды, сопровождающая презентация.
- Учебник ОБЖ для 10-го класса. Издательство “Просвещение”. 2000 год.
- Мультимедийное пособие по ОБЖ для 10-го класса. “Teach Pro”.
ХОД УРОКА
I. Создание учебного пространства, мотивация.
1. Звучит попурри на известные среди молодежи мелодии, на экране появляется тема урока.
2. Слова учителя:
Ребята! Сегодня в нашей стране одной из волнующих тем является тема здоровья. Болезни, травматизм, последствия вредных привычек лишают молодых людей возможности стать полноценными и полезными членами общества, государства, становятся личной трагедией и трагедией семьи.
Все мы прекрасно понимаем, что здоровье надо беречь – этому нас учат в школе.
Но не все понимают, что здоровье – это не только отсутствие болезней, а поэтому, нарушая общечеловеческие, духовные, нравственные и иные законы, попадают в ситуацию, когда и физическое здоровье уже начинает утрачивать смысл. Почему так получается? Может мы чего-то недопонимаем?
- Какой смысл мы вкладываем в понятие ЗДОРОВЬЕ?
1, 2, 3, 4 - Дети отвечают в соответствии с тем набором представлений, который у них присутствует на этом этапе развития, т.е. касается в основном физической составляющей.
Но из ваших рассуждений можно сделать вывод о том, что только физически здоровый человек может быть успешен, счастлив, благополучен. Но часто в жизни бывает все совершенно иначе. Я привожу примеры из истории о людях, которые смогли превозмочь свои недуги и стать успешными и счастливыми.
- Так что же получается?
Схема 1 (Рисунок 1)
Благодаря каким своим способностям, талантам? Может мы чего-то еще не знаем о возможностях человеческого организма, его личностных составляющих?
- Одни, имея идеальные стартовые возможности, предаются лени, вредным привычкам, а то и вовсе совершают противоречащие здравой логике поступки – кончают жизнь самоубийством;
- Другие, любят жизнь, ведут здоровый образ жизни, но в критической ситуации, спасая других людей, жертвуют своей жизнью ради других;
- Третьи, имея врожденные заболевания или увечья, прилагают огромные усилия, чтобы оставаться полезными членами семьи и общества и достигают в этом успеха;
- Четвертые живут, как бы по течению жизни. И имея хорошие возможности для достижения успеха, уповают на всевозможные чудеса, так и не дождавшись которых, всю оставшуюся жизнь пеняют на свою судьбу.
Давайте попробуем немного отвлечься от темы разговора и вспомним фильм, песня из которого звучала в начале урока.
Как вы думаете, что заставило девушку по имени Роза отказаться от заманчивых для многих современных людей перспектив жить в богатстве и достатке и в самый драматический момент сюжета остаться на тонущем корабле со своим не совсем презентабельным спутником, остаться на произвол судьбы?
- Ответы 1,2,3,4 Дети должны подойти в своих рассуждениях к тому, что физическое, материальное и даже социальное благополучие для нее отошло на второй план, так как молодой человек открыл ей глаза на то, что она может погубить себя как личность. Ну и конечно же любовь!
3. Слова учителя:
Я бы хотел, чтобы и в своих рассуждениях на темы здорового образа жизни вы смотрели несколько шире, чем привыкли это делать, потому что ВОЗ вкладывает в понятие ЗДОРОВЬЕ больше.
4. Представьте себе:
Вы собрались идти спать, а в этот момент вам позвонил друг (подруга) и попросил помочь. Вы откажете?
Вы собрались идти в кино, деньги есть, но в самый последний момент они понадобились для того, чтобы купить лекарства заболевшему члену семьи, родственнику. Вы будете долго раздумывать?
Ответы детей 1, 2, 3, 4
Но бывают и более драматические ситуации выбора. Мой рассказ о нравственном и духовном выборе, который сделал захваченный бандитами в плен военнослужащий Евгений Родионов.
Значит есть мотивы, способные побудить человека отказаться не только от определенных материальных благ и комфорта, но и пожертвовать своим здоровьем и жизнью!
Я прошу учащихся учесть этот аспект при подготовке своих ответов.
II. Основная часть урока.
1. Класс делится на 4 группы.
2. Группы получают портфели с заданиями, инструкциями, справочными материалами и документами. Индивидуальные задания группам:
- Как относиться к своему здоровью и почему.
- Опираясь на содержание материалов и учебника, сформулировать смысл высказывания “Каждый несёт свой крест”.
1 команда. Считаем, что самое главное – это физическое здоровье! Если оно есть, то можно жить в свое удовольствие. Зарабатывать больше денег, иметь дом, машину, отдыхать на море и т.п.
2 команда. Считаем, что самое главное – это уметь хорошо устроиться в жизни. А для этого можно иногда поступиться и правилами здорового образа жизни и даже покривить душой, ведь это всегда можно исправить. То есть главное – это социальная составляющая здоровья!
3 команда. Считаем, что главное – это всегда жить по совести и по законам. Потому, что духовная составляющая – это самое важное. Если будешь верить в Бога, то все придет само собой.
4 команда. Считаем, что в человеке все должно быть развито гармонично, потому что все важно, а если какая-то составляющая не развита, то этот человек неполноценный, то есть инвалид.
3. Слова учителя:
Ребята! Сейчас мы проведем небольшое исследование для того, чтобы, во-первых, дать аргументированный ответ на вопрос-задание, а во-вторых, для того, чтобы сделать вывод, противоречат ли различные стремления людей (к богатству, самовыражению, профессиональному росту, чистоте духовной, нравственной) В чем заключается православная традиция отношения к здоровью?
Так же каждая группа должна будет сформулировать свой вариант интерпретации высказывания “Каждый несёт свой крест”.
4. Группы выполняют задание, опираясь на материалы, имеющиеся в портфелях каждой команды. Лейтмотивом звучит песня Celine Dion из к/ф “Титаник.
Учитель выполняет функцию консультанта, помощника, сотрудника. Помогает разобраться с целесообразностью использования тех или иных документов.
5. Защита ответов групп.
Группы должны прийти к выводу, что:
- во-первых, Здоровье надо беречь, что одно другому не мешает, а, наоборот содействует, что все в человеке должно быть прекрасно. А поэтому правила ЗОЖ надо соблюдать;
- во-вторых, каждая группа должна приблизиться к ответу, который сформулирован в задании 4-й команде, но с некоторыми оговорками и комментариями, касающимися людей, имеющих физические дефекты.
6. Учитель делает обобщенный вывод результатов исследования, который заключается в том, что здоровье – это достояние каждого человека, которое надо беречь и преумножать. Что бережное отношение к физической составляющей здоровья не противоречит православной традиции, если человек использует свои физические возможности для реализации полезных дел, а не для самолюбования. А вообще, все в человеке должно быть развито гармонично.
7. И последний вопрос:
Ребята, перед вашими глазами главный символ христианства – Крест. Я рискнул, опираясь на высказывания богословов живших в разные эпохи, предложить вам взглянуть на этот символ еще и как на символ гармонично развитого человека. Как вы объясните высказывание “Каждый несёт свой крест”.
8. Ответы представителей команд.
1, 2, 3, 4. В идеале должно прозвучать, что от рождения каждому человеку даны духовные, физические и социальные задатки, каждому разные. Все мы имеем право и даже обязаны развивать эти задатки, не завидуя людям, которым дано больше. Мы можем стремиться к благосостоянию и духовному росту, но при этом не должны забывать, что живем среди людей, которые часто требуют нашей помощи и участия. И ради этой любви к людям, обществу и Отечеству мы вынуждены на время забывать и о материальном комфорте и о духовных “упражнениях”, потому что ЛЮБОВЬ ВЫШЕ ВСЕГО!