Тип урока: урок с применением игровых технологий.
Вид урока: комбинированный.
Технология: личностно-ориентированная, игровая.
Время проведения урока: второй урок по теме “Компьютер”.
Оборудование: компьютерный класс, операционная система Windows XP, пакет программ Microsoft Office.
Цели урока:
Обучающая – создание условий для
формирования первичного представления об
устройстве компьютера, о назначении его
составных частей и периферийных устройств.
Задачи урока:
- Воспитательная – развитие у учащихся познавательного интереса, логического мышления.
- Учебная – ознакомить учащихся с устройством и назначением основных блоков компьютера.
- Развивающая – развитие у учащихся алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
План урока
Содержание этапов урока | Виды и формы работы |
Организационный момент | Приветствие учащихся |
Мотивационное начало урока | Постановка цели урока, фронтальный опрос |
Объяснение темы урока | Использование занимательных элементов |
Этап обобщения, систематизации знаний и закрепления изученного | Работа в тетради, выполнение упражнений |
Подведение итогов, домашнее задание | Работа с учебником |
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивационное начало урока. Постановка цели урока.
Демонстрация презентации слайд № 1,2 (Приложение 1)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока – “Компьютер”. Цель нашего урока – выяснить, каким образом попадает информация в компьютер, какие устройства нам в этом помогут, что происходит с информацией в компьютере, и как мы получаем результат. Но перед этим вспомним об истории ЭВМ – электронно-вычислительных машин – так еще называют компьютеры. Для этого давайте ответим на вопросы:
Демонстрация слайда № 3 (Приложение 1)
Вопрос: назовите устройства, которые служили для облегчения вычислений.
Ответ: абак, счеты, логарифмическая линейка, арифмометр, калькулятор.
Вопрос: Назовите фамилию ученого, создавшего проект аналитической машины с программным управлением.
Ответ: английский ученый Чарльз Беббидж.
Вопрос: Когда и где появились первые электронные вычислительные машины?
Ответ: в начале 50-х годов XX века в США.
Если позволяет время, то можно просмотреть слайды № 4, 5 используя гиперссылку.
Учитель: Хорошо, я вижу, что наш прошлый урок вы не забыли. А сейчас вернемся к теме нашего урока. Итак, что же такое компьютер
3. Объяснение темы урока.
Демонстрация слайда №6 (Приложение 1)
Перед вами школьный компьютер. Он состоит из нескольких частей: системный блок, монитор, клавиатура и мышь.
Здесь уютно, как в каюте,
Информация живет.
Чудо – импульсы компьютер
Сам сюда передает.И они гурьбой веселой
Возникают там и тут,
В память импульсы, как пчелы,
Информацию несутСохранится в этих сотах
Все на долгие года.
Человек забудет что-то,
А компьютер – никогда!
Демонстрация слайда № 7 (Приложение 1)
Внутренняя память компьютера бывает двух видов – постоянная и оперативная (ОП). Та информация, которая хранится в ОП, – а это данные и программы – стирается при выключении компьютера, поэтому нужную информацию записываем на диск.
Ум компьютера – процессор.
Как заправский эрудит
Вычислительным процессом
Он легко руководит.
Демонстрация слайда № 8 (Приложение 1)
А как называется устройство, на которое процессор выдает информацию? Попробуйте разгадать ребус:
Совершенно верно – это дисплей!
И ведет легко и быстро
Мой компьютер сложный счет,
Он решенье программисту
На дисплее выдает.
Теперь вы знаете, для чего предназначен монитор, его еще называют терминалом или дисплеем. Совершенно верно – на нем компьютер выдает информацию в виде изображений.
Демонстрация слайда № 9 (Приложение 1)
Как грудной малыш без мамы
Сам не может есть и пить,
Так компьютер без программы
Шагу бы не мог ступить!Я зря времени не трачу,
Как учитель на доске,
Я пишу ему задачу
На программном языке.
Демонстрация слайда № 10 (Приложение 1)
Писать-то мы пишем, а как ввести программу в память компьютера? Каким устройством воспользуемся? Тот, кто разгадает ребус, сможет назвать основную часть этого устройства (клавиша).
Демонстрация слайда № 11 (Приложение 1)
С помощью еще одного устройства ввода информации мы можем легко перемещать стрелку на экране монитора. Это устройство называется мышкой, или, как более правильно, – ручной манипулятор мышь. Для того, чтобы сохранить графическую информацию – рисунки, фотографии, – нам нужен сканер.
Вопрос: А какое еще популярное среди игроков устройство ввода вы знаете?
Ответ: Джойстик!
Демонстрация слайда № 12 (Приложение 1)
Учитель: Очень хорошо! Но вернемся к дисплею. На него процессор выводит информацию. А какое устройство поможет нам напечатать ее на бумаге? – Принтер.
Информацию можно вывести и на диск, и на устройство, строящее чертежи, – графопостроитель, и на звуковые колонки.
Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного.
Учитель: Давайте еще раз перед проверочной работой вспомним устройства, из которых состоит компьютер: системный блок, в него входят процессор, память – постоянная и оперативная и винчестер (жесткий диск), а еще в системном блоке есть разъемы для подключения внешних устройств. Каких?
Ответ: Монитор, клавиатура, мышка, джойстик, сканер, графопостроитель.
Учитель: Правильно! А теперь давайте попробуем разгадать загадки:
Демонстрация слайда № 13 (Приложение 1)
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И дает прогноз погоды.Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну конечно же ... – компьютер!
Демонстрация слайда № 14 (Приложение 1)
У тебя вопросов много,
Подскажу тебе я: с кем
Ты в режиме диалога
Сможешь сто решить проблем.Отвечает без капризов,
Задавай вопрос быстрей,
Этот умный телевизор
Называется – ... дисплей!
Учитель: А теперь приготовьте ручки и тетради. Мы проведем небольшую тестовую проверочную работу. (Приложение № 2)
Подведение итогов, домашнее задание.
Учитель: За выполнение тестовой работы сегодня вы сегодня получили следующие оценки .... Мы сегодня с вами отлично поработали. Особенно хочется отметить ....
Запишите домашнее задание учебник § 2.1, 2.2 стр. 63-67; рабочая тетрадь задание №1 – стр.54. До свидания!
Используемая литература:
- Молодцов В.А. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. Изд. 2-е дополненное и переработанное. – Ростов н/Д. Изд-во “Феникс”, 2003. – 352 с.
- Симонович С.В. Компьютер в вашей школе. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Информком – пресс, 2002. – 336 с.