Внеклассное мероприятие по математике "Математический бой", 6-й класс

Разделы: Математика, Внеклассная работа

Класс: 6


Математический бой проводится среди учащихся 6-х классов. От каждого класса выбирается команда из 6 (8) человек. Каждая команда выбирает капитана, девиз и отличительную черту в одежде. Кроме того, от каждого класса выбирается команда болельщиков, которая готовит номер (связанный с математикой), которым заполняется одна из пауз между конкурсами. Игра состоит из 5 конкурсов, после каждого конкурса, во время паузы, жюри подводит итоги. В каждом туре вопросы предлагаются командам либо в порядке установленной очереди и, если команда не может ответить или отвечает неправильно, то право ответа переходит к команде болельщиков этой команды. Если команда болельщиков не смогла помочь своей команде, то задание предлагается одновременно всем командам, оно выполняется письменно и передается в жюри. За каждое правильное решение выставляется определенное количество баллов, за неполное решение баллы снимаются, а также снимаются баллы за нарушение очередности ответов. В конце игры жюри подводит итоги, и объявляются места, которые занимает каждая команда.

Цели:

  • развивать познавательный интерес, интеллект;
  • воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;
  • формировать дружеские отношения, умение работать командой.

Оборудование:

  • карточки с вопросами (16 штук) - конкурс “Разминка”;
  • карточки с вопросами (4 карточки – 1 задание, 4 карточки – 2 задание, 4 карточки – 3 задание, 4 карточки – 4 задание, 4 карточки – 5 задание, 4 карточки – 6 задание) – конкурс “Минутка”;
  • карточки с заданиями (4 карточки – задание капитану, 4 карточки – задание командам) – конкурс капитанов;
  • карточки с кроссвордом (4 штуки);
  • призы командам;
  • призы болельщикам.

Жюри – ученики старших классов;

4 команды по 6 (8) человек;

4 команды болельщиков;

2 - доклад о Софье Ковалевской.

Домашнее задание:

Придумать название команды, девиз, отличительную черту в одежде.

Вступление.

Доклад о жизни Софьи Ковалевской.

Жизненный путь С.В. Ковалевской был гораздо труднее, чем у ее коллег – мужчин. И не потому, что она была менее талантлива – все учителя отмечали удивительную легкость, с которой Соня усваивала сложные научные понятия и решала трудоемкие задачи. Но по законам царской России XIX века наука считалась делом исключительно мужским.

Когда Соне исполнилось 8 лет, ее отец, начальник московского арсенала генерал В. В. Коровин-Круковский, был уволен в отставку, и семья переехала в загородное имение. Как ни удивительно, этот переезд самым серьезным образом повлиял на дальнейшую судьбу Сони.

К приезду барина все комнаты были оклеены новыми обоями. Но на детскую обоев не хватило, и одна стена осталось оклеенной страницами книги петербургского математика М. В. Остроградского. Девочка проводила целые часы перед таинственно покрытой формулами стеной, пытаясь найти порядок, в котором страницы следовали друг за другом. Впоследствии 15-летняя Соня за одну зиму изучила весь курс дифференциального и интегрального исчисления – ведь формулы были ей уже знакомы.

Генерал любил свою младшую дочь, но к ее увлечению математикой относился неодобрительно. Софья использовала популярный в то время способ вырваться из-под родительской опеки, и оформила фиктивный брак с ученым биологом В.О. Ковалевским.

В1868 году супруги Ковалевские выехали в Германию, где Софья Васильевна могла продолжить образование – обучение в российских университетах было для женщин недоступно.

Вначале С. В. Ковалевская училась в Гейдельберге – в одном из немногих университетов Германии, куда принимали женщин. Она предпочла бы учиться в Берлине, где читал лекции крупнейший немецкий математик Карл Вейерштрасс, но порядки в Берлине были столь же реакционные, как и в России. Ковалевская решилась на крайний шаг – обратилась непосредственно к Вейерштрассу с просьбой о частных уроках.

При первой встрече Вейерштрасс дал ей несколько трудных задач и предложил подумать над ними на досуге. Не исключено, что он рассчитывал, таким образом, отбить у молодой женщины странную охоту к математике. Но к его изумлению, ровно через неделю, все задачи были безукоризненно решены!

За четыре года обучения у Вейерштрасса Ковалевская решила три принципиальных проблемы математического анализа. В 1874 году Геттингенский университет, без защиты диссертации, присудил ей степень доктора философии с высшей похвалой. После этого Софья Васильевна возвращается в Петербург и почти на 6 лет оставляет занятие математикой. Теперь ее интересует журналистика, общественная деятельность, семейные дела. Брак с В. О. Ковалевским из фиктивного брака становится фактическим. В 1878 году рождается дочь, Соня младшая. В гостеприимном доме Ковалевских бывают многие известные ученые и писатели – Менделеев, Боткин, Чебышев, Тургенев, Достоевский…

В 1883 году после трагической смерти мужа С. В. Ковалевская уезжает в Швейцарию, приняв предложение занять место профессора в Стокгольмском университете.

В 1889 году по инициативе Чебышева ее избирают членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии наук. Но и после этого ей не разрешают преподавать на родине.

В 1891 году Ковалевская умерла от простуды в Стокгольме.

I. Конкурс “Разминка” (16 вопросов)

Капитан команды называет номер вопроса для соперников.

За каждый правильный ответ – 2 балла. Если команда не дает правильного ответа, то отвечают болельщики этой команды (за правильный ответ болельщиков – 1 балл команде)

Ученик 1 класса живет на 10 этаже, но доезжает до 7-го, а потом идет пешком. Почему?

(Мал ростом – не дотягивается до кнопки 10-го этажа)

У трех трактористов был брат Андрей, а у Андрея братьев не было. Как это получилось?

(Трактористы – сестры)

Два сына и два отца съели три яйца. Сколько съел каждый?

(Одно – сын, отец, дед)

Яйцо всмятку варится две минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 5 яиц всмятку?

(2 минуты)

Летела стая гусей. Охотник убил одного. Сколько осталось?

(Один – убитый, остальные улетели)

Вы капитан корабля, на борту у вас 25 матросов, каждому по 25 лет. Сколько лет капитану?

(Столько, сколько лет тому, кто отвечает на вопрос)

В каком случае верно равенство: 19 + 15 = 10.

(Время: 19ч = 7ч, 15ч = 3ч, 7ч + 3ч = 10ч)

Почему в поездах стоп-краны красные, а в самолетах голубые?

(В самолетах нет стоп-кранов)

Хозяйка несла в корзине 100 яиц, а дно упало, Сколько яиц осталось?

(Нисколько, все разбились)

Крышка стола имеет 4 угла. Если отпилить один угол, сколько углов останется?

(пять)

Если в 12 часов ночи идет дождь, можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?

(Нет, будет ночь)

Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60км/ч. В том же направлении с востока на запад дует ветер, но со скоростью 50км/ч. В какую сторону отклоняется дым поезда?

(У электропоезда нет дыма)

На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

( 50 пальцев)

В воде оказалась 10-я ступенька пароходной лестницы. Начался прилив: вода в час поднимается на 30см. Между ступеньками лестницы 15см. Через сколько часов вода скроет 6-ю ступеньку?

(Не окажется в воде; лестница поднимается вместе с пароходом)

Пять рыбаков съели пять судаков за один день. За сколько дней десять рыбаков съедят десять судаков?

(За 1 день)

Из Москвы в Петербург вышел поезд со скоростью 60км/ч, а из Петербурга в Москву вышел второй поезд со скоростью 70км/ч. Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент встречи?

(Одинаково)

II. Конкурс “Минутка” (6 вопросов)

На каждую задачу отводится 1 минута. За правильное решение – 1балл.

Когда моему отцу был 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня вдвое. Сколько лет мне теперь?

(23года)

В двух ящиках хранились ножницы, по 20 штук в каждом. Перед уроком труда учительница взяла несколько ножниц из одного ящика, а затем из второго ящика взяла столько, сколько осталось в первом ящике. Сколько ножниц осталось в двух ящиках?

(20 ножниц)

Есть 64 ореха. Сколько будет четверть четверти?

(4 ореха)

Число 666 увеличьте в полтора раза, не производя с ним никаких арифметических действий.

(Число 666 перевернуть – 999)

Мальчик написал на бумажке число 86 и говорит своему товарищу: “Не производя никакой записи, увеличь это число на12 и покажи мне ответ”. Недолго думая, товарищ показал ответ, покажите и вы.

(Число перевернуть- 96)

В квадратном зале поставьте вдоль стенки десять кресел так, чтобы у каждой стенки стояло кресел поровну.

(в противоположных углах по одному креслу и возле каждой стены – по 2 кресла)

Конкурс капитанов (1 вопрос + 1 вопрос)

Капитанам дается задание, они садятся отдельно от команды и выполняют его. Затем могут присоединиться к команде. Первый капитан – 4балла, второй капитан – 3 балла, третий капитан – 2 балла, четвертый капитан – 1 балл.

Задание капитанам:

Найдите значение выражения:

1919 : 19 – (25 · 37 + 43 ·25 + 25 ·20) : 25

Ответ: 1.

Задание команде:

В двух ящиках хранились ножницы, по 20 штук в каждом. Перед уроком труда учитель взял несколько ножниц из одного ящика, а затем из второго взял столько, сколько осталось в первом ящике. Сколько ножниц осталось в двух ящиках?

(20 ножниц)

Игра со зрителями

(10 вопросов)

Пока идет конкурс капитанов, проводится игра со зрителями.

Вопросы зрителям:

В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по 3 кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько же всего кошек в комнате?

(4)

Это слово имеет латинское происхождение, означающее “лён, льняная нить, шнур, верёвка”. Назовите это слово в том значении, в каком мы употребляем его сейчас в математике.

(Линия)

В семье у каждого из 6 братьев по сестре. Сколько детей в семье?

(7)

При каком царе впервые русские меры (верста, сажень, аршин, вершок, дюйм, фут, пуд, фунт, золотник) были приведены в определённую систему?

(Пётр I)

Как называются цифры “0,1,2,3,…”?

(Арабские)

Найдите лишнее по смыслу слово, остальные замените общим названием: метр, дециметр, килограмм, сантиметр, миллиметр

(кг; единицы длины)

В школе 370 учеников. Найдётся ли среди них хотя бы 2 ученика, день рождения которых приходится на одну и ту же дату?

(да, 370>365)

Сколько концов у 3,5 палок?

(8)

На что похожа половина яблока?

(На другую половину)

Какая геометрическая фигура является частью прямой?

(Луч, отрезок)

IV Конкурс “Кроссворд”

Время на разгадывание кроссворда – 5 минут.

За быстрое и правильное решение соответственно – 4 балла, 3 балла, 2 балла, 1 балл.

По горизонтали: По вертикали:
  1. мера времени
  2. наименьшее семизначное число
  3. мера длины
  4. упражнение, выполняемое с помощью рассуждений и вычислений
  5. числа, буквы, связанные знаками действий
  6. оценка
  7. десять сотен
  8. знак арифметического действия
  9. зарабатывают на уроке.
  1. задание на вычисление
  2. наука, изучаемая в школе
  3. равенство, содержащее букву
  4. мера жидкостей
  5. арифметическое действие
  6. четырехугольник
  7. результат
  8. часть целого
  9. человек, получающий знания
  10. математический символ
  11. наибольший разряд в классе единиц.

Подведение итогов

Награждение команд и болельщиков.

Литература

  1. Смышляев В.К. О математике и математиках. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1977.
  2. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. – М.: Учпедгиз, 1961.