Цель: определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
- выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в адаптационный период;
- определить направления дальнейшей работы с учащимися 1-х классов.
Участники педсовета: администрация школы, классные руководители 1-х классов, учителя-предметники, работающие в 1-х классах, школьный психолог, учитель-логопед, школьный фельдшер.
Повестка:
- Организация учебного процесса в 1-х классах. Зам.директора по УВР.
- Характеристика 1-х классов. Классные руководители.
- Психологическая диагностика первоклассников. Школьный психолог.
- Здоровье первоклассников. Школьный фельдшер.
- Выступление учителя-логопеда.
- Решение педсовета.
1. Организация учебного процесса в 1-х классах.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5 – 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше – 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.
Сегодня необходимо подвести первые итоги адаптации наших первоклассников. К концу педагогического консилиума мы должны ответить на вопрос: Успешно ли прошёл первый этап адаптации учащихся 1-х классов?
Общие сведения о 1-х классах
Класс | Ф.И.О. классного руководителя | Количество учащихся | Используемый УМК | |
мальчики | девочки | |||
Общие сведения об учащихся 1-х классов
Класс | Количество учащихся, посещавших детский сад | Количество учащихся, не посещавших детский сад | Количество учащихся, посещавших подготовительные предшкольные курсы | Количество учащихся, не посещавших подготовительные предшкольные курсы |
Итого |
Анализ личных дел учащихся 1-х классов
Класс | Количество полных семей | Количество неполных семей | Количество льготных категорий | ||
Итого |
Общие сведения об учителях, работающих в 1-х классах
Номер п/п | Фамилия, имя, отчество учителя |
Преподаваемый предмет | Категория, разряд учителя | Педагогический стаж учителя |
Первоклассники обучаются в первую смену с 8.00, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой в 20 часов. Согласно требованиям СанПиН, в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. В первой половине сентября проводится по 3 урока по 35 минут каждый, во второй половине сентября проводится по 3 урока ежедневно по 35 минут каждый, а в остальное учебное время организовываются прогулки, экскурсии, физкультурно-оздоровительные занятия. С октября в первых классах проводится по 4 урока ежедневно по 35 минут каждый. На каждом уроке в первых классах проводится по две физкультминутки. Кроме физкультминуток учителя проводят гимнастику для глаз, кистей рук, пальцев. После третьего урока организуется динамическая пауза.
Также в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объём учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни в расписание включены наиболее трудные предметы. Понедельник и пятница – облегчённые дни в связи с низкой работоспособностью первоклассников. Кроме этого, уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, обучение грамоте), согласно расписанию проводятся первыми и вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, трудовому обучению по счёту проводятся последними.
Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. Учителя первых классов используют знаковую символику и словесную объяснительную оценку лишь при положительных ответах и активной работе учеников. Хотя не рекомендуется использование знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Домашнее задание носит рекомендательный характер. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие психических процессов ребёнка (памяти, внимания, мышления и др.).
Для первоклассников после уроков организована работа группы продлённого дня, которую посещают 25 человек. С детьми работает воспитатель ГПД. Кроме прогулок на свежем воздухе, дети заняты настольными развивающими и подвижными играми в классе и спортивном зале, просмотром мультфильмов, прослушиванием сказок и других литературных произведений. Во время посещения группы продлённого дня ученики получают горячий обед и полдник.
Во всех кабинетах, в которых занимаются 1-е классы и ГПД 1-х классов, санитарно-гигиенические требования выполняются: это режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, аккуратность оформления классной доски, наличие гигиенических средств (мыло, бумажные салфетки, полотенца), после занятий проводится влажная уборка классов, также соблюдается и питьевой режим.
Из наблюдений за первоклассниками, бесед с учителями и анализа посещённых уроков в первых классах можно сделать некоторые выводы о поведении учеников:
- ученики 1-х классов не только знакомы с правилами поведения в школе, но и умеют их соблюдать;
- первоклассники знают и соблюдают школьный режим, выполняют требования учителя;
- знают правила обращения к учителю, к своим одноклассникам, правила поведения на уроке;
- хорошо ориентируются в здании школы: знают, где находится спортивный зал, актовый зал, столовая, кабинет учителя-логопеда, медицинский кабинет и др.
2. Характеристика классов.
Классные руководители 1-х классов дают полную характеристику своим классам, обозначают проблемы, предлагают пути их решения.
3. Выступление школьного психолога основывается на данных диагностики школьной зрелости первоклассников и диагностики мотивации к обучению.
4. Здоровье первоклассников.
Школьный фельдшер даёт общую картину состояния здоровья первоклассников: количество детей по группам здоровья, по физкультурным группам, количество детей с хроническими заболеваниями, количество первоклассников, получающих дополнительное питание и др. Также медицинский работник представляет информацию об организации горячего питания для первоклассников.
5. Учитель-логопед отчитывается о результатах обследования первоклассников, о количестве детей с нарушениями речи, о первых результатах работы с детьми логопатами.
6. Решение педагогического консилиума.
В решения педагогического консилиума заносятся и озвучиваются выводы и предложения всех участников данного процесса.