Цели:
- Продолжить знакомство с произведениями Джанни Родари, некоторыми страницами его биографии.
- Развивать речь учащихся, фантазию, творческое воображение, умение быстро ориентироваться в тексте, работать над выразительностью чтения.
- Учить видеть красоту, улавливать отношение автора к описываемому и воспитывать любовь к природе, заботливое и бережное отношение друг к другу.
Оборудование: Иллюстрация к сказке “Солнце и туча”, выставка книг автора, портрет Ж.Родари, выставка детских рисунков, словарь С.И. Ожегова, жетоны, магнитофон с грамзаписью “Времена года”, “Чарующие звуки”, таблицы со словами.
План
I. Проверка домашнего задания.
- Какие произведения Д. Родари вы читали?
- Кто герои его произведений?
Игра “Угадай эпизод” по рисункам (выставка рисунков)
- Какие отрывки из его произведений хотели бы пересказать, инсценировать? (ответы детей)
- Каким вы себе представили Д. Родари? (портрет Д. Родари)
- Что могли бы рассказать об авторе? (сообщения детей)
Дополнение учителя: Джанни Родари (1920–1980). Этот детский писатель прославился в нашей стране раньше, чем у себя на Родине в Италии, благодаря прекрасным переводам С.Я. Маршака.
В молодости он работал учителем начальных классов, очень дружил с ребятами и придумывал для них веселые игры. Потом стал журналистом итальянской газеты “Унита” и получил редакционное задание писать для детей. В 1951 году вышла в свет первая его “Книжка веселых стихов”. Писатель сам определил свое место в жизни и литературе коротко и ясно: на службе у ребят.
II. Рассматривание иллюстрации на доске.
- Какие краски взял художник?
- Какие чувства, мысли у вас возникли?
- Есть что-либо сказочное в иллюстрации художника?
- Какое солнце на иллюстрации? (яркое, праздничное, ласковое)
- А туча? (грозная, мрачная, тяжелая)
- Можно ли предположить по названию и иллюстрации о чем будет произведение Д. Родари “Солнце и туча”? (высказывания детей)
III. Работа над текстом Д. Родари “Солнце и туча”.
1) Чтение произведения учителем.
- Какие картины себе представили?
- К какому жанру относится это произведение? (сказка)
- Почему? (сравнение, олицетворение)
2) Чтение про себя (грамзапись “Чарующие звуки”)
- В тексте выделите непонятные слова.
Колесница – в старину: большой колесный экипаж, повозка (иллюстрация колесницы)
Огненная колесница – оранжево-красного цвета, цвета огня.
Транжира – тот, кто тратит деньги без разбора.
Грозовое – очень опасное, устрашающее, внушающее сильный страх.
Горделиво – исполненный чувства собственного достоинства, сознающий свое превосходство.
Бултыхнулось – быстро упало, бросилось в воду.
(Можно использовать для объяснения слов “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова – 80000 слов.)
3) Чтение по абзацам и беседа по содержанию.
- Как вы понимаете выражение “щедро разбрасывало”? (бескорыстно, не требуя ничего взамен)
- Что значит грозовое настроение?
- Почему вы радовались солнечным лучам?
- Чему удивилась туча?
- Что с ней случилось?
- Каким было солнце в конце дня? (веселым, счастливым)
- Ребята, как вы думаете, кто был счастливее – солнце или туча?
- Почему?
IV. Физкультминутка (под музыку)
V. Выразительное чтение сказки “Солнце и туча”.
1) Выборочное чтение.
- Каким было солнце? (на доске карточки: веселое, милое, счастливое, доброе, щедрое, ласковое)
- Отметьте опорные слова в тексте (путешествовало весело и горделиво, раздаривало свои лучи, весело бултыхнулось)
- С какой интонацией вы будете читать эти строки?
- Что делала туча?
- Какая была туча? (на доске карточки: мрачная, хмурая, ворчливая, грозная, злая, жадная, задиристая)
- Выберите из текста глаголы, относящиеся к ней (хмурилась, не унималась, злилась, ворчала, удивилась, рассыпалась)
- Как нужно прочитать слова тучи? (надменно, несмешливо, с укоризной)
2) Выразительное чтение.
- Кто сможет передать голосом, интонацией настроение солнца, тучи?
VI. Работа с текстом после чтения.
1) – Кого напоминают вам солнце и туча своими действиями, речью? (людей, которые бывают щедрыми, как солнце и жадными и недовольными, как туча)
- Автор Д. Родари использует прием аллегории (на доске)
- Какой совет дает автор читателям? (Быть щедрыми по отношению к окружающим. Сам человек от этого не обеднеет, а станет духовно богаче.)
- На чьей стороне симпатии автора?
В каждом отрицательном герое можно найти и положительное.
- От тучки какая может быть польза? (ответы детей)
2) Творческая работа (в парах)
- Поработайте в парах (звучит музыка “Времена года”)
- Придумайте другое окончание сказки или продолжите сказку (ответы детей)
- Кому понравилась сказка?
- Чья сказка самая интересная?
VII. Итог урока.
- Кому понравился урок?
- Кто набрал наибольшее количество жетонов?
- С каким настроением пойдете домой?
VIII. Домашнее задание.
- Попробуйте самостоятельно сочинить свою сказку на одну из тем:
- “Вода и огонь”
- “Зима и лето”
- “День и ночь”