Цели:
- Способствовать развитию национального самосознания учащихся.
- Формировать художественно-творческую активность.
- Воспитывать патриотизм.
Задачи.
Учебные:
- Познакомить учащихся с особенностями русского национального женского костюма.
- Формировать интерес к истокам русской культуры.
- Развивать навыки работы с декоративной композицией.
Воспитательные:
- Развивать чувство гордости за свою национальную культуру.
- Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.
Развивающие:
- Способствовать развитию творческой фантазии.
- Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление).
Оборудование:
- Фотографии русских женских костюмов
- Женская фигурка в национальном костюме
- Альбомы
- Краски
- Кисти
- Баночки для воды
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Тема урока.
Раньше о женщине говорили:
Красна девица идёт,
Как лебёдушка плывёт.
- Можем ли мы так же сказать о современной женщине? Почему?
Оказывается внешний облик человека, его костюм играет немаловажную роль в жизни каждого. Не случайно издавна говорили: "По одёжке встречают, по уму провожают".
Тема сегодняшнего урока - традиционный русский костюм. Мы узнаем, что в облике женщины позволяло сказать о нёй:
А сама-то величава,
Выступает слово пава.
2. Вступительная беседа.
Привычное представление о русском женском костюме связано с сарафаном.
Сарафан - одежда свободного покроя - он не должен был подчёркивать линии фигуры. Шьётся сарафан с широкими проймами или на лямках. Вырез может быть округлым или прямоугольным. Будничный сарафан шили из домотканой пестряди или набойки. Для праздничного сарафана обычно покупали дорогой материал - парчу, китайку, шерстяной гарус.
Украшались сарафаны по подолу и по линии застёжки узорными лентами, тесьмой, кружевом.
Особую роль в украшении сарафанов играли пуговицы, они порой достигали размеров куриного яйца.
Сарафан одевался на длинную рубаху. Она была одной из наиболее нарядных частей женского костюма. Особенно пышно украшали ворот, грудь, широкую пройму, подол и рукава.
Орнамент мог быть растительным, геометрическим, зооморфным или смешанным. Считалось, что орнамент наряду с красным цветом обладает охранительным воздействием, поэтому и размещался он в тех местах, где заканчивалась одежда. В тоже время, окружая руку символами, человек хотел увеличить её силу и ловкость.
Так одевались в центральных районах и на севере России.
Костюм же южных губерний отличался от северных тем, что вместо сарафана там носили понёву. Понёва состояла из нескольких сшитых или частично сшитых полотнищ ткани, собранных у пояса на шнур. Понёвы шили из клетчатых тканей или красных в поперечную полоску. Украшались они по подолу полосками ткани, лентами, тесьмой. В некоторых областях на понёву нашивали бубенчики, по представлениям крестьян их бренчание оберегало от нечистой силы.
Поверх понёвы часто надевали передник, он не только предохранял одежду от загрязнения, но и служил дополнительным украшением.
- Как вы думаете, почему существовали такие различия в покрое, а особенно в цветовой гамме костюмов севера и юга?
И завершал костюм русской женщины головной убор. Ему уделялось особое внимание.
По головному убору можно было узнать, из какой местности его владелица, к какой возрастной группе она принадлежит.
- Какие головные уборы носили на Псковщине?
Девушки повсеместно могли оставлять волосы неприкрытыми, достаточно было ленты на голове. Носили они также "перевязку", кокошники. Замужняя женщина должна была скрывать свои волосы, поэтому головные уборы были закрытыми, например "повойник".
В Пскове был распространён особый вид головного убора - "золотая головка". Шёлковая косынка, вышитая золотом. На Завеличье был расположен Ивановский монастырь, там монахини вышивали золотом.
Не только золотой нитью украшались головные уборы, но и речным жемчугом. И всё-таки самым распространённым видом головного убора был кокошник. В псковской губернии носили кокошник "шишак", расшитый жемчугом, жемчуг собран в "шишки" - символ плодородия. На лоб опускается поднизь в виде сетки мелкого жемчуга.
Ещё один удивительный кокошник, в виде плоскодонной круглой шляпы. Чтобы поля топорщились, жемчуг нанизывали на конский волос. Сами кокошники делали из картона, обтягивали парчой и расшивали жемчугом.
Одетая в свой традиционный костюм крестьянка представляла собой как бы модель Вселенной: нижний земной ярус одежды покрыт символами земли, семян, растительности, у верхнего края одежды мы видим птиц и олицетворение дождя, а на самом верху всё это увенчано ясными и бесспорными символами неба: солнце, звёзды, птицы.
Под пение песен девушки пряли, ткали, готовили себе приданое, с пением ходили они по деревне в теплые летние вечера, для хороводов и гуляния предназначали они свои лучшие наряды - так возникла неразрывная связь костюма с песней и роднила их своеобразием ритмов и гармонических сочетаний.
И конечно тема костюма нашла своё отражение в частушках.
Группа девочек в народных костюмах исполняет частушки.
Я надену арко платье,
Повяжусь чудо-платком.
Мы весёлые девчата
Вам частушки пропоём.У меня коса большая,
Ленточка в ней алая,
Платье шила целый день,
К вечеру устала я.Мы, бедовые девчата,
Очень весело живем,
В своих новеньких нарядах
Мы нигде не пропадём.У меня на голове
Красненький платочек,
Лапти новые сплела,
Юбочка в цветочек.Я скажу вам без обмана:
Лучше нету сарафана.
Мне сказала тетя Настя:
Сарафан приносит счастье.Ой, ребята и подружки,
Мы пропели вам частушки,
Вместе с нами повторите,
Нам наряды покажите,
Чтобы были разные:
Синие и красные.
Не забыли ль про зелёный,
Чтобы был наряд весёлый
3. Самостоятельная работа.
Выберите один из вариантов костюма: сарафанный или понёвный комплекс и изобразите его.
В процессе работы сообщаются дополнительные сведения.
Более 500 лет назад о правилах ношения и хранения одежды в "Домострое" сказано: «В праздники и в погоду хорошую, да и на людях надлежит надеть одежду нарядную, с утра осторожно ходить, и от грязи, и от снега, и от дождя беречься, питьём не залить, едой и салом не пачкать, на кровь и на мокрое не сесть. С праздника или из гостей воротясь, нарядное платье, с себя сняв, оглядеть его, высушив, размяв, оттереть грязь, вычистить да хорошо уложить туда, где оно хранится».
-Все ли мы так же бережно относимся к своей одежде?
Немало важной частью костюма являлся пояс. Раньше ходить без пояса Считалось грехом. На новорождённого сразу после крещения надевали поясок. Ширина пояса могла составлять от 1 до 10см. В зависимости от моды пояса повязывались то на талии, то под грудью. Девушки носили на них съёмные карманы - "лакомники". Женщины прикрепляли к ним небольшие кошельки для денег, ключи, а иногда даже куриную косточку "вставанку", что по поверью помогало им просыпаться рано по утрам.
Снять с человека пояс, распоясать его, означало обесчестить его. Вот откуда берет корни выражение "распоясавшийся человек"- человек недостойного поведения.
-Дополните свой костюм поясом.
4. Итог урока.
Ученики выходят к доске со своими работами.
-Глядя на замечательные костюмы, мы действительно можем сказать: "ЧУДО ЧУДНОЕ, ДИВО ДИВНОЕ".
РАБОТЫ ДЕТЕЙ
Как вариант домашнего задания предлагается создать презентацию по теме «Красота русского женского костюма». Работа по данной теме прилагается.