Вид занятия: работа в технике “граттаж” – процарапывание.
Задачи урока:
1. Освоить графическую технику граттаж.
2. Развивать творческие способности, познавательную активность, внимание, фантазию; расширять кругозор детей.
3. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, прививать интерес к изобразительному творчеству.
Оборудование урока: лист картона желтого цвета, гуашь белого, красного и синего цвета, парафиновая свеча, белый лист бумаги, ножницы, острый предмет для процарапывания, клей ПВА.
Зрительный ряд: фотографии и слайды рыб, обитателей подводного мира, водорослей; репродукция картины А. Матисса “Красные рыбы”.
Музыкальный ряд: музыкальные фрагменты из оперы Н. Римского-Корсакова “Садко”.
Ход урока
1. Организация детей на занятие.
Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
2. Беседа по теме урока.
Отгадайте загадку.
– С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица.
У родителей и деток вся одежда из монеток.
– Правильно, это рыбки.
(Звучит музыка) Мы отправляемся в гости в Подводное царство и рассмотрим поближе морских обитателей.
Подводный мир многообразен. Особенно красивы рыбки, обитающие в коралловых рифах.
(Слайд 1)
Перед вами раба-клоун (Слайд 2), рыба-бабочка (Слайд 3), а вот и рыба-ангел (Слайд 4). (Слайд 5) Рыбки могут быть серебристые, черные, полосатые, красные, а некоторые даже светятся, как неон. (Слайд 6) Многие рыбы имеют оригинальную форму тела. Одни круглые, а другие удлиненные, а некоторые напоминают ромб. Удлиненные плавники скалярии придают рыбе вид полумесяца. (Слайд 7) Одни рыбы красуются своим цветом, а другие гордятся своим красивым хвостом. Вот золотая рыбка, её хвост напоминает шикарный веер. Полюбуйтесь, какой красивый хвост у рыбки гуппи! А вот морские коньки закручивают свои хвосты в колечко. Посмотрите, петушок гордо распустил свои веерообразные плавники. У меченосца хвост напоминает меч. Удивительно прекрасен подводный мир и его обитатели!
– Понравилось ли вам в Подводном царстве?
– Какие рыбки вам больше запомнились?
– Какого цвета и формы бывают рыбки? На что они похожи?
– Этих рыбок создала природа. А вот как изобразил красных рыб знаменитый французский художник А. Матисс.
Рисунок 1
3. Работа над заданием.
– Сегодня, ребята, мы займемся необычным рисованием, изобразим рыбок в технике граттаж. Граттаж – это нерусское слово, в переводе с французского языка оно означает «царапать, скрести». Такой способ известен давно, им пользовались многие художники.
–Перед работой повторим правила работы с острыми предметами и приступим к работе.
Этапы выполнения задания:
а) Сначала сделаем рисунок-заготовку. На желтый лист картона нанести розовые и красные пятна гуашью (в гуашь добавить несколько капель клея ПВА).
Рисунок 2
б) Лист высушить и натереть тщательно свечой.
в) Загрунтовать рисунок-заготовку ярко-синей гуашью (в гуашь нужно добавить несколько капель жидкого мыла или шампуня, чтобы краска не скатывалась).
г) Пока грунт подсыхает, придумать сюжет будущего рисунка, на альбомном листе нарисовать силуэты рыбки и вырезать.
д) Перенести силуэт рыбки на загрунтованный лист, обвести и процарапать рисунок рыбы, водорослей, камни.
4. Самостоятельная работа
Учитель проводит индивидуальную работу с учащимися. Анализирует вместе с детьми ошибки.
Во время выполнения задания напомнить детям о требованиях к рисунку:
– оправданное заполнение листа (не мелко, не крупно);
– аккуратность, не должно быть прорезов бумаги, дырок
5. Подведение итогов урока.
Выставка работ. Анализ выполненных работ.
– Оцените свою работу и работы своих товарищей. Сравните их.
– Чья работа вам понравилась больше?
– Что нового узнали на уроке?
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6