Урок-зачет в 5-м классе по теме "Первоначальные сведения о строении вещества"

Разделы: Физика


Этап урока Время
1. Мотивация урока 1 мин.
2. Актуализация знаний 3 мин.
3. Проверка знаний, умений (контроль и коррекция).
Устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой);
Письменный опрос (физический диктант);
Лабораторная работа.
Решение кроссворда.
Выполнение тестового задания.
25 мин.
4. Обобщение (составление кратких итогов темы). 4 мин.
5. Домашнее задание. 2 мин.
6. Рефлексия. 5 мин.

Цель урока: провести контроль и коррекцию знаний  по данной теме; развитие творческой самостоятельности учащихся и усовершенствование экс­периментальных умений и навыков; актуализация знания учащимися основных положений молекулярнокинетической теории; обобщение представлений о диффузии, броуновском движении на основе знаний, полученных при изучении различных школьных предметов (природоведения, биологии, химии, литературы).

Образовательные и развивающие задачи:

  • расширить и углубить знания учащихся о строении вещества;
  • провести контроль и коррекцию знаний учащихся;
  • развивать творческую активность, творческие способности учащихся;
  • развивать самостоятельность, мышление, память, речь. 

Воспитательные задачи:

  • продолжить формирования причинно-следственных связей между явлениями природы;
  • воспитывать познавательный интерес к явлениям природы;
  • воспитывать гармонично развитого человека.

Оборудование: плакаты; клубок; ромашка (бумажная), закреплённая на доске; брусок, вода и три разных по форме сосуда, воздушный шарик с небольшим количеством воздуха.

План урока.

I. Мотивация урока.

II. Актуализация знаний.

III. Проверка знаний, умений, навыков.

  1. Устный опрос (индивидуальный, групповой, Фронтальный).
  2. Письменный опрос (физический диктант).
  3. Зачётная лабораторная работа.
  4. Выполнение тестового задания.
  5. Решение кроссворда.
  6.  IV. Обобщение.
  7. Выводы.                                                                                    

V. Домашнее задание.                                                                                            

VI. Рефлексия.

Ход урока

I.   Мотивационно-организационный момент.

Учитель: Сегодня, мы с вами проведём урок – зачёт по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

II. Актуализация знаний.

Учитель: Кто и когда впервые поставил вопрос: из чего состоят окружающие нас тела? Сплошные они или построены из каких-то очень маленьких частиц, которые нельзя увидеть, но о существовании, которых можно догадаться на основании наблюдений и экспериментов?

В связи с необходимостью строить здания, храмы, пирамиды, с потребностью обмера земельных участков у народов Древнего Востока накопились сведения о свойствах различных материалов, о технике математических вычислений, о движении небесных светил. Поэтому тогда же начались первые поиски единства природных явлений. Представители древних философских школ в разных субстанциях пытаются найти единую составляющую всех вещей и находят ее — кто в чем. Так, например, Фалес Милетский находит единство в воде, Гераклит — в огне, Анаксимен — в воздухе, Анаксимандр вводит понятие первоматерии (алейрон) и т. д.

В классе, где проводится урок на экране, высказывания русского ученого М.В. Ломоносова:

«Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей».

III. Проверка знаний, умений.

Сегодня, у нас необычный  урок, урок-сказка.

Итак…

В некотором царстве, в некотором государстве жили – были царь с царицей. И была у них дочь – Настасья Премудрая. Красавица писанная, а уж рукодельница! Все умела! Но больше всего физику она любила. У нее даже комната была, где она целыми днями физические опыты проводила. И все шло хорошо. Но однажды налетел черный вихрь и унес Настасью неизвестно куда.

Кликнул тут царь клич: «Кто спасет мою дочь, тому я её в жены отдам». Нашелся храбрец: Иванушка…(дурачок???) – всёзнаюшка!

Собрался он в дорогу и пошел, куда глаза глядят. Идет, а навстречу ему старушка. «Куда путь держишь?» - спрашивает. Рассказал ей Иван. «Нелегко тебе придется – говорит она. Ведь спасти Настасью Премудрую может только тот, кто физику хорошо знает. Вот и хорошо, - отвечает Иван. – Уж что-что, а физику-то я знаю! Дала тогда ему старушка клубок и говорит: «Он отведет тебя куда нужно, но волшебным он станет лишь тогда, когда ты скажешь правильно: клубок – что это: вещество или физическое тело?» Задумался Иван.

- А  ну-ка, ребята, давайте ему поможем!

(Учащиеся дают ответы).

Покатился клубок и привел Ивана на полянку, а на ней ромашек видимо-невидимо и только одна волшебная.

- Ответишь на вопросы, которые на листочках ромашки, дальше пойдешь!

(Учащиеся выходят к доске отрывают листочки и отвечают на вопросы).

  1. Что произошло бы с телами, если бы вдруг их молекулы перестали притягиваться друг к другу? Перестали отталкиваться друг от друга?
  2. Почему для сохранения одежды от моли в большом шкафу можно использовать небольшой кусок нафталина?
  3.  Разломите кусочек мела, приставьте половинки друг к другу. Почему они не соединяются?
  4.  Может ли мед быть твердым, а воздух — жидким? При каких условиях?
  5. Почему воздушный шарик, заполненный воздухом, сжать легче, чем заполненный водой?
  6. Закрытая бутылка наполовину заполнена керосином. Можно ли утверждать, что в верхней половине бутылки керосин отсутствует?

Справился Иван с заданием и покатился клубок дальше. Идет за ним Иван, глядь – перед ним старичок на пеньке сидит. Хотел, было, Иван мимо пройти, а он говорит: «Погоди! Дальше не пройдешь, коли, не ответишь на мои  вопросы?»

  1. Что такое диффузия?
  2. Как диффузия связана с температурой тела?
  3. Что вы можете сказать о времени протекания диффузии в разных телах?
  4. Изобразите в виде сценок строение твердых, жидких, газообразных тел;

(Учащиеся: 4 человека – молекулы, 1 учащийся режиссер, один  - художник, зарисовывает расположение молекул на доске.)

(Учащиеся дают ответы и выполняют задание).

Справился и  Иван с заданием и пошел дальше, а клубок покатился  так быстро,  что он ели за ним поспевал. Вдруг впереди болото: не обойти, не объехать. Что делать? Сел Иван на камень, да призадумался. И слышит, будто завет его кто-то. Поднял  голову, а на ветке синичка сидит. «Отодвинь, говорит, - камень, на котором сидишь. Там письмо заветное. Сумеешь, ответы найти – откроется тебе невидимая тропинка через болото, а не сумеешь – не видать тебе Настасьи Премудрой ». Отодвинул Иван камень, а под ним и впрямь письмо, а в нем 2 задания.

1. Физический диктант (см. приложение). Провести взаимопроверку.

2. Лабораторная работа по теме « Исследование свойств твёрдых, жидких и газообразных тел».

Физическое тело Состояние вещества Меняет ли форму и объем
1. Воздушный шарик
2. Вода
3. Брусок
   

 Вывод:

Да… Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается. Справился, Иван и с этим заданием открылась, ему невидимая тропинка, и клубок покатился дальше. Идет Иван, торопится. Вдруг остановился клубок. Пригляделся Иван, а впереди  ров глубокий: не обойти, не перепрыгнуть. Что делать? Смотрит, а на краю рва камень огромный лежит, а на нем слова написаны -  указать физический смысл пословиц.  

- Ложка дегтя бочку мёда портит.

- Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.

- Как с гуся вода.

(Учащиеся дают ответы).

Долго ли коротко ли шел Иван, но, наконец, пришел к замку, а войти в него не может, вокруг глухие стены до самого неба простираются и надпись на стене: Ответь на вопросы теста (см. приложение).

И появилась дверь в стене, но на ней замок висит многопудовый. Попытался, было, Иван сбить его, да всё напрасно. Стоит, Иван пригорюнился,  вдруг слышит голос:

«Не печалься, замок сам откроется, коли, сумеешь в кроссворде найти ключевое слово» (см. приложение).  

С последними словами Ивана замок упал на землю. Открыл он дверь, а перед ним стоит Настасья премудрая. « Молодец Иван! – говорит. Не побоялся трудностей и испытаний! Всё прошел. Осталась самая малость. Чтобы разрушить злые чары
надо найти ошибки в тексте.

Встретились однажды два друга – Коля и Витя. Давно они не виделись. « А я уже  физику знаю», - хвалится Коля. « И я тоже знаю»,- говорит Витя. И стали они друг перед другом своими знаниями хвастаться. « Я знаю, - говорит Коля, - что мельчайшая частица данного вещества это – молекула». « Подумаешь! - отвечает Витя. - Зато я знаю, что все молекулы состоят из атомов». « А ты знаешь,- спрашивает Коля, - что молекулы можно увидеть в телескоп?» «Конечно, - говорит Витя. - В телескоп все можно увидеть! А вот ты, Коля, знаешь, что чем  меньше скорость движения молекул, тем выше температура тела?»

«Еще бы не знать! - отвечает Коля, - это каждому известно! А ты, Витя, слышал, что вещества могут находиться в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном?»

«Конечно, слышал, - улыбнулся Витя. - Я даже знаю их свойства. Жидкости сохраняют и форму, и объем, газы не меняют ни форму, ни объема, а твердые тела…»

«Постой, постой! – остановил  его Коля. – По-моему, ты что-то перепутал».

«Ничего я не перепутал, - обиделся  Витя. - Я физику как дважды два  знаю».

«Ну, тогда, - говорит Коля, - ответь на мой вопрос: одинаково ли протекает диффузия в жидких, твердых и газообразных телах? Только подумай сначала».

«А что тут думать, - усмехнулся Витя, - я и без обдумывания скажу, что одинаково, диффузия, она и в Африке диффузия?»

(Ученики находят все ошибки).

Выполнил Иван и это задание. Рухнули злые чары, исчез, заброшенный замок и очутились, Иван да Настасья дома. Обрадовались царь с царицей, сыграли свадьбу и стали жить – поживать да добро наживать. Тут и сказке конец. А кто слушал её да физику повторял – молодец!

IV. Обобщение.

Учитель: Итак, сегодня мы заканчиваем изуче­ние темы «Первоначальные сведения о строении вещества». Давайте подведем итоги — выделим основные положения МКТ.

  1. Все тела состоят из мельчайших частиц — молекул и атомов.
  2. Молекулы одного и того же вещества одинаковы.
  3. Молекулы очень малы.
  4. Молекулы находятся в беспорядочном непрерывном движении.
  5. Между молекулами имеются промежутки.
  6. Между молекулами действуют силы взаимодействия.

V. Домашнее задание.

О.У. - Выучить краткие итоги темы (наизусть).  

П.У. – Предложите способ, как предохранить бумажный кораблик от намокания в воде и изготовьте модель.

Т.У. - Придумайте загадки о строении вещества.

IV. Рефлексия.

Учитель: С помощью сигнальных карточек дайте ответы на мои вопросы:

  1. Понравился ли вам сегодняшний урок?
  2. Какую оценку вы бы поставили себе за работу на уроке?
  3. Ощущаете ли вы усталость, раздражительность,  беспокойство к концу урока?  Испытываете ли вы эмоциональный подъём и чувство удовлетворения от урока?

Приложения можно получить у автора статьи.