Этап урока | Время |
1. Мотивация урока | 1 мин. |
2. Актуализация знаний | 3 мин. |
3. Проверка знаний, умений (контроль и коррекция). Устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); Письменный опрос (физический диктант); Лабораторная работа. Решение кроссворда. Выполнение тестового задания. |
25 мин. |
4. Обобщение (составление кратких итогов темы). | 4 мин. |
5. Домашнее задание. | 2 мин. |
6. Рефлексия. | 5 мин. |
Цель урока: провести контроль и коррекцию знаний по данной теме; развитие творческой самостоятельности учащихся и усовершенствование экспериментальных умений и навыков; актуализация знания учащимися основных положений молекулярнокинетической теории; обобщение представлений о диффузии, броуновском движении на основе знаний, полученных при изучении различных школьных предметов (природоведения, биологии, химии, литературы).
Образовательные и развивающие задачи:
- расширить и углубить знания учащихся о строении вещества;
- провести контроль и коррекцию знаний учащихся;
- развивать творческую активность, творческие способности учащихся;
- развивать самостоятельность, мышление, память, речь.
Воспитательные задачи:
- продолжить формирования причинно-следственных связей между явлениями природы;
- воспитывать познавательный интерес к явлениям природы;
- воспитывать гармонично развитого человека.
Оборудование: плакаты; клубок; ромашка (бумажная), закреплённая на доске; брусок, вода и три разных по форме сосуда, воздушный шарик с небольшим количеством воздуха.
План урока.
I. Мотивация урока.
II. Актуализация знаний.
III. Проверка знаний, умений, навыков.
- Устный опрос (индивидуальный, групповой, Фронтальный).
- Письменный опрос (физический диктант).
- Зачётная лабораторная работа.
- Выполнение тестового задания.
- Решение кроссворда.
- IV. Обобщение.
- Выводы.
V. Домашнее задание.
VI. Рефлексия.
Ход урока
I. Мотивационно-организационный момент.
Учитель: Сегодня, мы с вами проведём урок – зачёт по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».
II. Актуализация знаний.
Учитель: Кто и когда впервые поставил вопрос: из чего состоят окружающие нас тела? Сплошные они или построены из каких-то очень маленьких частиц, которые нельзя увидеть, но о существовании, которых можно догадаться на основании наблюдений и экспериментов?
В связи с необходимостью строить здания, храмы, пирамиды, с потребностью обмера земельных участков у народов Древнего Востока накопились сведения о свойствах различных материалов, о технике математических вычислений, о движении небесных светил. Поэтому тогда же начались первые поиски единства природных явлений. Представители древних философских школ в разных субстанциях пытаются найти единую составляющую всех вещей и находят ее — кто в чем. Так, например, Фалес Милетский находит единство в воде, Гераклит — в огне, Анаксимен — в воздухе, Анаксимандр вводит понятие первоматерии (алейрон) и т. д.
В классе, где проводится урок на экране, высказывания русского ученого М.В. Ломоносова:
«Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей».
III. Проверка знаний, умений.
Сегодня, у нас необычный урок, урок-сказка.
Итак…
В некотором царстве, в некотором государстве жили – были царь с царицей. И была у них дочь – Настасья Премудрая. Красавица писанная, а уж рукодельница! Все умела! Но больше всего физику она любила. У нее даже комната была, где она целыми днями физические опыты проводила. И все шло хорошо. Но однажды налетел черный вихрь и унес Настасью неизвестно куда.
Кликнул тут царь клич: «Кто спасет мою дочь, тому я её в жены отдам». Нашелся храбрец: Иванушка…(дурачок???) – всёзнаюшка!
Собрался он в дорогу и пошел, куда глаза глядят. Идет, а навстречу ему старушка. «Куда путь держишь?» - спрашивает. Рассказал ей Иван. «Нелегко тебе придется – говорит она. Ведь спасти Настасью Премудрую может только тот, кто физику хорошо знает. Вот и хорошо, - отвечает Иван. – Уж что-что, а физику-то я знаю! Дала тогда ему старушка клубок и говорит: «Он отведет тебя куда нужно, но волшебным он станет лишь тогда, когда ты скажешь правильно: клубок – что это: вещество или физическое тело?» Задумался Иван.
- А ну-ка, ребята, давайте ему поможем!
(Учащиеся дают ответы).
Покатился клубок и привел Ивана на полянку, а на ней ромашек видимо-невидимо и только одна волшебная.
- Ответишь на вопросы, которые на листочках ромашки, дальше пойдешь!
(Учащиеся выходят к доске отрывают листочки и отвечают на вопросы).
- Что произошло бы с телами, если бы вдруг их молекулы перестали притягиваться друг к другу? Перестали отталкиваться друг от друга?
- Почему для сохранения одежды от моли в большом шкафу можно использовать небольшой кусок нафталина?
- Разломите кусочек мела, приставьте половинки друг к другу. Почему они не соединяются?
- Может ли мед быть твердым, а воздух — жидким? При каких условиях?
- Почему воздушный шарик, заполненный воздухом, сжать легче, чем заполненный водой?
- Закрытая бутылка наполовину заполнена керосином. Можно ли утверждать, что в верхней половине бутылки керосин отсутствует?
Справился Иван с заданием и покатился клубок дальше. Идет за ним Иван, глядь – перед ним старичок на пеньке сидит. Хотел, было, Иван мимо пройти, а он говорит: «Погоди! Дальше не пройдешь, коли, не ответишь на мои вопросы?»
- Что такое диффузия?
- Как диффузия связана с температурой тела?
- Что вы можете сказать о времени протекания диффузии в разных телах?
- Изобразите в виде сценок строение твердых, жидких, газообразных тел;
(Учащиеся: 4 человека – молекулы, 1 учащийся режиссер, один - художник, зарисовывает расположение молекул на доске.)
(Учащиеся дают ответы и выполняют задание).
Справился и Иван с заданием и пошел дальше, а клубок покатился так быстро, что он ели за ним поспевал. Вдруг впереди болото: не обойти, не объехать. Что делать? Сел Иван на камень, да призадумался. И слышит, будто завет его кто-то. Поднял голову, а на ветке синичка сидит. «Отодвинь, говорит, - камень, на котором сидишь. Там письмо заветное. Сумеешь, ответы найти – откроется тебе невидимая тропинка через болото, а не сумеешь – не видать тебе Настасьи Премудрой ». Отодвинул Иван камень, а под ним и впрямь письмо, а в нем 2 задания.
1. Физический диктант (см. приложение). Провести взаимопроверку.
2. Лабораторная работа по теме « Исследование свойств твёрдых, жидких и газообразных тел».
Физическое тело | Состояние вещества | Меняет ли форму и объем |
1. Воздушный шарик 2. Вода 3. Брусок |
Вывод:
Да… Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается. Справился, Иван и с этим заданием открылась, ему невидимая тропинка, и клубок покатился дальше. Идет Иван, торопится. Вдруг остановился клубок. Пригляделся Иван, а впереди ров глубокий: не обойти, не перепрыгнуть. Что делать? Смотрит, а на краю рва камень огромный лежит, а на нем слова написаны - указать физический смысл пословиц.
- Ложка дегтя бочку мёда портит.
- Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.
- Как с гуся вода.
(Учащиеся дают ответы).
Долго ли коротко ли шел Иван, но, наконец, пришел к замку, а войти в него не может, вокруг глухие стены до самого неба простираются и надпись на стене: Ответь на вопросы теста (см. приложение).
И появилась дверь в стене, но на ней замок висит многопудовый. Попытался, было, Иван сбить его, да всё напрасно. Стоит, Иван пригорюнился, вдруг слышит голос:
«Не печалься, замок сам откроется, коли, сумеешь в кроссворде найти ключевое слово» (см. приложение).
С последними словами Ивана замок упал на землю. Открыл он дверь, а перед ним стоит Настасья премудрая. « Молодец Иван! – говорит. Не побоялся трудностей и испытаний! Всё прошел. Осталась самая малость. Чтобы разрушить злые чары
надо найти ошибки в тексте.
Встретились однажды два друга – Коля и Витя. Давно они не виделись. « А я уже физику знаю», - хвалится Коля. « И я тоже знаю»,- говорит Витя. И стали они друг перед другом своими знаниями хвастаться. « Я знаю, - говорит Коля, - что мельчайшая частица данного вещества это – молекула». « Подумаешь! - отвечает Витя. - Зато я знаю, что все молекулы состоят из атомов». « А ты знаешь,- спрашивает Коля, - что молекулы можно увидеть в телескоп?» «Конечно, - говорит Витя. - В телескоп все можно увидеть! А вот ты, Коля, знаешь, что чем меньше скорость движения молекул, тем выше температура тела?»
«Еще бы не знать! - отвечает Коля, - это каждому известно! А ты, Витя, слышал, что вещества могут находиться в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном?»
«Конечно, слышал, - улыбнулся Витя. - Я даже знаю их свойства. Жидкости сохраняют и форму, и объем, газы не меняют ни форму, ни объема, а твердые тела…»
«Постой, постой! – остановил его Коля. – По-моему, ты что-то перепутал».
«Ничего я не перепутал, - обиделся Витя. - Я физику как дважды два знаю».
«Ну, тогда, - говорит Коля, - ответь на мой вопрос: одинаково ли протекает диффузия в жидких, твердых и газообразных телах? Только подумай сначала».
«А что тут думать, - усмехнулся Витя, - я и без обдумывания скажу, что одинаково, диффузия, она и в Африке диффузия?»
(Ученики находят все ошибки).
Выполнил Иван и это задание. Рухнули злые чары, исчез, заброшенный замок и очутились, Иван да Настасья дома. Обрадовались царь с царицей, сыграли свадьбу и стали жить – поживать да добро наживать. Тут и сказке конец. А кто слушал её да физику повторял – молодец!
IV. Обобщение.
Учитель: Итак, сегодня мы заканчиваем изучение темы «Первоначальные сведения о строении вещества». Давайте подведем итоги — выделим основные положения МКТ.
- Все тела состоят из мельчайших частиц — молекул и атомов.
- Молекулы одного и того же вещества одинаковы.
- Молекулы очень малы.
- Молекулы находятся в беспорядочном непрерывном движении.
- Между молекулами имеются промежутки.
- Между молекулами действуют силы взаимодействия.
V. Домашнее задание.
О.У. - Выучить краткие итоги темы (наизусть).
П.У. – Предложите способ, как предохранить бумажный кораблик от намокания в воде и изготовьте модель.
Т.У. - Придумайте загадки о строении вещества.
IV. Рефлексия.
Учитель: С помощью сигнальных карточек дайте ответы на мои вопросы:
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Какую оценку вы бы поставили себе за работу на уроке?
- Ощущаете ли вы усталость, раздражительность, беспокойство к концу урока? Испытываете ли вы эмоциональный подъём и чувство удовлетворения от урока?
Приложения можно получить у автора статьи.