Цели и задачи урока:
1) Проконтролировать степень усвоения знаний по теме «Гидросфера», «Воды суши»; закрепить знания по теме «Мировой океан»;
2) Активизировать процесс мышления через проблемные задания; развитие пространственного мышления и картографических умений; учить учащихся анализировать цели, результаты своей деятельности.
3) Формирование географической культуры, эстетического восприятия географических объектов используя художественные произведения; содействовать формированию мировоззренческих понятий: целостность Мирового океана, влияние Мирового океана на жизнь людей; воспитание ЗОЖ.
Форма урока: комбинированный.
Оборудование:
- физическая карта полушарий;
- контурная карта полушарий;
- атлас по природоведению для 5-го класса;
- контурные карты по природоведению для 5-го класса;
- слайдовая презентация урока;
- тексты проверочных работ;
- соль йодированная;
- морепродукты.
Ход урока.
1. Вход в урок.
Здравствуйте ребята, садитесь удобнее! Я очень рада видеть вас! У нас прекрасное настроение, улыбнитесь друг другу. Я думаю, что ваше настроение в конце урока останется таким же хорошим. Проверьте вашу готовность к уроку: учебник, дневник, тетрадь, письменные принадлежности.
Ребята посмотрите картины замечательного русского художника И.К. Айвазовского. Попробуйте определить, что общего в этих картинах?
Просмотр слайдов №1 -10.
Замечательные картины!
Ребята скажите, что общего изображено на картинах? (На всех картинах, которые мы посмотрели, изображено море.)
Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? (Сегодня на уроке мы будем изучать моря.)
Моря – это часть Мирового океана, следовательно, тема урока «Мировой океан. Части Мирового океана». (Слайд №11)
Запишите тему урока в тетрадь.
Ребята! Что вы хотите узнать на этом уроке и чему научиться? (Учащиеся пытаются сформулировать цели урока, после уточнений и поправок предоставляется список целей урока. Слайд № 12.)
2. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Гидросфера. Воды суши», если вы хорошо подготовились к этому уроку и были внимательны на прошлом уроке, то вы успешно справитесь с предложенным заданием. (Учащиеся получают текст проверочного задания).
ЗАДАНИЕ. Установите соответствие (вопрос – ответ), на предложенные вопросы выберите номера правильных ответов.
Вопрос | Ответ |
А) Как называется водная оболочка нашей планеты? Б) В каком агрегатном состоянии может находится вода в природе? В) Какие составные части образуют гидросферу? Г) Что является источником пресной воды на Земле? Д) Как образуется ледник? Е) Что такое Айсберг? Ё) Что такое река? Ж) Что такое озеро? |
|
Ребята, проверьте свою работу. Критерии оценки работы и правильные ответы на слайде №13. (Оценки за работу выставить в журнал).
Физкультминутка.
Упражнение 1
И. п. – руки за голову.
1 - 3- поднимаясь на носки, руки вверх, потянуться, 4-и.п.
Упражнение 2
И.п.- то же.
1-2 - присед, руки на пояс, 3-4-и.п.
Упражнение 3
И.п.- стойка ноги врозь, руки на пояс.
1- поворот туловища вправо, руки вправо. 2 - и. п. 3-4 - то же влево.
Упражнение 4
И.п.- основная стойка.
1-4 - поднимаясь на носки, руки вверх, сжимая и разжимая пальцы, 1-5-8 - и.п. (6-8 повторений).
3. Изучение нового материала.
Состав вод Мирового океана.
Проблемная задача: Представьте, что вы юнга на прекрасном паруснике, и совершаете кругосветное путешествие. Ваше судно попадает в очень сильный шторм, и парусник терпит крушение. Вам удается спастись на шлюпке, но вы не успели спасти ни еды, ни воды. Что произойдет с вами, если в течение 15 суток вы будете находиться в открытом море? (Мы погибнем от жажды, потому что морскую воду пить нельзя).
Ребята, а почему нельзя пить морскую воду? (Один литр морской воды содержит в среднем 35 грамм различных солей).
Откройте учебник стр. 92, рассмотрите схему «Состав морской воды».
Какие химические элементы содержит морская вода?
Каких химических веществ больше всего в морской воде?
Соленый вкус морской воде придают вещества содержащие натрий, а горьковатый вещества содержащие магний. Морская вода содержит почти все известные химические элементы на Земле, но в очень маленьких количествах. Вода Мирового океана и его обитатели – это богатство нашей планеты.
Ребята нам расскажут о богатствах Мирового океана.
(Темы выступлений на слайде № 14) Приложение 2
Вода Мирового океана содержит необходимый для организма человека йод.
Зачем организму человека необходим йод? (Рассказ учителя) Приложение 3
Части Мирового океана.
Материки и острова делят Мировой океан на отдельные части.
Какие это части?
Прочтите текст учебника стр. 91. Назовите эти части и дайте им определения.
Кроме морей в океанах имеются проливы и заливы?
Пролив – неширокое водное пространство, соединяющее соседние водоемы и ограниченное суше.
Учитель показывает на карте проливы: Берингов и Дрейка.
Найдите другие проливы на физической карте полушарий?
(Выясняется, что не все проливы названы на карте. Учащиеся приходят к выводу, что нужно воспользоваться другими картами. Дополнительное задание на дом: найдите названия проливов).
Учитель показывает на карте заливы: Бенгальский и Бискайский.
Что такое залив? (Залив – часть океана, которая вдается в сушу.)
Чем отличается определения моря и залива?
(Вопрос можно оставить без ответа. Об этом учащиеся узнают в начальном курсе географии. Список частей мирового океана получает каждый ученик, курсивом – дополнительный материал).
Части Мирового океана.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Моря: Аравийское, Филиппинское, Коралловое.
Моря России: Охотское, Карское, Берингово, Баренцево.
Заливы: Бенгальский, Бискайский.
Проливы: Берингов, Дрейка.
Работа по физической карте полушарий. Показать океаны, моря, моря омывающие берега России, заливы, проливы.
Работа в парах: по картам атласа или карте учебника учащиеся показывают друг другу океаны, моря, заливы, проливы
Учитель напоминает правила работы с контурной картой. Слайд №16.
Практическая работа.
Нанесите на контурную карту части Мирового океана (из предложенного ранее списка).
Один ученик работает на контурной карте у доски, затем все проверяют выполненную работу.
4. Первичное закрепление знаний и умений.
Выполните задание «Найди ошибку», используя карты атласа. Слайд № 17.
Обсуждение выполненной работы.
Молодцы! Мы хорошо потрудились!
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание. Слайд №18.