Цели:
Образовательная: ознакомить учащихся с историей возникновения видов рукоделия и ремесел Китая, расширять знания учащихся о народных промыслах и ремеслах.
Развивающая: развивать творческие способности учащихся, эстетический вкус, сенсорные и моторные навыки.
Воспитательная: вызвать интерес к культуре и искусству Китая, совершенствовать эстетические взгляды, воспитывать бережное отношение к народным традициям.
Методы проведения уроков: проблемно-поисковые и методы стимулирования интереса к учению.
Межпредметные связи: история, русский язык, китайский язык, ИЗО.
Оборудование: образцы рукоделия и ремесел, иллюстрации, инструкционные карты, ТСО.
Оформление доски: тема урока “Мастерицы Поднебесной. Виды рукоделия”, название видов декоративно-прикладного творчества: вышивка, гончарное производство, каллиграфия, производство шелка, производство фарфора, живопись, вырезание из бумаги, ключевые слова: керамика, каллиграфия, вышивка, шелк, гончар, ремесла, рукоделие, фарфор, орнамент.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Приветствие, посадка, проверка готовности к уроку, сообщение темы и задач урока.
II. Новый материал.
Сегодня у нас очень интересная тема. Нам предстоит путешествие в Китай. Мы поговорим о самых известных видах декоративно-прикладного творчества, которые неоспоримо можно назвать китайскими произведениями прикладного искусства. Мы увидим, что такие произведения декоративно-прикладного творчества отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народы, сохраняют историческую память.
Мы с вами живем на границе. На границе с одной из самых великих Стран мира – с Китаем. Поэтому мы обязаны изучать и знать традиции, обычаи этой страны. А так как наша школа является еще и школой с углубленным изучением китайского языка, и многие ученики нашей школы бывают у наших соседей, мы обязательно должны знать историю, географию, язык и, конечно же, ремесла Китая.
На уроках кулинарии мы уже говорили о том, что много продуктов и блюд были привезены из Китая. Рис начали выращивать наши соседи, чай впервые выращивали в Китае, Спагетти итальянцы изготовили с помощью китайской лапши, привезенной марко Поло.
А сегодня мы поговорим о других изобретениях, привезенных в Европу из далекой Азии.
Тема нашего урока: “Мастерицы из Поднебесной”.
Цель нашего урока познакомиться с самыми известными ремеслами, видами декоративно-прикладного творчества, с историей их возникновения. А итогом нашего урока будет выполнение образца одного из видов рукоделия, малоизвестного у нас в России.
Начинаем путешествие во времени, отправляемся в Китай.
Мы попали в III тысячелетие до н.э.
Об истории шелка расскажет Ира.
Рассказ ученицы: “Китайские археологи обнаружили шелковые ткани, подвергли их анализу с помощью углерода-14 и пришли к выводу, что этой материи более 4750 лет. При раскопках неолитического города провинции Шанси был найден кокон, вскрытый рукой человека, правда, не удалось установить, был ли этот кокон выращен людьми, или это был дикий кокон.
В III тысячелетие было написано “Классическое пособие о шелковичных червях”, которое считалось одновременно и священным и мирским. В нем описывалось, как выращивают тутовые деревья, и особо подчеркивалось, что производство шелка – основное занятие крестьян. Но лишь в начале пятого столетия до н.э. начала развиваться торговля шелком. Чаще всего речь шла о меновых сделках: например, китайская армия получала миллион рулонов шелка в качестве жалованья”.
- В скором времени после изобретения шелка китайцы стали вышивать по шелку. Изобретение вышивки тоже приписывается китайцам.
Послушаем Наташу.
Рассказ ученицы: “Вышивка – одно из древнейших художественных ремесел Китая. Искусство вышивки было знакомо в Китае в 2255 г. до н.э. Поначалу вышивание некоторых животных и птиц (например, журавля или павлина) использовалось для указания принадлежности людей к тому или иному социальному рангу. В дальнейшем вышивка превратилось в сугубо декоративную, а потом и в художественную.
В период династии Тан на смену шва “цепочкой” пришла вышивка гладью.
В дальнейшем вышивка стала использоваться представителями различных сословий в самых разнообразных сферах жизни. Разнообразными стали и материалы, применявшиеся для вышивания изделий декоративно-прикладного искусства: шелковый газ, человеческий волос, бумажные волокна, аппликация, нити из чистого золота.
Для материала-основы в китайской вышивке чаще всего используется шелк белого, голубого или красного цветов.
Для понимания сюжетов китайской вышивки желательно знать мифологию китайского народа, разбираться в даосизме, буддизме, конфуцианстве – религиозных традициях Китая”.
- А кто мне скажет, чем отличается китайская вышивка от русской?
Девочки отвечают на вопрос.
- А это что за никазистые коричневые горшочки?
- Эти глиняные горшочки являются прародителями фарфора. Издавна китайцы лепили посуду из глины.
Рассказ ученицы о керамике: о фарфоре: “Глиняные изделия начали изучать с VII тысячелетия до н.э.
Китайская глина – темно-коричневая, хотя добывали и серую, и желтую, и даже зеленую глину.
Лепили на гончарном круге, давали высохнуть, обжигали при температуре 1000°С. В доме вся посуда была глиняная: кружки, тарелки, посуда, в которой готовилась еда. Все хороша была посуда, но билась, была очень хрупкой. Многие мастера искали другую глину, или добавки для того, чтобы посуда была прочной”.
Рассказ ученицы о фарфоре: “Как-то раз в III тысячелетии один гончар нашел белую глину. Сделал из нее посуду, но когда обжигал она лопалась.
Но еще через несколько тысячелетий – в VII в. нашли добавки, которые при добавлении в массу, не теряли форму и не лопались. С тех пор фарфор стали производить в большом количестве. Сначала фарфоровую массу утаптывают ногами буйволы, называется “Мятье ногами”. Затем с помощью гончарного круга делают различные предметы. Потом их сажают в печь и обжигают. После чего их расписывают эмалью и обжигают еще раз.
Итальянский купец – путешественник долго пытался разведать секрет производства фарфора, но ему не удалось. Европа наслаждалась Китайским фарфором, но производить фарфор стали только в XVII веке в Саксонии.
Из фарфора стали делать различные предметы. Даже подушки в богатых домах (мужские и женские)”.
- В России фарфор изобрели только к XVIII веку. Посуда сначала была белой, а затем ее начали расписывать. Китайцы были большими мастерами в живописи и рисунке.
Рассказ ученицы: “Вообще в китайском искусстве нет принципиальной разницы между изобразительным и прикладным искусством – вышивкой, росписью ткани, росписью по шелку или росписью сосудов. Китайские художники стремятся выявить целое и подчеркивают лишь самое существенное в целом. Китайская живопись – это живопись не образов, а идей. И это нужно помнить.
В китайском прикладном искусстве каждое изображение – это символ. Например, бабочка – пожелание долголетия и женский символ (кстати, павлин тоже). Журавль – птица бессмертия является ездовым животным бессмертных, особенно если он изображен с красной шапочкой на голове. Олень тоже спутник бессмертных, он связан с плодородием земли. Изображение оленя, подаренное вам, выражает пожелание благополучия и благоденствия. Две утки, плавающие вместе, являются пожеланием счастья. А вот волк и лиса в традиции дальневосточных стран связаны со злыми силами, особенно лиса-оборотень”.
- Только в такой стране, как Китай могло зародиться искусство Каллиграфия.
Китайская каллиграфия – столь же великое искусство, как и живопись. Живопись и каллиграфия присутствуют во всех видах рукоделия.
Рассказ ученицы: “Каллиграфия – один из древнейших видов искусства в истории цивилизации, насчитывающий более шести тысяч лет своего развития. История каллиграфии, ее развитие самым тесным образом связаны с зарождением письменности, богатством и разнообразием китайского алфавита, за которым стоят тысячелетия культурной и политической деятельности. Наука начертания иероглифов может оказаться сложной, но по мере овладения ею вы поймете, что иероглифы неразрывно связаны с историей, имеют глубокие исторические корни.
Сами китайские иероглифы развивались столетиями: от пиктограмм до более абстрактных и искусных символов.
Первые образцы декоративной письменности, или каллиграфии как искусства, датируются периодом Шан (1700–1050 гг. до н.э.).
“Школьные принадлежности”, или инструменты, каллиграфии – тушь, кисть, тушница (чернильница для туши) и бумага – на протяжении веков почитаются в Китае как “четыре сокровища”. Претенциозное название намекает на их важность в истории и культуре письма кистью, напоминает о почитаемых каллиграфах, разработавших продуманный ритуал раскладывания инструментов в определенном порядке и использующих время приготовления к работе для размышления и о ней, и о жизни. Каждый из этих предметов создавался столетиями, новые виды туши и бумаги продолжают разрабатываться и сегодня”.
- Кто это у нас плачет? Что же ты плачешь?
Ученица Катя:
- Мне сказали вырезать 100 узоров для свадьбы сестры. А я уже устала!
- Расскажи что это за узоры?
Рассказ о китайской каллиграфии: “В Китае вырезание из бумаги – народное искусство с очень давней историей. Мастерство передавалось из поколения в поколение, привнося с собой дух радости и изобилия. В Китае бумажными узорами украшают окна, потолки, стены и зеркала и, особенно, в новогодние праздники в январе и феврале, при смене места жительства и во время свадеб.
В Древнем Китае в качестве украшения в окна вставлялись ажурно вырезанные куски бумаги. Давно уже на смену бумаге пришло стекло, но искусно вырезанная бумага все еще используется как украшение и часто приклеивается к самым обыкновенным, стандартным окнам. В спальнях молодоженов бумажные картинки эротического содержания прикрепляются к потолкам как пожелания счастья и обилия детей.
Реликты из отдаленного прошлого, артефакты 4000-летней давности вдохновляют многих на образы, которые и сейчас вырезаются из бумаги в глухих провинциях, таких как Шаньси. Кроме украшения дома различные вырезанные поделки из бумаги используются в коммерческой и художественной деятельности. Сегодня широко распространено создание трафаретов для нанесения узоров краской или спреем на керамику и материю, с помощью которых украшают театры, создают шаблоны для крупной графики и коммерческого дизайна”.
- Давайте поможем девочке. Объясни, как это делать.
Девочка объясняет, показывает.
III. Практическая работа.
Инструктаж по технике безопасности по работе с ножницами. Текущий инструктаж. “Вырезание из бумаги”.
IV. Выставка работ.
Все работы вывешиваются на доске. Обсуждаются. Выделяются лучшие работы.
V. Повторение.
Давайте вспомним, что мы сегодня узнали и ответим на вопросы.
Вопросы:
- Когда появился шелк?
- Чем сначала вышивали?
- В каком веке появился фарфор?
- Что такое каллиграфия?
- Чем отличается русская вышивка от китайской?
- Что такое декоративно-прикладное творчество?
- Как вы понимаете народное искусство (фольклор)?
- Чем отличается рукоделие от ремесла?
Ученики отвечают на вопросы.
VI. Подведение итогов.
- Элементы декоративно-прикладного творчества, которые мы с вами рассмотрели можно назвать маленькой частью народного искусства (фольклор). Что такое фольклор?
Это произведения, создаваемые на основе коллективного и творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе (поэзия, музыка, театр, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное творчество).
Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколении, сохранялась в памяти народных мастеров. А национальные традиции отбирают только наилучшие творческие достижения.
VII. Уборка рабочих мест.