Формируя у воспитанника чувство любви к Родине, необходимо, в первую очередь, воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он живет, к культуре и традициям народов Крайнего Севера, развивать интерес подрастающего поколения к национальному наследию, к искусству. Искусство помогает воспитанникам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, понять красоту окружающего мира.
Ввиду суровых климатических условий и большого удаления от крупных культурных центров воспитанники коренного населения школы-интерната п. Мыс Каменный не имеют возможности получить разнообразные формы определенных умений и навыков в работе с природным и бросовым материалом. Ориентируясь и опираясь на народные традиции Севера, воспитанникам открываются новые эстетические свойства, использование которых позволяет им создавать своими руками полезные, красивые предметы. Практика показывает, что ориентация воспитанников на народное искусство способствует не только их эстетическому, но и активному воспитанию. Дети видят, что их творческая деятельность проходит не зря, их награждают призами, дипломами, ценными подарками, это вселяет в них уверенность в свои силы, способствует желанию работать и дальше продуктивно и качественно.
Народное искусство – одно из важнейших средств эстетического воспитания подрастающего поколения. Оно способствует развитию творческих возможностей детей, формированию художественного вкуса, нравственных идеалов, передаче богатейшего художественного опыта народа, выработанного веками.
Наши занятия декоративно-прикладным искусством положительно влияют на воспитанников-подростков. Приобщение к процессу создания изделия по законам красоты доставляет детям удовлетворение, радость, эстетическое наслаждение. Современное декоративно-прикладное искусство открывает им возможность для разносторонней деятельности для достойного применения энергии, отвлекает от пустого времяпрепровождения.
Как же осуществлять на практике приобщение учащихся к художественным ремеслам своего края? Каковы формы и методы ознакомления их с видами художественных ремесел, старинными и развивающимися в наши дни. Формы и методы приобщения детей к красочному миру народного творчества могут быть самыми различными. В обучении декоративно-прикладному искусству очень важна личная инициатива и самодеятельность педагога. Чем больше выдумки и фантазии, тем лучше. Приобщая воспитанников к искусству, важно использовать индивидуальные и коллективные работы. Индивидуальная работа позволяет увидеть творческие возможности воспитанника, его предпочтения, меру художественного вкуса. Коллективные работы способствуют развитию навыков совместной деятельности, позволяют выполнять масштабные работы.
В процессе конструирования сувениров, панно ребенок испытывает разнообразные чувства, радуется красивому изображению, любуется им, огорчается, если что-то не получается, старается добиться удовлетворяющего его результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься (в этом случае необходимо чуткое, внимательное отношение педагога, его помощь). В работе декоративно-прикладным искусством ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, он овладевает новыми для него конструкторскими навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, и учится осознанно их использовать. Все это весьма значимо для его психического развития, ибо каждый ребенок, создавая панно или сувенир того или иного предмета, передает сюжет, включает в него свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и заключается художественно-творческая деятельность воспитанника, проявляющееся у него не только тогда, когда он сам придумывает тему для своего сувенира, панно, но и тогда, когда создает картину по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение меха и материала, другие выразительные средства, внося интересные дополнения и т.п.
Работа с мехом – один из популярнейших жанров декоративно-прикладного искусства народов Крайнего Севера. Предлагаемые работы из меха: украшения, сувениры, панно, сделанные детьми как индивидуально, так и коллективно очень эффектно будут смотреться в школьных музеях, как оформление в кабинетах технологии, как украшение интерьера, а также могут служить в качестве подарков. Наши работы могут использоваться и как наглядный материал для уроков краеведения. В них мы применяем не только мех, но и другие материалы: кожа, бусы, синтепон, картон, обрезки цветного сукна, бисер, мох, речной песок, пустые металлические емкости, тесемки от подарков, блестящие упаковки и все, что мы называем бросовым материалом. Комбинированные изделия могут быть плоскими, с небольшим рельефом и полуобъёмные, словно выступающие за раму. Выбор техники зависит от творческой задачи, замысла.
Почему выбран для работы с мехом именно бросовый материал? Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, так как его можно использовать по своему усмотрению, а главное, этот материал всегда можно найти, он разнообразен, позволяет развивать детскую фантазию и воображение. Использование “бытового мусора” приучает воспитанника к бережливости, воспитывает уважение к труду других людей. Попробовав однажды сделать своими руками оригинальную вещь в подарок, ребенок будет снова и снова придумывать и мастерить для друзей. Ведь так приятно радовать и удивлять своих близких! Такие подарки не забываются, их не закажешь по Интернету и не купишь в магазине, это эксклюзив. Работы просты в исполнении, изготовляются в интересных разнообразных техниках.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляются определенные требования:
- должен быть безопасен для детей (не вызывать аллергию);
- тщательно промытым и вычищенным;
- доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т.п.);
- процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции.
Медальон “Родные мотивы”
Цели:
- ознакомление детей с материалом – мехом северного оленя, как сырьем для изготовления изделий декоративно-прикладного искусства;
- с традициями народов Крайнего Севера.
Задачи:
- Научить детей приемам работы с мехом разной направленности, научить работать в творческих группах для воспитания коммуникативных качеств личности, основанных на принципах НОТ.
- Развивать фантазию, мышление, воображение, творческую активность, обогащение словарного запаса детей.
- Продолжать воспитывать гордость у воспитанников за отечественную культуру, достижения предков в народном творчестве.
Оборудование и материалы:
- Эскиз будущей работы.
- Картон диаметром 25 см, основа для медальона.
- Мех северного оленя двух видов.
- Бусы.
- Бисер желтый и голубой.
- Леска тонкая.
- Кожа: коричневая – для рогов, черная – для глаз.
- Мастер-клей.
- Канцелярский ножик.
- Доска для вырезания кожи.
Объект работы: панно “меховой медальон”.
Использованная литература:
Митлянская Т.Б. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. М., “Просвещение”, 1983.
ХОД УРОКА
План работы:
- Организационная часть: приветствие, тема, цели и задачи занятия, вступительная беседа.
- Практическая часть: разделиться на группы и каждая группа выполняет поставленную задачу; поэтапное выполнение медальона, соединение деталей, декорирование изделия.
- Заключительная часть:
I. Вступительная беседа.
Мех и шкура животных – один из первых материалов, освоенных человеком. Люди использовали мех для разных целей: шили одежду и обувь, изготавливали укрытие для дома, делали лыжи, сумки, различные украшения и многое другое, которое так необходимо в условиях холодного климата, а также ценный мех меняли на продукты, на оружие и так далее. В течение многих столетий у этих народов выработались определенные способы декоративной отделки меховых изделий и его колорит. С детских лет они постигают традиционное ремесло шитья и украшения меховых вещей. Эта трудоемкая работа требует много терпения и высокого мастерства исполнения. И все изделия ненецких мастеров исключительно хорошо приспособлены к кочевому хозяйству.
Нужно уметь подобрать материал, принимая во внимание длину волоса, мягкость, цвет. Основным материалом для изготовления одежды и обуви, головных уборов и других предмета быта издавна служили оленьи шкуры. Так, например, одежду шили из шкур молодых оленей или из шкур взрослых оленей, но снятых в конце лета, когда волосяной покров не высокий, т.е. не переросший.
Для производства художественных изделий из меха применяют главным образом различные виды натурального меха. Так как мы жители Крайнего Севера, то для работы мы применяем мех северного оленя и нам понадобится два вида меха, мех от молодого олененка – камус и взрослого оленя.
Камус – часть шкуры, снятая с ног оленя, особенно ценится на Севере. У неё гладкий блестящий волос коричневого, серебристо-серого или белого цвета. Камус очень прочен и красив. Из него шьют обувь, рукавицы, головные уборы, используют при составлении мозаичных узоров для отделки крупных меховых изделий.
II. Практическая часть.
Этапы выполнения изделия:
1. Повторить технику безопасности при работе с канцелярским ножиком и клеем.
2. Нарисовать эскиз будущего медальона (голову оленя). (Фото 1, пошаговая работа с медальоном)
3. С изнаночной стороны шкуры молодого оленя (камус) по шаблону обрисовать голову оленя и аккуратно канцелярским ножиком на доске вырезать силуэт. (Фото 2)
4. Приготовить меховые полоски темные и светлые из шкуры взрослого оленя (длинный ворс) для фона и окантовки изделия, при этом нужно смотреть направление меха на шкуре. (Фото 3)
5. Приготовить картонный диск для основы медальона.
6. На бумаге нарисовать рога, с изнаночной стороны кожи приклеить их и вырезать. (Фото 4)
7. Из кожи вырезать глаз.
8. Приготовить узоры из бисера (синий и желтый) для украшений головы и нагрудной части оленя, пришить узор из бисера к будущему изделию тонкой леской к лобной части, а также бисеринки пришить и на красном сукне для грудной части. (Фото 5)
9. На картонном диске пришить готовые, собранные по усмотрению детей, бусы-висюльки вниз и вверх для петли.
10. Приклеивать меховые полоски на картонный диск нужно начинать с края, как черепицу, чередуя, белая полоска и темная полоска.
11. Примерить голову оленя и рога на середине мехового диска, отметить, где композиция будет правильно располагаться, приступить к сборке изделия, приклеить.
12. Оформление изнаночной стороны изделия, т.е. приклеить белой бумагой, чтоб не было видно следов работы.
III. Подведение итогов.
Анализ выполненных работ. Демонстрация и обсуждение выполненных работ. Уборка рабочих мест. Оформление тематической выставки из изделий, выполненных с использованием меха северного оленя (см. приложение 1 и приложение 2).