Цели.
- Обобщить и систематизировать умения и навыки решения задач на все действия с обыкновенными дробями.
- Познакомить учащихся с историческим материалом.
- Активизировать работу учащихся за счет вовлечения их в игру; привитие интереса к предмету.
Оборудование. Карточки с домашним заданием, карточки с задачами, иллюстрации к задаче, иллюстрации к исторической справке, лото “Микки -маус”, название станций.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап (3 мин)
Сообщить тему и цели урока.
2. Станция “Устная” (7 мин)
На этой станции мы посетим музей, в котором должны помочь сотрудникам этого музея отреставрировать картину. Для этого мы должны подобрать для каждого выражения соответствующий ответ.
; ; ; ; ; ; ;
; ; ; ;
3 | |
0 | 5 |
1 | |
4 | |
В результате получается картинка “Микки-маус”.
3. Станция “Лучшие счетчики” (15 мин).
Наш экспресс приближается к следующей станции. Жители этого города также приготовили для нас испытания.
А)
Б)
4. Станция “Соображай-ка” (7 мин)
Наш экспресс движется дальше, и мы попадаем на станцию “Соображай-ка”.
1) Сравнить
; ; ; 1 и ; ; ; 1 и ; 1 и ; 0 и .
2) Узнав о том, что мы в городе к нам за помощью решил обратиться герой мультфильма Вини-Пух.
Задача. Собираясь на День рождения к Сове, Вини – Пух купил мед, воздушный шарик. Хватит ли ему денег на букет цветов стоимостью 200 рублей, если всего у него было 480 рублей, на мед он потратил всех денег, на шарик остатка.
Решение.
1) 489*=120 (р.) мед
2) 480 – 120 = 360 (р.) – остаток после покупки меда
3) 360 * = 80 (р.) шарик
4) 360 – 80 = 280 (р.) – остаток
Ответ: хватит, т.к. остается 280 рублей.
5. Станция “Историческая” (4 мин)
На этой станции мы узнаем об истории дробей.
Дроби в Древнем Египте.
Египтяне писали на папирусах, т.е. на свитках, изготовленных из стеблей растений. Благодаря им, мы сейчас знаем, как изображались дроби в древности.
В Древнем Китае вместо черты использовали точку
Первым дробную черту ввел итальянский ученый Леонардо Фибоначчи.
На Руси дроби называли долями, позднее ломаными числами. В старых руководствах находим следующие названия дробей.
полтина треть седьмина
четь полтреть десятина и др.
Славянская нумерация в России использовалась до XIX века.
6. Домашнее задание (2 мин)
Наше путешествие подходит к концу. На прощание жители городов, в которых мы побывали, оставили вам подарок с сюрпризом. Решив эти задания, вы прочтете пожелания жителей.
1) Сравнить: и
Е - > С - = У - <
2) Сравнить: и 1
А < С = П >
3) Вычислить:
П Х С
4) Решите задачу. В саду 20 деревьев. Вишни составляют всех деревьев, остальные деревья – яблони. Сколько яблонь в саду?
А. 12 Е. 8
5) Вычислить:
П. С Х
Ответ: Успех.
7. Итог урока.(2 мин) Выставление оценок.
Литература
- Дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф., Математика, 5-й класс. – М.: Дрофа, 2000.
- “Математика”, приложение к газете “1 сентября” № 22, 1999.
- Мерзляк А. Г. И др. Сборник задач и контрольных работ по математике для 6 класса. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1998.