Цель: обобщить изученный материал по теме «Лексика» по программе М.М.Разумовской (7 класс).
Задачи:
- Организовать работу по обобщению материала по теме «лексика»;
- Формировать умение работать со словарями; опознавать в тексте слова, употребляемые в переносном значении; использовать полученные знания на практике;
- Развивать речь учащихся (устную и письменную, диалогическую и монологическую);
- Воспитывать культуру общения.
I. Актуализация знаний.
- Вступительное слово учителя.
Уже дуют северные ветры, вот-вот на нашу землю ступит красавица-зима, покроет ее белым одеялом из снега, и хочется вспомнить слова писательницы Н.Надеждиной о его красоте.
- Чтение текста.
Русский язык богат «снежными словами». Если снежинки слипаются на лету, мы говорим «хлопья». Если твердые белые шарики больно секут щеки, мы горим «крупка». Свежий, только что запорошивший землю снег, зовется «пороша». Подул ветер, и снег зашевелился, ожил, струится, течет по земле. Это низовая метель «поземка». Если ветер кружит, вьет в воздухе снег – это «вьюга». А в степи может разыграться настоящая снежная буря – «буран».
В марте снег не разлетается с руки, он загрубел, стал плотным. Ступишь на него, и не провалится нога. И для этого черствого снега есть в русском языке свое жесткое слово «наст».
«Снежные слова» придумал народ, и они по-народному метки.
- Беседа.
- Какую мысль хотела донести до нас писательница? (Русский язык – настоящее богатство).
- Вот об этом мы сегодня будем вести наш разговор на уроке.
Запись темы урока.
II. Введение в тему.
- Мини-сценка.
А теперь послушаем разговор двух друзей.
- Где ты оторвал такие клеевые джинсы?
- Да месяц прикалывался к одному.
- Чего ты выпендриваешься? Лапшу на уши не вешай!
- Слушай, давай прошвырнемся до его хаты.
- Без базара.
- Беседа.
- Ну как, чувствуется богатство русского языка?
- Горько и обидно становится от того, что есть еще такие люди, которые жестоко обращаются с языком, «обогащая» его вот такими придуманными словами. Они с детства убивают в себе умение говорить грамотно, красиво, образно. А слова любят нежность. Как часто мы стесняемся говорить правильно. Чтобы обратить на себя внимание, придумываем разные «дикие» словечки. Но ведь в живой речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души, отношение к тому, что он говорит.
- «Заговори, чтоб я тебя увидел» - сказал когда-то Сократ. Как вы понимаете эти слова?
- Запись эпиграфа и его осмысление.
Слово – выражение мысли и может служить
соединению или разделению людей,
поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним.Л.Н.Толстой
- Осмысление темы урока.
- Какое слово будет главным в теме? (Богатство – что-то содержащее много ценных качеств (перен. 4 значение)). · Расшифруйте тему, поставьте задачу, которую мы сегодня должны решить. (Доказать, что словарный состав языка богат).
- В каком разделе языкознания мы будем находить подтверждение этой мысли? (Лексика).
- Какие единицы лексики нам в этом помогут?
- Особенности лексического значения слов: однозначные и многозначные слова, слова в переносном значении, фразеологизмы.
- Смысловая связь разных слов в языке: синонимы, антонимы, омонимы.
- Особенности употребления слов в речи: общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, нейтральные, книжные, разговорные слова, устаревшая лексика.
- Происхождение слов: исконно русские слова, заимствования.
- Сверяемся по упражнению 111 на с.42.
III. Обобщение по теме «Лексика».
- Индивидуальная работа.
1) Выписать 10 слов, вызвавших удивление оттого, что они являются заимствованными (Словарь иностранных слов).
2) Составить текст-рассуждение по теме урока, воспользовавшись материалом учебника с.42-47.
- Иностранцам бывает очень сложно понять нашу речь. Докажите, используя упражнение 112, почему? Чтение текста.
- Что придает тексту шутливый характер? (игра со значением слова «идет»)
- Докажите многозначность этого слова.
- Найдите и выпишите из толкового словаря учебника многозначные слова с.200-201. (грамота, грозный, каменный, манеж, стан, привольный).
- Докажите разность значений слова «грамота». Как вы это докажете? (через контекст). Составьте предложения.
- Беседа.
- Почему у последнего значения стоит помета «устар.»? Что она обозначает? (устаревшие слова, вышедшие из активного употребления).
- С какой особенностью лексики связана эта помета? (сфера употребления слов).
- Выпишите из словаря учебника слова, у которых есть пометы, указывающие на сферу употребления. (Устаревшие – волхв, гонец, горница, грамота, побоище, сень, стан. Разговорные – жалостливый, жалостный. Книжные – рдеть. Высокие – стан.)
- Для чего нужно знать сферу употребления слов? Работа с текстом.
- Как исправить оплошность в речи этого человека?
- Каким способом вы воспользуетесь с точки зрения знаний оп теме «Лексика»? (замена синонимом).
- Какое качество характера представлено в этом фрагменте? (вежливость).
- Подберите синонимы к слову вежливость.
- Проверьте себя по словарику синонимов на с.201.
- Составьте предложения так, чтобы в них раскрывалась особенность лексического значения каждого синонима к слову. (Образец в упражнении 117).
- Как появилось в языке слово «вежливый»? Где мы можем об этом узнать? (в этимологическом словаре с.205).
- Каким еще способом обогащается наш язык по происхождению? (заимствования).
- Проверка первого индивидуального задания.
Проходящий мимо человек увидел пятилетнюю девочку, которая стояла и плакала. Он наклонился к ней и ласково сказал:
- Ты по какому вопросу плачешь?
Чувства у него были самые нежные, но для выражения нежности не нашлось человеческих слов.
Вежливый – учтивый, любезный, корректный, деликатный, обходительный.
Вежливый – от вежа «знаток, сведущий человек».
Подберите несколько слов, образованных по такой же словообразовательной модели. (суетливый, дождливый, запасливый, отчетливый, жалостливый – можно воспользоваться толковым словарем учебника с.200-201).
IV. Итог урока.
Проверка второго индивидуального задания.
Для чего нужно знать словарное богатство языка?
«Думай, что говоришь, говори, что думаешь».
V. Домашнее задание.
1. Составить свое сочинение-рассуждение.
2. Упражнение 115 (письменно).