Цели:
- отследить уровень усвоения изученного материала по теме “ Состав слова”;
- помочь учащимся определить свой уровень усвоения данного материала.
Задачи:
Образовательная:
- выявить трудности, возникающие при самостоятельной работе по данной теме;
- закрепить знания, умения, навыки.
Развивающая:
- учить детей наблюдать, сравнивать и делать выводы, развивать речь.
Воспитательная:
- прививать любовь к русскому языку;
- через языковой материал прививать культуру труда.
Оборудование и программное обеспечение:
- компьютерный класс;
- проектор, экран;
- карточки.
Методы: фронтальный, индивидуальный, групповой (работа в парах).
ХОД УРОКА
I. Вводная часть (Приложение).
- Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего “строительного” материала.
II. Сообщение темы урока.
Ведущий.
Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Аукцион “Хочу всё знать!”
Сегодня мы проведём аукцион знаний. Ребята продемонстрируют свои умения, знания, смекалку и эрудицию в области словообразования.
На продажу на нашем аукционе выставлены поистине бесценные “вещи”, купить которые сможет любая команда, в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут внимательность, сообразительность и дружная работа.
На нашем аукционе присутствуют гости, болельщики.
Итак, мы начинаем аукцион… (Звучит музыка.)
Предварительный залог-задание.
Прежде чем мы начнем, каждый должен внести “залог”, доказать свою “состоятельность” - способность участвовать в “аукционе”.
Ведущий. Назовите слово, разгадав ребус.
- Внести первую вещь на продажу!
(Ассистенты вносят красочно оформленную табличку)
“Словарные слова”- Торги начинаются!
III. Разминка (словарная работа).
Ведущий. На карточках записаны словарные слова, из которых “сбежали” гласные буквы. Ваша задача: вставить пропущенные гласные буквы.
1: с..б..к.., п..льт.., г..р..д, ф..м..л.. .., м..л..к.., м..ш..н.., з.. ..ц, м..с..ц, ..р..ж..й, ж..лт..й.
2: м..дв..дь, п..г..д.., м..р..з, д..р..г.., м..л..н.., п..м..д..р, з..в..д, ..б..д, ч..рн..й, к..п..ст…
За правильно выполненное задание – 3 балла.
- Внести вторую вещь на продажу!
“Состав слова”
IV. Работа над словообразованием.
1. Вводная часть. (Приложение 1)
- Много-много лет тому назад появилось одно слово. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.
- Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот такое дерево выросло! Отгадайте, какие слова выросли на этом дереве?
И вот тогда решили люди назвать общую часть слов корнем. Потом на глаза им попался ещё один маленький корешок гриб, такой грустный, но уже очень юркий. И попросил он людей его тоже посадить в землю, пообещав разрастись в большое дерево. Не поверили люди, но всё же посадили его, не пропадать же ему совсем. Много, очень много ростков появилось от одного маленького корешка, и все они были чем-то похожи на своего предка. Попробуйте угадать и назвать эти слова.
2. Дидактическая игра “Найди свой дом”.
- Начинаем заселять дома. (Дети по очереди прикрепляют свои слова.)
земл вод земляк вода землемер водолаз землячка водоём земляной водяной приземлить водитель
3. Указать слова с нулевым окончанием (у доски).
лимон летний облака море обложка пожар холод ученик дневник носок земля земная
4. Подбор родственных слов.
Нос – носик, носище, носишко, носатый, переносица.
Гора – горка, горища, горушка, горняк, горный, гористый, пригорок.
Глаз – глазок, глазной, глазочек, глазастый, глазеть, глазищи, глазунья, глазки, глазёнки.
Двор – дворник, дворишко, дворище, дворняга, дворовый.
Воз – возить, возок, перевозка, возница, развозить, извозчик.
Сад – садить, садик, садовый, садовник, посадки, садовод, засадить, посадочный.
Гриб – грибной, грибник, грибница, грибочек, грибок, грибковый.
Лиса – лисица, лисичка, лисонька, лисий, лисята.
Лес – лесок, лесище, лесочек, лесник, лесной, лесовик, лесничий.
Лист – листок, листовка, листать, листик, листочек, лиственница.
Лёд – ледок, ледышка, ледник, ледочек, ледянка, ледышка, ледовитый, ледовый, ледяной.
Волна – волнистый, волнушка, волнение, волноваться.
Боль – больно, заболеть, больной, больница, больничный, болячка, болезнь.
Вес – весы, весомый, веский, весить, весовщик.
Вис – висят, виснет, повис, зависать.
Сидеть – сиденье, сидя, сидячий, посидел, сиделка.
Седеть – седина, седой, поседел, седенький, седоватый, седовласый.
Лизать – слизал, лизнуть, лижет, лизун, подлиза.
Лезть – полезть, перелезать, вылез, залез.
Пить – питьё, напиток, питьевой, запить, выпивать.
Петь – пение, запеть, певец, припевать, припев, певчий.
Зарядка для глаз “Электронная муха”
- Внести третью вещь на продажу!
“Решение правописных задач”
V. Конкурс “Шифровка” (деформированный текст на карточках).
Ведущий. Прочитайте зашифрованный текст и запишите его.
За правильно составленный текст - 1 балл.
Физминутка
Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
- Внести четвёртую вещь на продажу!
“Русский язык”VII. Криптограмма – надпись, сделанная одним из способов тайного письма.
1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 3 | 6 | 3 | 7 | 8 | 2 | 9 | 10 | 2 | 2 | 3 | 2 | 4 | 5 | 3 | 6 | 3 | 11 | 5 | 9 | 10 | 2 | ||
, | . |
Дополни предложения ключевыми словами, которые помогут прочитать пословицу.
1) 1, 5, 8, 6, 9 – лучший друг человека.
2) В этом году была холодная 11, 8, 4, 9.
3) 11, 9, 10, 4 ты это сделал?
4) Дети слушали сказку “1, 3, 2 в сапогах”.
(Книга, зима, зачем, кот)
Получается пословица: “Кто много читает, тот много знает”.