“Дети должны жить к мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества”.
В. А Сухомлинский
Занятие в средней группе “Дельфины” из серии занятий “Как прекрасен мир морской”.
Задачи:
- Снять эмоциональное и мышечное напряжение.
- Снизить тревогу, агрессию.
- Развивать навыки взаимодействия друг с другом.
- Совершенствовать внимание, восприятие, речь, воображение.
- Развивать чувственный аппарат на основе сенсорных эталонов.
- Расширять эмоциональный опыт.
- Развивать способность к построению ассоциативных связей между образами действительности и звуковыми, художественными образами.
- Развивать умение экспериментировать.
Цель. Создать положительный эмоциональный настрой в группе, развивать воображение, внимание, познакомить с рисованием ладонью. Повышать качество взаимодействия между детьми, снять эмоциональное напряжение и тревожность, развивать согласованность движений, тактильную чувствительность, образное видение.
Материал. Магнитофон, аудиокассета “Волшебство природы”, телевизор, видеомагнитофон, видеокассета “Волшебный мир дельфинов”, краски для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой (при рисовании пальцами необходимо использовать специальные краски для пальцеграфии или добавлять в гуашь зубную пасту, чтобы краска не впитывалась в кожу и легко смывалась), листы бумаги, салфетки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог. Я рада вас видеть. Сейчас мы будем здороваться. Закройте глаза (дети сидят на коврике) и представьте, что вы находитесь на берегу моря (включает кассету “Волшебство природы”). Мы стоим на песке, волны набегают на берег, шепчут имя каждого из нас. Попытайтесь услышать, как вас зовут волны. Слушайте и пока ничего не говорите.
Дети слушают.
Педагог. Ощутите себя в голубых водах океан; Почувствуйте: вы волна в этом океане, вы медленно поднимаетесь и опускаетесь. А теперь ощутите прикосновение дельфинов. Они такие добрые. А еще они подают сигналы, сообщая о том, как им приятно быть с нами. Вы составляете одно целое с океаном Вы и есть океан. Слушайте его голос... Звуки затихают, и вновь идет волна, одна волна сменяет друтую, а затем еще и еще. Как приятно! А сейчас подойдите к столам (на столах лежат краски, листы, салфетки).
Море волнуется, раз,
Море волнуется, два,
Море волнуется, три.
Милый дельфин, к нам приплыви.
Педагог руками изображает дельфина. Он здоровается с детьми, знакомится с ним.
Дельфин. Где я живу? Чем питаюсь? (Отчеты.) Я к вам приплыл не один, а с другом. Вот он.
Педагог показывает другого дельфина. Моя ладонь – туловище, пальцы – нос, глаз, хвост дельфина. Он голубого цвета. Очень веселый и добрый. Где ваши ручки, дельфинчики?
(Предлагает детям выполнить пальчиковую гимнастику: повторяя за ним слова и совершая волнообразные движения.) Появился наш дельфин. Он медленно плывет вперед. Любопытному дельфину стало интересно: что там, наверху, творится? Хоть бы одним глазком взглянуть! Дельфин устремился вверх, и волна понесла его на гребне по морю.
Педагог предлагает детям нарисовать дельфина, плывущего по волнам.
Дети рисуют. По окончании работы вместе с дельфином рассматривают рисунки.
Педагог. Сейчас поиграем в игру "Раздувайся, пузырь!". Педагог подходит к одной из девочек . Вика, пойдем играть! (Берет девочку за руку, подходит вместе с ней к другому ребенку: Девочка называет его по имени, берет за руку. Дети идут дальше. Ситуация повторяется до тех пор, пока все дети не будут приглашены. Все они, а также взрослый берутся за руки, образуя круг.)
Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился – как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок. (Дети уменьшают круг, а потом начинают “раздувать пузырь”, делая шаги назад.) Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся! (Когда вновь образуется большой круг, педагог входит в него.) Лопнул пузырь!
Все хлопают в ладоши, произносят “Хлоп!” и сбегаются к центру.
Правила игры: Когда пузырь раздувается, надо двигаться назад, не разнимая рук. На слово “хлоп!” руки разнять и бежать к центру. Давать руку любому, кто тебя приглашает.
Педагог. Замечательно! Улыбнитесь друг другу. Наше занятие заканчивается. До свидания!