Цель: пронаблюдать жизнь ученика в течение одного утра и на этом фоне дать некоторые физические представления, т.е. показать физические явления, с которыми ученик встречается дома.
Оборудование: будильник, линейка, камертон, бусинка на нитке, барометр, расческа, термометр, полотенце, чашка с блюдцем, карандаши, бумага.
Реквизит: столы, переносной экран, компьютер, портфель с принадлежностями, музыкальная аппаратура.
Участники игры: ведущий, его ассистенты - Любознайкин, Всезнайкин, Всезнайка-Невидимка, три команды соревнующихся по 4-5 человек, болельщики.
К игре готовится презентация в программе Microsoft Office Power Point. (Приложение 1)
Сценарий игры.
Вступление.
Ведущий: Приветствую вас друзья – любители путешествий. Сегодня вы можете принять участие в необычной игре, которую проведут Любознайкин и Всезнайкин. Вы будете путешествовать по чудесной стране – стране, которую называют “Физика”. Мы с вами попробуем объяснить те физические явления, с которыми встречаемся каждый день. В игре принимают участие три команды по пять участников.
Любознайкин, Всезнайкин - команды готовы?
Любознайкин, Всезнайкин отвечают в один голос: “Готовы”.
(На экране появляется первый слайд)
Ведущий: Кто готов с нами отправиться в путешествие - выходи на поляну. (Звучит музыка)
Представление команд.
Капитаны представляют свои команды (в приветствие входит название команды, девиз команды, представление участников игры).
(Звенит будильник)
Любознайкин: И почему он звенит?
Всезнайкин: Звенит потому, что он заведен, и молоточек бьет по чашечке, она колеблется, и мы слышим звук. Понятно?
Любознайкин: И понятно, и непонятно. (Берет линейку и ею машет.) А почему же здесь нет звука?
Ведущий: Все дело в том, что человеческое ухо способно воспринимать как звук не все колебания; поэтому всякое тело колеблется, но не всякое колеблющееся тело звучит. Вот смотри, как колеблется звучащее тело. (Подходит к столу с приборами: камертон, расческа, термометр, барометр).
Любознайкин: Сколько приборов? И какой же прибор нам нужен?
Ведущий: Я думаю, что ребята нам помогут. Команды на поляну. Какой прибор нам нужен, для того чтобы выяснить, как колеблется звучащее тело?
На экране названия четырех предметов. Каждая команда должна выбрать и записать название прибора на листе. Каждый участник называет ответ.
РАСЧЕСКА |
БАРОМЕТР |
ТЕРМОМЕТР |
КАМЕРТОН |
Ведущий: На нашем острове живет Всезнайка-Невидимка, и он знает правильный ответ. Слушаем Всезнайку-Невидимку.
Всезнайка-Невидимка: Для проведения опыта, как колеблется звучащее тело, нам нужен камертон. (Объявляет счет)
(На экране появляется слайд с изображением камертона)
Ведущий берет со стола камертон и ударяет по нему молоточком и показывает, как отскакивает от его ножки бусинка на нитке.
Ведущий: Идите, умывайтесь, у нас сегодня необычный день – день наблюдений за различными явлениями природы, с которыми мы встречаемся дома.
Любознайкин идет с полотенцем в руках.
- А почему полотенце стало мокрым? (Показывает) Это водичка с моего лица так его намочила?
Всезнайкин: Я знаю, я знаю! Это водичка по нитям и узким промежуткам между ними поднялась и растеклась по разным направлениям.
Любознайкин: А знают ли ребята, как называется это физическое явление?
Ведущий: Давайте спросим это у ребят. Команды на поляну.
Как называется физическое явление, из-за которого полотенце стало мокрым?
У каждого участника лист и карандаш. На экране четыре слова, каждый должен на листе записать слово, которое выбрал, и назвать его.
ИСПАРЕНИЕ |
СМАЧИВАНИЕ |
НЕСМАЧИВАНИЕ |
ПЛАВЛЕНИЕ |
Ведущий: А сейчас мы узнаем правильный ответ у нашего Всезнайки-Невидимки.
Всезнайка-Невидимка: Это явление называется смачивание. (Объявляет счет)
(На экране появляется слайд)
Ведущий: Причесывайтесь и бегом за стол.
Любознайкин, Всезнайкин причесываются, у них волосы тянутся за расческой.
Любознайкин: Посмотри, что делают волосы. Они стали живые и не хотят расставаться с расческой.
Всезнайкин: Да нет, они просто наэлектризовались при трении о расческу. Знаешь, и сама расческа тоже наэлектризовалась. Посмотри. (Подносит расческу к мелким листочкам, и они тоже притягиваются)
Любознайкин: Ой, как интересно!!!
Ведущий: Это явление было обнаружено еще в глубокой древности. Древнегреческие ученые в подобных опытах часто пользовались янтарем. Они и заметили, что янтарь при натирании его шерстью начинает притягивать к себе различные тела. По-гречески янтарь – электрон, отсюда произошло название “электричество”.
Любознайкин: А янтарь, что это такое?
Ведущий: Ребята, помогите Любознайкину выяснить, что собой представляет янтарь?
У каждого участника лист и карандаш. На экране четыре слова, каждый должен на листе записать слово, которое выбрал, и назвать его.
КАМЕНЬ |
РЕЗИНА |
КАУЧУК |
СМОЛА |
Ведущий: Команды ответили на вопрос, а сейчас мы узнаем правильный ответ у нашего Всезнайки-Невидимки.
Всезнайка-Невидимка: Янтарь – это окаменевшая смола хвойных деревьев, которые росли на Земле много сотен тысяч лет назад. (Объявляет счет)
(На экране появляется слайд с изображением янтаря)
Ведущий: Идем завтракать.
Любознайкин собирается пить чай, но он очень горячий.
Любознайкин: Ой, какой чай горячий!
Всезнайкин: Если бы у нас было время, ты бы мог немного подождать, чтобы чай остыл, но времени нет – нам надо скоро выходить из дома, ты можешь аккуратно подуть на чай, и он быстрее остынет?
Любознайкин: (Дует на чай). – Почему?
Всезнайкин: Да потому, что когда ты дуешь, то поднимаешь маленький ветерок, и он уносит самые “горячие” частицы жидкости.
Любознайкин: Что за частицы жидкости?
Всезнайкин: Любой предмет можно назвать физическим телом. Все тела состоят из различных веществ.
Любознайкин: Значит, капля росы – это тело. А вода, из которой она состоит, - вещество.
Ведущий: Все верно. Еще в глубокой древности ученые установили, что вещества состоят из мельчайших, не видимых глазом частиц. Этим они объясняли многие природные явления. Почему, например, высыхает намокшая одежда? Потому, что с нее улетают частички воды, недоступные для нашего глаза.
Любознайкин: Частички воды, частички сахара….У этих частиц есть название? Как же они называются?
Ведущий: Команды помогите Любознайкину. Как называются сложные частицы, и как называются самые простые частицы?
У каждого участника лист и карандаш. На экране четыре слова, каждый должен на листе записать слова, которые выбрал, и назвать его.
АТОМ |
ГАЗ |
ВЕЩЕСТВО |
МОЛЕКУЛА |
Ведущий: А сейчас мы узнаем правильный ответ у нашего Всезнайки-Невидимки.
Всезнайка-Невидимка: Сложные частицы назвали молекулами, а простые – атомами. (Объявляет счет)
Любознайкин: Сложные частицы состоят из простых. Молекулы состоят из атомов.
(На экране появляются слайды с изображениями молекулы, атома)
Ведущий: Верно Любознайкин одни и те же простые частицы, по-разному соединяясь, могут образовывать самые сложные частицы. Один атом кислорода и два атома водорода соединяются, и образуется молекула воды. Этим ученые объясняют разнообразие веществ в природе.
(На экране демонстрируют слайд - молекула воды)
Всезнайкин: А я знаю одного ученого. Он родился в Архангельской области в семье крестьянина - помора. Ушел из дома в Москву и поступил в академию. Был лучшим учеником, учился за границей. В 34 года он стал одним из первых русских академиков. Он ученый-энциклопедист, обогатил своими открытиями многие отрасли науки, а выдвинутые им идеи опередили науку своего времени.
Ведущий: Всезнайка, пусть капитаны команд ответят: Как зовут этого ученого? Капитаны на поляну.
На экране четыре слова, капитан на листе должен записать слово, которое выбрал, и назвать его.
А. С. ПУШКИН |
Ю. А. ГАГАРИН |
М.В.ЛОМОНОСОВ |
А.С. ПОПОВ |
(Капитаны дают ответ)
Ведущий: Правильный ответ узнаем у Всезнайки-Невидимки.
(На экране появляется слайд с изображением М.В.Ломоносова)
Всезнайка-Невидимка: Первый русский академик, ученый-энциклопедист М.В.Ломоносов. (Объявляет счет)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
Ведущий: А сейчас у нас с вами спортивный конкурс: Большие гонки. (Кто первый соберет и сложит в портфель школьные принадлежности)
На старт! Внимание! Марш!
Ведущий: Всезнайка-Невидимка кто же победил в спортивном конкурсе.
Всезнайка-Невидимка: Объявляет счет.
Любознайкин: Вот и подошла к концу наша игра.
Всезнайкин: - Мы с вами выполняли обычные повседневные процедуры, с которых начинается каждое утро, даже не задумываясь о том, что сталкиваемся с физическими явлениями.
Ведущий: О физических явлениях можно говорить очень много, но наша игра подошла к концу и нам нужно выяснить, какая команда победила в этой игре. Слово Всезнайке-Невидимке.
Всезнайка-Невидимка объявляет общий счет и команду-победительницу.
Любознайкин и Всезнайкин вручают подарки. (Звучит музыка)