Вводный урок "В гостях у сказки" в театре кукол для детей 5–6 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.

Задачи

  • Познакомить детей с героем русского народного театра – Петрушкой, многообразием кукол – артистов кукольных  театров народов мира.
  • Содействовать развитию любознательности, познавательного интереса, эмоциональной сферы ребенка.
  • Воспитывать любовь к народной культуре, доброжелательность, коммуникативные качества личности.

Оборудование:

  • Магнитофон;
  • А/записи;
  • Кукла Петрушка;
  • Рисунки героев национальных кукольных театров;
  • Перчаточные куклы;
  • Ширма;
  • Ковер;
  • Сувениры для детей.

Ход занятия.

І

Оргмомент.
Задачи:

  • Создание положительного эмоционального настроя
  • Раскрепощение участников
  • Развитие воображения

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маргарита Юрьевна. Я веду театральные занятия в доме детского творчества №1 г. Мариинска. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие со светлой, доброжелательной  улыбки, такой же, как звучащая музыка. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я  - вам.
Сегодня мы с вами отправимся в одно очень увлекательное путешествие: в мир театра. Как меня зовут я вам сказала, а как зовут вас – я не знаю. Давайте знакомиться перед началом нашего путешествия. Предлагаю вам поиграть в игру, которая так и называется : «Давай знакомиться!» Назовите себя так, как вам бы хотелось, чтобы вас называли другие.

Дети встают в круг и выбирается водящий,
после чего все присаживаются  на корточки.
Первым встает и четко называет свое имя
водящий: «Меня зовут…». После этих слов
встает следующий игрок и т.д., пока круг
не замкнется.

Вот теперь все в порядке! Мы с вами знакомы, а с хорошими знакомыми  можно и в путешествие отправиться! Я предлагаю вам сесть на стулья и отправиться в путь. Закрываем глаза…
(звучит музыка)

5 минут.
Дети входят в класс под веселую музыку.
После создания эмоционального настроя музыка выключается.

ІІ

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Задачи:

  • Выяснить уровень знаний о театре;
  • Развитие речи воспитанников.

            Ребята, мы с вами перенеслись в волшебный мир театра. Кто знает что такое театр? Кто из вас бывал в театре? Какую постановку вы видели в театре, понравилась ли она вам? Почему?

4 минуты

ІІІ

Изучение новой темы.
Задачи:

  • Содействовать развитию интереса к театру кукол;
  • Показать многообразие национальных героев кукольных театров;
  • Закрепить в сознании детей образ русского героя кукольного театра Петрушки.

Сегодня к нам в гости пришел герой русского  кукольного  театра. А вот кто это вам предстоит отгадать. Внимательно слушайте рассказ о нем:

Наряд мой пестрый,
Колпак острый,
Шутки и смех веселят всех!
Я – веселая игрушка,
А зовут меня …(Петрушка)

П.: Привет, девчонки и мальчишки! А вот и я - Петрушка! Я – герой русского народного театра. Моя Родина – Россия.

Ребята, посмотрите, каков Петрушка! В красной рубахе, колпак у него с бубенцами и кисточками. Он грозит палкой всем лентяям, врунам, злыдням всех мастей и всегда готов заступиться за людей честных и трудолюбивых. Громкий Петрушкин крик «Э – ге – гей!» раньше раздавался во дворах, на ярмарках и площадях. А сегодня Петрушка перебрался на сцену кукольного театра. Нравится  на сцену кукольного театра. Нравится вам такой герой?
У нашего Петрушки много  «родственников» в других странах. В прошлые годы по городам и селам ходили бродячие кукольники, которые давали представления на ярмарках, базарах и во дворах.        
Вы хотели бы, чтобы они пришли к нам в гости? Тогда давайте знакомиться.
- «Сначала на свет появился я, Зовут меня Полишинель. Живу я во Франции. Знаете сколько мне лет? Семьсот!»
- «А я – англичанин – Панч, хитер, проказлив, смел, много смеюсь. А своей дубинкой всегда готов проучить зло и несправедливость. – Я живу в Венгрии. Меня зовут храбрый витязь Ласло. Я готов в любую минуту вступиться  в бой за правду и справедливость.»
- «А Я – Качел – Пехлеван: я тоже герой народных кукольных представлений. Выступаю в Иране и других странах востока.»
- «А вот и я – Петрушка!»

6 минут.
Во время рассказа педагог надевает на руку куклу Петрушки.
Дети открывают глаза.

ІV

Физминутка
Задачи:

  • Снятие мышечного напряжения;
  • Развитие внимания и воображения;
  • Развитие координации движений.

П.: Ну как, понравились вам мои родственники? Правда все на меня похожи? Только я думаю, что просто зрителями вы уже устали быть. Хотите быть артистами, такими же замечательными как я? Тогда вам предстоит побывать в роли цыплят.
Представьте, что вы – цыплята…
- Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в скорлупке. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: И цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так.
Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир – познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но, учтите, птенцы не могут разговаривать, они только пищат.

5 минут.
Объяснение сопровождается показом  педагога.

V

 

 

Работа с куклой
Задачи:

  • Заинтересовать обучающихся работой с куклой в кукольном театре;
  • Развитие координации;
  • Развитие воображения.

6 минут

П.: Пора бы и вам, девочки и мальчики, взяться за работу. Хотите сами управлять куклами? Тогда давайте учиться!
Эти куклы называются перчаточные, т.к. надеваются на руку как перчатки. У всех этих кукол свой характер и голос. Как вы считаете, почему так? Все куклы – перчатки работают на ширме и находятся чуть выше головы кукловода, поэтому они называются верховые (сверху).
Место, по которому передвигается кукла, называется грядка. Еще на ширму крепятся нужные для спектакля вещи: цветы, деревья, домики и многое другое – все это называется декорации.

Показ педагога

Как куклу держать  - вы уже знаете, где она работает – тоже. Поэтому мы с Петрушкой приглашаем вас за ширму и предлагаем поработать куклами. Подумайте, как научить вашу куклу ходить? Почему? Какой у нее голос, характер?

Работа за ширмой вместе с педагогом.

Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.
Задачи:

  • Получение обратной связи.

Кто является героем русского театра кукол? Почему куклы называются перчаточные? Где они работают? Что или кто понравился вам на нашем занятии?
Наше путешествие в мир кукол завершилось.

2 минуты

VІІ

Анализ и оценка итогов работы.
Спасибо вам за урок, за ваши добрые глаза и приветливые улыбки. А закончить наше занятие я хотела бы снова улыбкой. Встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся всем вокруг и друг другу.
Занятие окончено.

2минуты

 

Дети выходят под веселую музыку