Методическая разработка урока по теме "Создание коллажа" для учащихся 10-го класса (первого года обучения)

Разделы: Информатика


Целью изучения данной содержательной линии является введение и развитие ключевых для информационно-компьютерных технологий понятий, обучение методам обработки растровой и векторной графической информации, синтезирование изображений в графическом редакторе.

Основные понятия: графика, графический и текстовый редактор, инструменты рисования, области, объекты, буфер обмена информацией, монтаж.

В результате изучения учащимися необходимо…

понимать:

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности;
  • назначение и функции графического редактора PAINT и текстового редактора MS WORD.

знать:

  • способы загрузки приложений WINDOWS;
  • способы работы с документом;
  • виды инструментов, применяемые для обработки графики.

уметь:

  • загружать приложения WINDOWS;
  • создавать, сохранять и вызывать документы;
  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, использовать готовые картинки, монтировать из них новые изображения с использованием всех средств графического редактора PAINT и других приложений WINDOWS.

Используемая литература:

  1. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Общая информатика: Учебное пособие для средней школы. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2002.
  2. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2004.
  3. Угринович Н.Д. Информатике и информационные технологии. Учебник для 10–11-х классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2002.
  4. “ Информатика”. Газета издательского дома “Первое сентября”, 2000–2004.

Урок по теме: “Создание коллажа”

 

Тип урока: Объяснение нового материала. Практическое занятие.

Цели урока:

образовательные:

  • проверка теоретических знаний и практических умений работы с графическим документом;
  • научить работать с буфером обмена информацией в среде WINDOWS;
  • научить созданию комбинированных изображений из отдельных объектов разной природы (растровых и векторных изображений);
  • продолжить формирование навыка работы с клавиатурой и программными продуктами среды WINDOWS.

развивающие:

  • учить объективно оценивать себя и товарищей, корректировать свою деятельность в ходе урока;
  • развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса;
  • формировать умение четко и ясно излагать ответы на вопросы;
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в работе.

воспитательные:

  • прививать интерес к информатике; воспитывать веру в свои силы; учить коллективной и самостоятельной работе;
  • работать над повышением грамотности устной и письменной речи учащихся;
  • следить за осанкой учащихся при работе.

Выбор методов обучения.

Основными методами обучения являются беседа и практический метод.

Оборудование урока:

Учебник Н. Угриновича “Информатика и информационные технологии. 10–11-й класс”, карточки с тестовыми заданиями, Занятия проводятся с использованием оборудования:

Аппаратное обеспечение: Компьютер на базе процессора Pentium 2, мышь.

Программное обеспечение: Microsoft Windows 2000; пакет Microsoft Office 2000.

План урока.

1. Повторение:

  • разбор типичных, наиболее часто встречающихся ошибок в тестовой работе;
  • открытие файла;
  • загрузка редакторов PAINT и MS Word;
  • вставка картинки в MS Word.

2. Изучение нового материала:

  • перемещение рисунка в PAINT с использованием буфера обмена;
  • перемещение части рисунка;
  • создание прозрачного фона;
  • прорисовка недостающих линий.

3 . Практическая работа

  • создать 2 документа;
  • сделать коллаж;
  • сохранить работу.

Задание на дом: читать в учебнике §1.5 (стр.43–50).

ХОД УРОКА

1. Организационная часть (3 мин).

Организованный впуск учащихся в кабинет "Информатики и ИКТ" по звонку. Учащиеся занимают рабочие места, подготавливаются к предстоящей работе, проверяется присутствие учащихся по списку, выявляются причины отсутствия.

2. Сообщение темы и цели занятия (2 мин).

Тема нашего занятия “Создание коллажа”, сегодня мы с вами познакомимся с методом создания графического объекта в растровом редакторе PAINT с использованием готовых векторных картинок из редактора MS WORD, но сначала разберем выполненную на прошлом занятии тестовую работу.

3. Выполнение работы над ошибками (15 мин).

(Смотри приложение)

Проводится проверка знаний полученных на предыдущих занятиях путем фронтального опроса учащихся:

  1. Как загрузить графический редактор PAINT? (Через меню ПУСК—>ПРОГРАММЫ—>СТАНДАРТНЫЕ—>PAINT или с ярлыка на рабочем столе)
  2. Как загрузить текстовый редактор MS WORD? (Через меню ПУСК—>ПРОГРАММЫ—>СТАНДАРТНЫЕ—>MS WORD или с ярлыка на рабочем столе)
  3. Как вставить готовую картинку в WORDе? (Через меню ВСТАВКА—>РИСУНОК—>КАРТИНКИ или с панели рисования)
  4. Как перенести картинку в PAINT? (…)

4. Объяснение нового теоретического материала (10 мин).

Мы с вами знаем, что можно создавать рисунки в PAINTе с использованием инструментов рисования. Мы также умеем использовать готовые картинки в WORDе. Но мы также знаем, что эти картинки нельзя редактировать, можно только изменять размер и расположение на листе. Но если мы перенесем этот рисунок в PAINT, то сможем редактировать его с использованием всех инструментов PAINTа, а также соединять с другими рисунками. Посмотрите как это можно сделать. (Демонстрация на компьютере). Получившийся рисунок называется коллаж.

5. Закрепление новых знаний на практическом занятии (45 мин).

Теперь садимся за компьютеры, загружаем редакторы PAINT и WORD. Создаем коллаж, содержащий от 4 до 8 готовых картинок, для связи применяем инструменты PAINT. В коллаже должна присутствовать тема, он не должен состоять из отдельных фрагментов, не связанных между собой. Приступаем к работе. (Выполнение работы)

6. Подведение итогов работы (5 мин).

Сохраняем работу под выбранным именем. Как это сделать? (Через меню ФАЙЛ—>СОХРАНИТЬ…). Все справились с работой? Есть вопросы по пройденной теме? Домашнее задание: читать §1.5. Выписать определения, выделенные шрифтом. Оценки за урок следующие… Урок закончен, до свидания.