Цели:
- закрепление правильного произношения звука "ш" в словах и предложениях;
- развитие лицевых мышц, участвующих в артикуляции звуков и необходимых для выражения различных эмоций;
- формирование фонематического восприятия;
- развитие артикуляционного аппарата;
- сплочение детского коллектива;
- развитие мелкой моторики.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент с элементами психотерапии
Игра "Доброе животное"
Логопед тихим таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад.
Дети выполняют.
Логопед: Так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце. Стук – делаем шаг вперед, стук – шаг назад.
Дети выполняют.
Логопед: И мы стали добрыми, с добрым хорошим настроением.
2. Массаж пальчиков, ладошек и лицевых мышц.
Ладошка – это солнышко, Дети
растирают круговыми движениями по часовой
стрелке правую ладонь.
А пальчики – лучи. Растирают
пальчики от кончиков к ладони.
Поет о солнце скворушка, Складывают
все пальцы вместе.
Кричат о нем грачи. Разъединяют
пальцы.
Солнышко милое, Дети
растирают круговыми движениями по
Поделись своей силою! часовой стрелке
левую ладонь.
Просыпайтесь, лучики, Растирают
пальчики от кончиков к ладони.
Согревайтесь, рученьки!
Смотрят дети из окна: Дети
растирают лоб от середины по направлению
По дороге ледяной к
кончикам ушей. Затем – от носа по щекам к
В гости к ним идет зима ушам. Потом – от
середины подбородка к мочкам
В белой шубке меховой.
Белая метелица Дети
выполняют спиралевидные движения от
По дорогам стелется, середины лба по
направлению к кончикам ушей.
Закружилась над землей, Затем – от носа по
щекам к ушам. Потом – от
Затянула небо мглой. середины
подбородка к мочкам ушей.
За снежинками снежинки Дети
выполняют постукивания от середины лба
Тихо кружатся, летят. по направлению
к кончикам ушей. Затем – от
Укрывает все тропинки носа по щекам
к ушам. Потом – от середины
Покрывалом снегопад. подбородка к
мочкам ушей.
На ветвях развесил иней Дети выполняют
пощипывания от середины лба
Ночью Дедушка Мороз, по
направлению к кончикам ушей. Затем – от
Он сегодня очень сильный носа по щекам к
ушам. Потом – от середины
Щиплет щеки, лоб и нос. подбородка к
мочкам ушей.
Побежим домой скорей, Дети
растирают лоб от середины по направлению
Не догонит нас Мороз! к кончикам ушей. Затем
– от носа по щекам к
Рукавичкой посильней ушам. Потом –
от середины подбородка к мочкам
Разотрем мы щеки, нос. ушей.
Завтра снова будем мчаться Дети
поглаживают лоб от середины по
На коньках и на санях, направлению
к кончикам ушей. Затем – от носа по
И на лыжах с гор кататься – щекам к
ушам. Потом – от середины подбородка
Ведь зима у нас в гостях! к мочкам
ушей.
3. Развитие мимических мышц
Логопед: Губки вытяните вперед трубочкой. Нарисуйте солнышко – круг сначала вправо, затем – влево. А теперь нарисуйте солнышку лучики – растягиваем губы вправо, затем – влево, затем губы растяните в улыбку.
Дети выполняют.
Логопед: Солнышко с лучиками светит ярко, попадает в глазки. Мы жмуримся: закроем правый глаз, затем – левый.
Дети выполняют.
4. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Все рады солнышку. Язычок тоже любит греться на солнышке. Вышел он на крылечко своего домика и нежится на солнышке.
Дети выполняют упражнение "лопатка".
Логопед: Наступило время завтрака. Язычок взял чашечку...
Дети выполняют упражнение "чашечка".
Логопед: Налил в чашечку чаю, и стал пить с вкусным малиновым вареньем.
Дети выполняют упражнение "вкусное варенье".
Логопед: Вкусный был завтрак? Мы губки оближем.
Дети облизывают губы по часовой стрелке, затем – против.
5. Автоматизация звука "ш"
Логопед: Сегодня на занятии мы продолжаем учиться правильно произносить звук "ш". Произнесите этот звук.
Далее детьми уточняется положение органов артикуляции при произнесении звука "ш".
6. Чистоговорка
Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше – это утка в камыше.
Ша-ша-ша – выходи из камыша!
Ше-ше-ше – нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши – что же шепчут камыши?
7. Скороговорка
Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.
8. Физминутка
Игра "Тишина"
Дети становятся в круг взявшись за руки, в центре – водящий "Маша".Тихим голосом дети произносят слова:
– Тише, тише, Маша пишет, наша Маша долго пишет. А кто Маше помешает, того Маша догоняет.
Дети разбегаются. Кого Маша поймает, тот говорит слово со звуком "ш".
9. Развитие фонематического восприятия
Игра "Ромашка"
Логопед: Сорвите те лепестки с картинкой, в названии которой есть звук "ш".
Дети выполняют задание.
10. Развитие графических навыков
Логопед: Откройте свои тетради, найдите рисунки. Раскрасьте только те, в названии которых есть звук "ш".
Дети раскрашивают цветными карандашами.
11. Итог занятия