Конспект подгруппового занятия в старшей группе детей с ОНР "Автоматизация звука "Ш"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • закрепление правильного произношения звука "ш" в словах и       предложениях;
  • развитие лицевых мышц, участвующих в артикуляции звуков и необходимых для выражения различных эмоций;
  • формирование фонематического восприятия;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • сплочение детского коллектива;
  • развитие мелкой моторики.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент с элементами психотерапии

Игра "Доброе животное"

Логопед тихим таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад.

Дети выполняют.

Логопед: Так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце. Стук – делаем шаг вперед, стук – шаг назад.

Дети выполняют.

Логопед: И мы стали добрыми,  с добрым хорошим настроением.

2. Массаж пальчиков, ладошек и лицевых мышц.

Ладошка – это солнышко,         Дети растирают круговыми движениями по часовой стрелке правую ладонь.
А пальчики – лучи.              Растирают пальчики от кончиков к ладони.
Поет о солнце скворушка,        Складывают все пальцы вместе.
Кричат о нем грачи.             Разъединяют пальцы.

Солнышко милое,         Дети растирают круговыми движениями по
Поделись своей силою!   часовой стрелке левую ладонь.
Просыпайтесь, лучики,   Растирают пальчики от кончиков к ладони.
Согревайтесь, рученьки!

Смотрят дети из окна:           Дети растирают лоб от середины по направлению
По дороге ледяной               к кончикам ушей. Затем – от носа по щекам к
В гости к ним идет зима ушам.   Потом – от середины подбородка к мочкам
В белой шубке меховой.

Белая метелица          Дети выполняют спиралевидные движения от
По дорогам стелется,    середины лба по направлению к кончикам ушей.
Закружилась над землей, Затем – от носа по щекам к ушам. Потом – от
Затянула небо мглой.    середины подбородка к мочкам ушей.

За снежинками снежинки    Дети выполняют постукивания от середины лба
Тихо кружатся, летят.     по направлению к кончикам ушей. Затем – от
Укрывает все тропинки     носа по щекам к ушам. Потом – от середины
Покрывалом снегопад.      подбородка к мочкам ушей.
На ветвях развесил иней   Дети выполняют пощипывания от середины лба
Ночью Дедушка Мороз,      по направлению к кончикам ушей. Затем – от
Он сегодня очень сильный  носа по щекам к ушам. Потом – от середины
Щиплет щеки, лоб и нос.   подбородка к мочкам ушей.

Побежим домой скорей,   Дети растирают лоб от середины по направлению
Не догонит нас Мороз!   к кончикам ушей. Затем – от носа по щекам к
Рукавичкой посильней    ушам. Потом – от середины подбородка к мочкам
Разотрем мы щеки, нос.  ушей.

Завтра снова будем мчаться      Дети поглаживают лоб от середины по
На коньках и на санях,          направлению к кончикам ушей. Затем – от носа по
И на лыжах с гор кататься –     щекам к ушам. Потом – от середины подбородка
Ведь зима у нас в гостях!       к мочкам ушей.

3. Развитие мимических мышц

Логопед: Губки вытяните вперед трубочкой. Нарисуйте солнышко – круг сначала вправо, затем – влево. А теперь нарисуйте солнышку лучики – растягиваем губы вправо, затем – влево, затем губы растяните в улыбку.

Дети выполняют.

Логопед: Солнышко с лучиками светит ярко, попадает в глазки. Мы жмуримся: закроем правый глаз, затем – левый.

Дети выполняют.

4. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Все рады солнышку. Язычок тоже любит греться на солнышке. Вышел он на крылечко своего домика и нежится на солнышке.

Дети выполняют упражнение "лопатка".

Логопед: Наступило время завтрака. Язычок взял чашечку...

Дети выполняют упражнение "чашечка".

Логопед: Налил в чашечку чаю, и стал пить с вкусным малиновым вареньем.

Дети выполняют упражнение "вкусное варенье".

Логопед: Вкусный был завтрак? Мы губки оближем.

Дети облизывают губы по часовой стрелке, затем – против.

5. Автоматизация звука "ш"

Логопед: Сегодня на занятии мы продолжаем учиться правильно произносить звук "ш". Произнесите этот звук.

Далее детьми уточняется положение органов артикуляции при произнесении звука "ш".

6. Чистоговорка

Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше – это утка в камыше.
Ша-ша-ша – выходи из камыша!
Ше-ше-ше – нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши – что же шепчут камыши?

7. Скороговорка

Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

8. Физминутка

Игра "Тишина"

Дети становятся в круг взявшись за руки, в центре – водящий "Маша".Тихим голосом дети произносят слова:

– Тише, тише, Маша пишет, наша Маша долго пишет. А кто Маше помешает, того Маша догоняет.

Дети разбегаются. Кого Маша поймает, тот говорит слово со звуком "ш".

9. Развитие фонематического восприятия

Игра "Ромашка"

Логопед: Сорвите те лепестки с картинкой, в названии которой есть звук "ш".

Дети выполняют задание.

10. Развитие графических навыков

Логопед: Откройте свои тетради, найдите рисунки. Раскрасьте только те, в названии которых есть звук "ш".

Дети раскрашивают цветными карандашами.

11. Итог занятия