Цели урока:
- Знакомство с поисковым материалом группы учащихся, продолжение работы по формированию навыков у учащихся: анализа источников информации, решения задач.
- Патриотическое воспитание учащихся.
- Использование регионального компонента на уроках физики.
Тип урока: урок-исследование.
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, постановка целей занятия, учащиеся класса делятся на три группы и занимают места в группах.
2. Вступительное слово учителя:
9 мая 2008 года наша страна будет отмечать 63 года Победы над фашисткой Германией. Ребята на уроке сегодня мы рассмотрим вопрос. Какими видами оружия пользовались бойцы сформированной в 1941 году в Кузбассе 376 Кузбасской стрелковой дивизии, какими техническими данными обладало оружие?
В нашей школе создан музей боевой славы 376 Кузбасско-Псковской Краснознаменной стрелковой дивизии.
Бойцы 376 Кузбасской стрелковой дивизии прошли путь от Москвы до Берлина.
Немного истории.
3. Выступление учащегося:
Положение на фронте усложнилось. На сто сорок седьмой день войны противник возобновил “генеральное” наступление на Москву. “Тайфун” - операция по захвату советской столицы – забушевал с новой силой. Гитлер бросил на Москву 51 дивизию: 13 танковых, 7 моторизованных и 31 пехотную…
Гитлер обратился к войскам с приказом, объявив начало последнего, “решающего” наступления: “Путь готов для сокрушительного и окончательного удара, который раздавит противника до начала зимы”. В общении к поискам Восточного фронта Гитлер потребовал “в ближайшее время любой ценой покончить с Москвой”, поставив на карту всю мощь и силу своих армий. Враг понимал, что захват Москвы был равносилен победе. Понимал это и советский народ, сердцем услышавший вдохновенные слова политрука В.Г. Клочкова: “Великая Россия, а отступать некуда – позади Москва!”.
В этой крайне напряженной обстановке, не дожидаясь полного сформирования дивизий, из Сибири на фронт уходит десятки эшелонов с пополнением. В течение ноября на фронт выехали все созданные стрелковые и кавалерийские дивизии. 10 ноября начала погружаться в эшелоны 376-я дивизия кузбассовцев. Место назначения – станция Шексна Вологодской области. В тот же день на имя комдива и комиссара дивизии поступила телеграмма следующего содержания:
“Кемерово, 376 стрелковой дивизии, Угоричу, Ланкову.
Военный совет СибВО постановил присвоить 376-й дивизии – Кузбасская стрелковая дивизия, её полкам 1248 Кемеровский стрелкой полк, 1250 Прокопьевский стрелковый полк, 1252 Пролетарский стрелковый полк, 943 Ленинск-Кузнецкий артиллерийский полк. Военный совет надеется, что бойцы, командиры и политработники оправдают славное имя Всесоюзной кочегарки – гордости первых пятилеток.
Командующий войсками СибВО генерал-лейтенант Медведев, член Военного совета комиссар Кузьмин”.
В Вологодской области её полки получили не доставшее пополнение. Как отмечается в истории соединения, в полностью укомплектованной дивизии “рядовой и младший начальствующий состав на 90 процентов являлся сибиряками, мобилизованными из Кузбасса – городов Кемерово, Сталинска, Прокопьевска, Ленинска – Кузнецкого”.
29 декабря 1941 года 376 Кузбасская стрелковая дивизия, прибыла на Волховский фронт. 30 декабря 1941 года на реке Волхов в районе города Чудово, дивизия получила боевое крещение. С честью выдержала она сражение у станции Кириши. Затем были переброшены в район Новгорода, где развертывалась трагическая судьба попавшей в окружения нашей Второй ударной армии. В сентябре 1942 года дивизию перебросили в район Ладожского озера, где она принимала участие в Синявинской наступательной операции, ставившей задачу о прорыве блокады Ленинграда. В августе 1943 года дивизия держала оборону у Колпина, в январе 1944 года участвовала в наступлении Ленинградского фронта. Были бои за города и села Латвии, за освобождение Риги. Можно до бесконечности перечислять города и села, в освобождении, которых принимала участия данная дивизия. Если кто желает познакомиться ближе, то вся информация есть в музеи Боевой славы нашей школы.
4. Слово учителя:
Война предъявляла требования не только к людям, но и ко всем видам оружия, а также методам его использования.
Ребята, какими видами оружия пользовались бойцы сформированной в 1941 году в Кузбассе 376 Кузбасской стрелковой дивизии, какими техническими данными обладало оружие?
5. Выступление учащихся:
Ребята рассказывают, какие виды оружия использовались в дивизии и их технические характеристики.
Пистолет-пулемет Шпагина, пистолет-пулемет Судаева, пистолет-пулемет Дегтярева ППД – 40 (СССР), ручной пулемет Дегтярева ДП, ПТРС – 41 образца 1941 г, полковая пушка, станковый пулемет Горюнова, ДШК.
6. Слово учителя.
Ребята сейчас я, вам, предлагаю решить по одной задачи на расчет одной кинематической величин для одного из оружия. Раздаются по группам карточки с текстом задачи на расчет кинематической величины, для каждой группы одно из видов оружия. На решение задачи предлагается регламент 3-5 минут.
Задачи:
Карточка № 1
Пуля летящая со скоростью 1012 м/с попадает в танк. Бронепробиваемость составляет 30 мм. С каким ускорением двигалась пуля в броне танка.
Карточка № 2
Пуля вылетает из станкового пулемета Горюнова в горизонтальном направлении с начальной скоростью 800 м/с. Какова скорость при отдаче пулемета, если масса пулемета 40,4 кг, а масса пули 52 г.
Карточка № 3
Пуля вылетает из ствола пистолета – пулемета Судаева в горизонтальном направлении со скоростью 500 м/с. Насколько снизится пуля во время полета, если цель находится на расстоянии, равном 200 м?
7. Презентация решенных задач.
8. Выступление учащихся.
В самом людном месте нашего шахтерского города, до которого никогда не докатывались грозные раскаты войны, стоит пушка. Стоит на сером бетонном цоколе, станины ее сведены, люлька откатника заперта стопорами, пушка приведена в походное положение.
По праздникам под гром оркестров мимо нее шествуют нарядные колонны демонстрантов, напротив устраивают народные гуляния, звучат мирные песни и счастливый смех. А в будни суетятся вокруг нее мальчишки. Виснут на щите, оседлывают станины…
Пушка и дети … Грозное оружие войны и мальчишки… Вроде абсурдно, несовместимо. Но что делать? Так и есть… Такова судьба ее теперь: доступно и мирно стоять на виду у всех.
Можно подойти, потрогать.
Постоять рядом, подумать.
И вспоминать.
“Удалось проследить путь одной пушки… Она прошла от Сталинграда до Тернополя 12280 километров. Ею было уничтожено 10 танков, 5 бронетранспортеров, 5 самоходных орудий, 15 автомашин, 20 орудий, 7 минометов, 26 дзотов, около 5 батальонов гитлеровцев. Пушка произвела более 11 тысяч выстрелов – выше нормы вдвое” - писала “Правда” в канун тридцатилетия Победы.
И тут же дана высочайшая оценка этой артиллерийской системе: “Так, например, 76 – миллиметровая пушка… Ф-24 считается непревзойденным оружием второй мировой войны…”.
Пушка, которая стоит в центре города, была подарена музею Боевой славы средней школы № 38 в 1975 году маршалом Передельским. Пушка некоторое время стояла во дворе нашей школы. Затем следопыты и учащиеся школы решили, что пушка должна стоять в центре города. С 1976 года она стоит на почетном пьедестале в самом людном месте города.
9. Слово учителя.
Ребята, сейчас я, вам, предлагаю решить по одной задачи на расчет одной из кинематических величин для 76-миллиметровой пушки…Ф -24. Раздаются по группам карточки с текстом задачи на расчет кинематической величины. На решение задачи предлагается регламент времени 3-5 минут.
Задачи:
Карточка № 1
Определите время, за которое снаряд достигает цели, если известно, что начальная скорость снаряда 509 м/с, а угол прицела 30° .
Карточка №2
Определите под каким углом надо расположить прицел, если расстояние до цели 2,5 км. Начальная скорость снаряда 509 м/с.
Карточка № 3
Определите дальность полета снаряда, если начальная скорость снаряда 509 м/с, а угол прицела 30°.
10. Презентация решенных задач.
11. Итог урока.