Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цели урока:
формирование умений
выносить множитель из-под знака квадратного
корня, вносить множитель под знак квадратного
корня через применение определения
арифметического корня и его свойств;
Методы обучения: проблемный, словесный, наглядный, практический.
Формы классной работы: индивидуальная, парная.
Оборудование:
- Мел, классная доска,
- Компьютер
- Мультимедийный проектор с экраном
- Электронная версия урока – презентация, подготовленная в PowerPoint;
- Раздаточный материал: дубль-карточки с заданиями 1 уровня, карточки с ответами к дубль-карточкам 1 уровня, дубль-карточки с заданиями 2 уровня, карточки с ответами к дубль карточкам 2 уровня, карточки с заданиями 3 уровня, карточки с ответами к карточкам 3 уровня.
- Приготовить из цветного картона треугольники, четырехугольники и звездочки для каждого ученика.
План урока:
- Орг.момент
- Актуализация опорных знаний
- Изучение нового материала
- Ознакомление с новым материалом
- Первичное осмысление и закрепление нового материала
- Постановка Д/З
- Итог урока.
Ход урока
В начале урока на экран через проектор проецируют слайд №1 (рис1) с названием темы.
рис 1.
Классная доска поделена на два столбца с заданиями (рис. 2).
Рис 2.
1. Орг.момент
Учитель приветствует учащихся и проверяет их готовность к уроку.
2. Актуализация опорных знаний
Учитель: Сегодня мы перейдем к изучению новой темы, но прежде вы должны вспомнить пройденный материал.
Учитель: Чтобы вспомнить пройденный материал, для этого поможет устное упражнение, которое называется “Расшифруйте”
На экран проецирую слайд № 2 (рис3)
Рис 3.
Учитель: Вам заданы координаты точек, поставьте соответствующие им буквы.
(Учитель ведет фронтальный опрос)
Учитель: Верно ребята, ответом получили фамилию известного французского математика Декарт. Мой выбор этого имени не случаен, так как с его именем связано понятие "прямоугольной системы координат". Что же вы применили в устном счете?
Ученики: Определение арифметического квадратного корня и его свойства. (Ученики проговаривают определение арифметического квадратного корня и его свойства, а учитель (или ученик) записывает формулы на доске).
3. Подготовка к изучению нового материала
Учитель: Определение арифметического квадратного корня и его свойства очень будут необходимы при изучении сегодняшней темы. А теперь обратите внимание на таблицу (рис 2). Что я пропустила в данной таблице.
Ученики: В столбах пропущены названия заголовков столбцов
Учитель: Верно. В ячейках я пропустила задания к данным примерам. Помогите сформулировать задания к каждому столбцу.
Ученики: Вынести множитель из-под знака квадратного корня и внести множитель под знак квадратного корня. (Учитель записывает задание в пропущенных ячейках. Ученики делят тетрадь пополам. В левом столбце решают примеры на вынесение множителя из-под знака квадратного корня, а в правом – на внесение множителя под знак квадратного корня. Затем они вместе с учителем (или вызвать ученика к доске) решают по примеру с каждого столбца )
Учитель: Молодцы! А теперь скажите, как вы думаете, чему же мы будем учиться сегодня на уроке?
Ученики: Мы будем учиться выносить множитель из-под знака квадратного корня и вносить множитель под знак квадратного корня
Учитель: Правильно ребята! Эти знания вам пригодятся в дальнейшем при решении квадратных уравнений, и в геометрии при нахождении сторон прямоугольного треугольника через использование теоремы Пифагора.
4. Ознакомление с новым материалом
Ученики вместе с учителем дорешивают примеры, записанные на доске.
5. Первичное осмысление и закрепление нового материала
Учитель: А теперь проверим, как же вы усвоили материал. Вам нужно выполнить самостоятельную работу, которая состоит из трех уровней. За верное выполнение вы получите фигуры: треугольник, квадрат и звездочку. Как вы думаете, что означают эти фигуры?
Ученики: Оценки: три четыре и пять.
Учитель: Обратите внимание на экран.(рис1) В данных фигурах спрятаны задания. Догадайтесь, в какой фигуре спрятано задание первого, второго и третьего уровней.
Ученики: В треугольнике – задание первого уровня, в квадрате – задание второго уровня, в звездочке – задание третьего уровня. (Геометрические фигуры с заданиями связаны гиперссылкой)
Учитель: Верно. На выполнение примеров из первого уровня (рис 4) отводится 5 мин за правильное выполнение всех примеров этого уровня получите треугольник, оценивается на “3”.
Рис 4.
Через 5 мин на экран проецирую ответы (рис 5). Учащиеся самостоятельно (можно выполнить взаимопроверку) проверяют свою работу.
Рис 5.
Если учащийся не справился с заданием первого уровня, то получает дубль – карточку с заданиями подобными первому уровню (можно приготовить карточки с запасом, если вдруг ребенок снова не справиться с заданием). Затем самостоятельно проверяет свою работу по готовым карточкам с ответами, при правильном решении переходит на следующий уровень. (см. Приложение) Остальные ребята переходят к выполнению заданий следующего уровня
Учитель: На выполнение примеров из второго уровня (рис 6) отводится 7 мин за правильное выполнение всех примеров этого уровня получите квадрат, оценивается на “4”.
Рис 6.
Через 7 мин на экран проецирую ответы (рис 7). Учащиеся самостоятельно (можно выполнить взаимопроверку) проверяют свою работу.
Рис 7.
Если учащийся не справился с заданием второго уровня, то получает дубль – карточку с заданиями подобными второму уровню. Затем самостоятельно проверяет свою работу по готовым карточкам с ответами, при правильном решении переходит на следующий уровень. Остальные ребята переходят к выполнению заданий следующего уровня
Учитель: На выполнение примеров из второго уровня (рис 8) отводится 8 мин за правильное выполнение всех примеров этого уровня получите звездочку, оценивается на “5”.
Рис 8.
Через 8 мин на экран проецирую ответы (рис 9). Учащиеся самостоятельно (можно выполнить взаимопроверку) проверяют свою работу.
Рис 9.
Все примеры к уроку взяты из задачника “Алгебра 8”, автор А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. Учителю не потребовалось дополнительной литературы для подбора заданий, так как заданий в задачнике достаточно, что дает возможность осуществить дифференцированный контроль знаний.
6. Постановка Дом./Задания
Задачник: § 18.
На оценку “3” – № 640-642 (г)
На оценку “4” – № 640-642 (г), 646-648 (г)
На оценку “5” – № 640-642 (г), 646-648 (г), 651 (г), 654-655 (г)
7. Итог урока.
Фронтальным опросом вместе с учащимися подводятся итоги урока:
Чему мы учились на уроке?
Какие изученные знания нам помогли при достижении нашей цели?
Как вынести множитель из-под знака квадратного корня?
Как внести множитель под знак квадратного корня?
Кто получил звездочку?
Кто получил квадрат?
У кого только треугольники?
Как вы думаете, кто из вас достиг цели?
8. Выставление оценок за урок.