При изучении программного материала по физике учащимся колледжа предлагается усвоить учебные элементы на 1, 2 и 3-м уровнях. Однако традиционно применяемые формы контроля качества знаний не всегда соответствуют современным требованиям, т.к. часто нацелены только на репродуктивную деятельность учащихся. Дидактические игры активизируют дифференцированный контроль знаний учащихся по физике. Французский физик Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и другом случае сначала привлекает загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодоленного препятствия.
Под дидактической игрой нами понимается форма учебного занятия, посвященная комплексному анализу важной и емкой физической проблемы и проходящего в виде соревновательной деятельности команд (в нашем случае и отдельных учащихся). Активизация контроля качества знаний учащихся осуществляется не только через содержание, но и через технологию его реализации. Организация такого урока требует значительной подготовительной работы, но в результате обеспечивается как высокая степень активности и самостоятельности учащихся, так и реализуются разнообразные формы деятельности учащихся (индивидуальная, групповая).
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: деловая игра
Цель урока:
Методическая цель:
- изучение возможностей деловой игры как формы организации урока при повторении и закреплении знаний учащихся;
- изучение потенциала интеграции дифференцированного контроля знаний учащихся в процесс деловой игры.
Учебная цель:
- повторение и закрепление знаний учащихся по ранее изученным темам: “Температура и тепловое равновесие”, “Определение температуры”, “Абсолютная температура. Температура- мера средней кинетической энергии молекул”, “Измерение скоростей молекул газа”.
Воспитательная цель:
- продолжить воспитание интереса учащихся к познанию окружающего мира.
- продолжить экологическое воспитание учащихся.
Развивающая цель:
- продолжить формирование представлений о научной картине мира;
- продолжить развитие коммуникативных умений учащихся в процессе работы в командах;
- продолжить развитие логического мышления учащихся.
Оснащение урока: тематический план и программа предмета “Физика”, календарно-тематическое планирование, план урока, учебники, конспекты лекций учащихся, тестовые задания, эталоны заданий, критерии оценивания, алгоритм решения задач, правила эффективной работы в группе, раздаточный материал для работы команд и экспертной группы, лист самооценки деятельности учащихся.
Лабораторное оборудование: спиртовые термометры, сосуды для горячей и холодной воды.
Ход урока
Этап урока | Дидактические задачи этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Хрономет - раж урока |
I. Организацион-ный этап. Ввод в игру | Подготовка учащихся к работе на уроке Организационное оформление и сплочение команд |
|
|
10 минут |
II. Основной этап | Организация самостоятельной работы
учащихся с заданиями и реализация
дифференцированного контроля знаний учащихся. Развитие логического мышления учащихся |
|
Групповая и индивидуальная работа с
заданиями.
|
10 минут
20 минут |
|
Выполнение тестовых заданий 1,2 и 3
уровня по вариантам (А-1-А-8)
|
|||
Организация конкурса капитанов “Продолжите предложение”, консультирование учащихся, содействие в выполнении задания | Выполнение задания “Продолжите
предложение”:
|
5 минут | ||
Исключение механических и ожоговых травм в ходе лабораторного эксперимента | Организация конкурса “Волшебный прямоугольник” (инструктаж по ТБ “ Работа со стеклянным оборудованием”), консультирование учащихся, содействие в выполнении задания | Выполнение задания “Волшебный
прямоугольник”:
|
5 минут | |
Экспериментальное подтверждение зависимости средней кинетической энергии теплового движения молекул от температуры и использование полученных знаний в профессиональной деятельности | Организация лабораторного
эксперимента, консультирование учащихся и
содействие в выполнении задания Подведение итогов этапа |
Выполнение лабораторного эксперимента:
Работа экспертной группы |
20 минут | |
III. Этап анализа и обобщения. Вывод из игры, подведение итогов игры. | Обобщение знаний учащихся и выработка умений самооценки своей деятельности |
Подведение итогов игры Подведение итогов урока:
|
|
10 минут |