Урок "Абсолютная температура. Энергия теплового движения молекул"

Разделы: Физика


При изучении программного материала по физике учащимся колледжа предлагается усвоить учебные элементы на 1, 2 и 3-м уровнях. Однако традиционно применяемые формы контроля качества знаний не всегда соответствуют современным требованиям, т.к. часто нацелены только на репродуктивную деятельность учащихся. Дидактические игры активизируют дифференцированный контроль знаний учащихся по физике. Французский физик Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и другом случае сначала привлекает загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодоленного препятствия.

Под дидактической игрой нами понимается форма учебного занятия, посвященная комплексному анализу важной и емкой физической проблемы и проходящего в виде соревновательной деятельности команд (в нашем случае и отдельных учащихся). Активизация контроля качества знаний учащихся осуществляется не только через содержание, но и через технологию его реализации. Организация такого урока требует значительной подготовительной работы, но в результате обеспечивается как высокая степень активности и самостоятельности учащихся, так и реализуются разнообразные формы деятельности учащихся (индивидуальная, групповая).

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: деловая игра

Цель урока:

Методическая цель:

  • изучение возможностей деловой игры как формы организации урока при повторении и закреплении знаний учащихся;
  • изучение потенциала интеграции дифференцированного контроля знаний учащихся в процесс деловой игры.

Учебная цель:

  • повторение и закрепление знаний учащихся по ранее изученным темам: “Температура и тепловое равновесие”, “Определение температуры”, “Абсолютная температура. Температура- мера средней кинетической энергии молекул”, “Измерение скоростей молекул газа”.

Воспитательная цель:

  • продолжить воспитание интереса учащихся к познанию окружающего мира.
  • продолжить экологическое воспитание учащихся.

Развивающая цель:

  • продолжить формирование представлений о научной картине мира;
  • продолжить развитие коммуникативных умений учащихся в процессе работы в командах;
  • продолжить развитие логического мышления учащихся.

Оснащение урока: тематический план и программа предмета “Физика”, календарно-тематическое планирование, план урока, учебники, конспекты лекций учащихся, тестовые задания, эталоны заданий, критерии оценивания, алгоритм решения задач, правила эффективной работы в группе, раздаточный материал для работы команд и экспертной группы, лист самооценки деятельности учащихся.

Лабораторное оборудование: спиртовые термометры, сосуды для горячей и холодной воды.

Ход урока

Этап урока Дидактические задачи этапа Деятельность преподавателя Деятельность учащихся Хрономет - раж урока
I. Организацион-ный этап. Ввод в игру Подготовка учащихся к работе на уроке

Организационное оформление и сплочение команд

  • организация внимания, проверка явки учащихся, фиксирование отсутствующих;
  • проверка готовности учащихся к уроку,
  • ознакомление учащихся с регламентом урока;
  • мотивационная беседа, тема и цель урока, критерии оценки.
  • знакомство с условиями игры,
  • изложение правил игры инструктаж, консультации;
  • организация деятельности учащихся в командах контроль и коррекция деятельности учащихся, консультирование;
  • - подведение итога этапа.
  • - самоорганизация учащихся;
  • знакомство с темой, целями и регламентом урока;
  • само и взаимопроверка домашнего задания;
  • самооценка выполненного домашнего задания;
  • знакомство с правилами игры, правилами эффективной работы в группе, критериями оценивания;
  • распределение обязанностей, выборы капитана команды (девиз и название команды), выдвижение представителя команды в экспертную группу.
10 минут
II. Основной этап Организация самостоятельной работы учащихся с заданиями и реализация дифференцированного контроля знаний учащихся.

Развитие логического мышления учащихся

  • консультации, инструктаж, коррекция работы команд; оглашение промежуточных результатов; помощь в работе экспертной группы
Групповая и индивидуальная работа с заданиями.
  • работа в тетради;
  • работа с учебной и справочной литературой, конспектами;
  • выполнение тестовых заданий в группах и индивидуально;
  • само и взаимопроверка тестовых заданий в группах.
10 минут

 

 

 

20 минут

   
  • консультирование учащихся, содействие в выполнении заданий
Выполнение тестовых заданий 1,2 и 3 уровня по вариантам (А-1-А-8)
  • выполнение теста на восстановление соответствия (1 уровень)
  • решение задачи-копии по алгоритму (2 уровень)
  • решение задачи (3 уровень)
 
    Организация конкурса капитанов “Продолжите предложение”, консультирование учащихся, содействие в выполнении задания Выполнение задания “Продолжите предложение”:
  • выбрать предложенный вариант ответа и продолжить предложение
5 минут
  Исключение механических и ожоговых травм в ходе лабораторного эксперимента Организация конкурса “Волшебный прямоугольник” (инструктаж по ТБ “ Работа со стеклянным оборудованием”), консультирование учащихся, содействие в выполнении задания Выполнение задания “Волшебный прямоугольник”:
  • составление предложений, используя заключенные в рамки слова (словосочетания)
  • зачитать полученные предложения
5 минут
  Экспериментальное подтверждение зависимости средней кинетической энергии теплового движения молекул от температуры и использование полученных знаний в профессиональной деятельности Организация лабораторного эксперимента, консультирование учащихся и содействие в выполнении задания

Подведение итогов этапа

Выполнение лабораторного эксперимента:
  • измерение температуры холодной и горячей воды, занесение результатов измерения в таблицу
  • перевод температуры по шкале Цельсия в температуру по шкале Кельвина, занесение результатов расчета в таблицу
  • расчет средней кинетической энергии для холодной и горячей воды, занесение результатов расчета в таблицу
  • сравнить полученные результаты средней кинетической энергии и сделать вывод
  • использовать полученные знания в профессиональной деятельности

Работа экспертной группы

20 минут
III. Этап анализа и обобщения. Вывод из игры, подведение итогов игры. Обобщение знаний учащихся и выработка умений самооценки своей деятельности
  • подведение итогов этапа

Подведение итогов игры

Подведение итогов урока:

  • выставление оценок;
  • объявление домашнего задания, инструктаж по выполнению;
  • заполнение журнала группы.
  • комментарии, вопросы-ответы;
  • самооценка деятельности на уроке
  • запись домашнего задания.
10 минут