Конкурс профессионального мастерства “Классный руководитель года” мне приходилось организовывать и проводить уже не один раз, поэтому стали понятны его сильные и слабые стороны. Бесспорно, этот конкурс способствует: обновлению содержания внеурочной деятельности школьников, обмену опытом работы, повышению профессионального мастерства, повышению статуса и социальной значимости классного руководителя в воспитательном процессе. Все это будет достигнуто, на мой взгляд, только в том случае, если на протяжении всего конкурса будут царить доброжелательность, стремление помочь друг другу, поддержать в непростой ситуации. Именно поэтому наш конкурс является открытым. Это означает, что на любом конкурсном этапе могут присутствовать все желающие, приветствуются группы поддержки. Единственным исключением является этап, который включает в себя проведение фрагмента внеклассного мероприятия и самоанализ. Сейчас коротко о программе конкурса. Она сформирована, опираясь на рекомендации краевого управления по образованию и делам молодёжи, и включает в себя:
- Презентацию классного руководителя “Один день из жизни классного руководителя”.
- Защиту творческого проекта “Инновационная деятельность классного руководителя в системе воспитательной работы образовательного учреждения”.
- Подготовку и проведение фрагмента внеклассного
мероприятия (20 мин).
Самоанализ мероприятия. - Выполнение заданий, раскрывающих профессиональные и творческие способности конкурсанта.
С первыми тремя пунктами конкурсной программы все понятно. Хотелось бы подробнее остановиться на этапе, призванном дополнительно раскрыть профессиональные и творческие способности конкурсанта.
Я провожу этот этап в форме ток - шоу. Участниками ток - шоу кроме конкурсантов - финалистов и членов жюри являются: желающие заместители директоров по воспитательной работе, старшие вожатые, представители районной администрации и средств массовой информации.
Ход ток-шоу
I. Разминка – (время на подготовку 1 мин.)
Всем конкурсантам предлагается одна ситуация:
“У вас новый класс, какими будут ваши первые слова, с которыми вы обратитесь к ребятам?”
II. Экспресс-интервью
Конкурсантам необходимо закончить фразу:
- В хорошем классе всегда…
- В моём классе больше всего ценится…
- В моём классе больше всего осуждается…
- Чтобы стать хорошим классным руководителем надо…
- Для развития способностей моих воспитанников необходимо…
- Чтобы достичь успеха в работе с классом необходимо…
- Классный руководитель нужен, чтобы…
- Если хочешь рассердиться на ребят…
III. Ситуация
Здесь участникам конкурса предлагаются непростые жизненные ситуации, из которых они должны найти свой выход.
Ситуация 1: Вы идёте по улице, через забор свисает ветка со спелой малиной.
Ваши действия.
Ситуация 2: Представьте себе, что в жизни всего два цвета. Какие бы вы выбрали?
Ситуация 3: Если бы вам предложили что–либо взять из детства, что бы вы взяли?
Ситуация 4: Можно ли мечтать о собственном памятнике? Почему?
Ситуация 5: Как вы понимаете выражение: “Цель оправдывает средства”. Какие же на ваш взгляд средства допустимы, а какие нет?
Ситуация 6: Может ли классный руководитель достичь желаемого результата, если сам не придерживается того, о чём говорит детям?
Ситуация 7: Как вы считаете, можно ли прожить без врагов? Будет ли жизнь счастливее, которая не требует борьбы и сопротивления?
Ситуация 9: Надо ли знать ученикам о проблемах в личной жизни учителя?
Почему?
Ситуация 10: Надо ли знать, сколько денег получает учитель за свою работу?
VI. Вопросы участников ток-шоу финалистам конкурса
V. Педагогические ситуации
Как и на третьем этапе, классным руководителям предлагается найти свой вариант сложной ситуации, в которой они сами, могли оказаться. Карточки с вопросами находятся в шкатулке с сюрпризом. Ведущий в произвольном порядке вынимает карточки и задаёт вопросы персонально каждому участнику. После ответа каждого конкурсанта, участники ток – шоу имеют возможность задать им вопросы, не более трёх каждому.
Ситуация 1: Классный час. Приглашены гости. Но ребята взбудоражены: по телевизору идёт финал реалити-шоу “Дом-2”. И вдруг выкрики: “Долой классный час! Даёшь “Дом-2””! Ваши действия, как классного руководителя.
Ситуация 2: У вас новый класс. Дети часто ссорятся, дерутся, жалуются? Ваши действия.
Ситуация 3: Ученик вашего класса нагрубил учителю. Ваши действия.
Ситуация 4: Классный руководитель вызывает родителей по поводу неважного поведения сына. Отец, услышав нелестные отзывы о своём сыне, ударил его в присутствии учеников. Ваши действия.
Ситуация 5: Вы видите, что воспитанники вашего класса не заинтересованы предметом молодого учителя – предметника. Ваши действия.
Ситуация 6: У ребёнка из вашего класса день рождения. Он принёс торт и после уроков пригласил часть одноклассников попить с ним чай в школьной столовой. Ваши действия.
Ситуация 7: Какими могут быть ваши действия, как классного руководителя, если ученик пытается показать вам, что ему на всё наплевать.
Ситуация 8: Семиклассница пришла в школу с вечерней причёской. На перемене одноклассники подняли её на смех. Девочка в слезах. Чем помочь в этой ситуации?
Ситуация 9: В классе - новый ученик, который с родителями часто бывал за границей, обучался в элитной школе. У мальчика явно завышена самооценка, он высокомерен с одноклассниками, груб с учителями. Дети новичка не принимают, он же претендует на роль лидера. В классе неразбериха. Что делать?
Ситуация 10: Вы с классом в выходные дни выехали покататься на лыжах. У девочки отстегнулась лыжа, она упала и проколола губу лыжной палкой. Дети испуганы. Слышатся обвинения в адрес классного руководителя. Ваши действия.
VI. Знатоки лингвистики [5]
На этом этапе каждому конкурсанту по кругу задаются вопросы, на которые они дают или энциклопедически правильные ответы, или придумывают свой вариант. Могут оцениваться юмор и находчивость.
Вопрос 1: По-древнегречески “толпа” - “охлос”. А как, согласно одной из версий, древние греки называли отдельно взятого представителя этой толпы?
(Охломон)
Вопрос 2: С итальянского языка это слово переводится как “сломанная скамья”. А в русском языке это слово означает неудачливого бизнесмена. Что это за слово? (Банкрот)
Вопрос 3: Скажите по-французски слово “пыль”. (Пудра)
Вопрос 4: Какой молочный продукт приготовить проще простого, если судить по его названию? (Простокваша)
Вопрос 5: Какой спортивный термин переводится с норвежского как “след на склоне”? (Слалом)
Вопрос 6: Какая известная нам порода собак была выведена в Испании, что и отразилось в её названии? (Спаниель)
Вопрос 7: Из малайского языка к нам пришло название одного животного. Если перевести это название с малайского на русский, получится “лесной человек”. Назовите это животное. (Орангутанг)
Вопрос 8: Какое существительное в современном русском языке произошло от латинского глагола “не хватать”, “не доставать”? (Дефицит)
Вопрос 9: В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец)
Вопрос 10: Если перевести это слово с латинского языка, то оно буквально будет означать “сидящий впереди”. Что это за слово? (Президент)
VII. Семейная анкета [4]
На этом этапе каждый конкурсант отвечает на каждый предложенный вопрос.
Назовите:
- Любимые книги в семье…
- Любимый семейный фильм…
- Любимое семейное занятие…
- Любимый семейный вид спорта…
- Любимое место отдыха семьи…
- Любимая семейная песня…
- Любимый семейный праздник…
VIII. Пролог к выработке “Кодекса чести классного руководителя”
Конкурсантам предлагается продолжить фразу:[1]
Если ты находишься рядом с детьми – пусть у тебя будут тёплые руки и…
Если детей подбадривать и одобрять…
Если дети вместе с тобой трудятся, играют, поют, смеются, ты…
Если хочешь в работе с детьми достичь успеха…
IX. “Кодекс чести классного руководителя”
Здесь конкурсантам предлагается выработать “Кодекс чести классного руководителя” в два этапа.
1 этап – наработка индивидуального творческого продукта (5 минут)
2 этап – выработка коллективного творческого продукта (10 минут)
3 этап – представление коллективного творческого продукта
X. Рефлексия конкурса
Во время рефлексии на ток - шоу у нас есть уникальная возможность, пока не остыли конкурсные переживания, высказать все предложения, замечания, сказать друг другу хорошие слова. Именно благодаря этому, даже не победившие конкурсанты получают столько внимания, что в результате у всех абсолютно остаются только положительные эмоции и воспоминания от прожитой беспокойной конкурсной недели, и как минимум двух месяцев накануне. И только позже состоится торжественная церемония награждения.
Список использованных источников
- Грохова Е. В. Хочу быть лидером.-Нижний Новгород, 2000.
- Журнал “Практика административной работы” №7, 2004
- Журнал “Классный руководитель года” №7, 2001. – с.119 - 123
- Редактор Марзоева Э. В. Грани – V., Владивосок, 2006. – с.61
- Шаульская Н. Эрудит – ассорти. – Ярослявль, 2006. – с.150 - 151